Врач Лидской ЦРБ Андрей Ситкевич: «Для реаниматолога важно уметь быстро мыслить и к критической ситуации подходить без паники»
Врач-анестезиолог-реаниматолог Андрей Ситкевич неслучайно стал собеседником журналиста в проекте «Особенности частной жизни, или 25 вопросов о личном», для участия в котором редакция приглашает известных лидчан, вносящих вклад в развитие нашего региона и страны в целом. Сейчас, в период пандемии, Андрей Леонидович вместе с коллегами находится на переднем крае борьбы с ковидом.
Об отношении к своему делу молодого врача свидетельствуют такие его награды, как Почетная грамота Национального собрания Республики Беларусь за большой вклад в реализацию социальной политики страны и добросовестный труд в сфере здравоохранения, архиерейская грамота Лидской епархии Белорусской православной церкви. Также Андрей Ситкевич заносился на Доску почета УЗ «Лидская ЦРБ.
1. Андрей Леонидович, вы стали работать в ковидной реанимации с самого начала ее организации в Лидской ЦРБ. В то время мне, как журналисту, удалось с вами переговорить лишь по телефону, а сейчас появилась возможность пообщаться непосредственно. Означает ли это, что нагрузка стала меньше?
– Как тогда, так и сейчас ковидная реанимация насчитывает 12 коек и они заполнены. Однако, в отличие от первой волны коронавирусной инфекции, медики, работающие с ковидными больными, не проживают, как раньше, в специально организованном общежитии, а отработав смену, могут отправляться домой. Это не означает, что нагрузки на медиков нет. Работа есть, есть и тяжелые пациенты. Но по сравнению с первой и особенно второй волнами сейчас, пожалуй, полегче. Ведь население вакцинируется, и надо сказать, что вакцинированных больных с тяжелым течением коронавирусной пневмонии в реанимации нет.
2. Конечно, высоко ценится и уважается труд врача любой специализации. Но мне кажется, к врачу-реаниматологу у многих особое отношение. Ведь бывает, за считанные минуты врач должен принять правильное решение, вырвать больного у смерти, а затем закрепить успех. Это очень большая ответственность. Но вы не испугались ее. Почему решили быть на переднем крае в борьбе за жизнь?
– Когда в студенческие годы на последних курсах встал вопрос, какую область медицины для себя выбрать, среди прослушанных циклов лекций “Хирургия”, “Терапия”, “Гинекология” и других меня больше заинтересовал цикл “Реанимация”. Сразу почувствовал: это мое. Потому что, как вы сказали, действительно, тут необходимо думать и действовать быстро. И когда проведенные реанимационные мероприятия возвращают человека к жизни, испытываешь радость в душе. Вот он, реальный результат твоего труда! До работы в ковидной реанимации я работал анестезиологом-реаниматологом в роддоме. Делал наркоз и присутствовал при проведении кесарева сечения роженицам. И знаете, когда на свет появляется малыш, когда слышишь его первый крик – это тоже неповторимые эмоции!
3. А почему вы вообще решили стать врачом?
– Я родился и окончил среднюю школу в городе Ивацевичи Брестской области. Вопроса «Кем быть?», как у некоторых выпускников, у меня не возникало. Не только я сам с детства знал, что свяжу свою будущую профессию с медициной, но и все родственники, друзья, знакомые были уверены в этом. Моя мама Елена Николаевна сорок лет отработала медсестрой. Да и в повседневной жизни к ней, как к медику, нередко обращались соседи с просьбой измерить давление, сделать укол и т. п. Мама не отказывала в помощи. Я видел это и воспринимал как само собой разумеющееся. Считал: раз можешь – надо помочь. Помню, когда мы играли в футбол и кто-то разбивал коленку, ребята были уверены: вот сейчас пойдем к Андрею, он обработает и перемотает пострадавшему ранку – и игра продолжится.
Кроме того, в сфере здравоохранения уже начала складываться наша семейная династия. Помимо мамы, мой старший брат Руслан – капитан медицинской службы, его супруга Наталья – фельдшер.
Планируя поступать в медицинский институт, в школе особое внимание уделял изучению химии и биологии. Химия мне особенно нравилась. Участвовал в городских и областных олимпиадах по этому предмету.
Все вышеперечисленное и повлияло на то, что в 2008 году я стал студентом Гродненского государственного медицинского университета.
4. И после окончания вуза в Лиду вы приехали как молодой специалист по распределению?
– Интернатуру я как анестезиолог-реаниматолог прошел в Борисове и после этого приехал на работу в Лиду. Можно сказать, последовал за женой. Дело в том, что после окончания университета я женился. Супруга также оканчивала Гродненский медицинский университет и после получения диплома как молодой специалист была направлена в свой родной город.
5. Какими качествами, помимо знаний и опыта, должен обладать врач-реаниматолог?
– Любить свою профессию – это главное. Далее – уметь быстро и четко мыслить, знать, что нужно делать, и к любой критической ситуации подходить спокойно (это уже потом, как я сказал, «на выходе», эмоции могут зашкаливать). Нельзя показывать ни пациенту, ни медперсоналу, с которым работаешь, страх, если он есть. Ведь если врач-реаниматолог паникует, паника передается окружающим, а это уже работает не в пользу больного. Конечно, для выздоровления человека врачу важно и уметь работать в команде.
6. Что для вас значит работать в команде?
– Чтобы у тебя все получилось и человек поправился, ты не можешь быть один вообще. Я очень уважаю труд младшего медперсонала. Ведь от их ответственности и профессионализма также зависит немало. В выздоровление больного вносят вклад и заведующий отделением, и врачи других специальностей: хирурги, терапевты, сейчас вот врачи-инфекционисты. Свою роль играет и администрация ЦРБ. Да, возможно, на само лечение она не влияет, но влияет на психоэмоциональный фон врача, на создание благоприятной рабочей атмосферы в коллективе. Это очень важно.
7. Кого вы считаете своими наставниками в профессиональном становлении?
– Во время прохождения интернатуры в Борисовской районной больнице учился у заведующего отделением реанимации Сергея Аркадьевича Придыбайло и врача-реаниматолога Константина Георгиевича Боярина (кстати, сам он лидчанин). В Лидской ЦРБ я начинал работу под началом заведующего отделением Сергея Георгиевича Гадомского, сейчас реанимационное отделение возглавляет Александр Иванович Циунчик.
Профессионалом своего дела считаю и бывшего врача отделения Андрея Викторовича Статкевича. Не могу не сказать о своем старшем коллеге Игоре Леонидовиче Загороднике, у которого многому учусь. Игорь Леонидович знает буквально все, что касается нашей работы, в том числе обо всех современных наработках. В начале пандемии, когда встал вопрос с подбором кадров не старше 50 лет для работы с коронавирусными больными в красной зоне, Игорь Леонидович, который уже переступил этот возрастной порог, предложил свою кандидатуру и вместе с нами, молодыми врачами, отправился на передовую.
8. Помимо того что врач контактирует с больными, к общению с врачом стремятся их родственники. Ведь, безусловно, когда родной человек болеет, а тем более попадает в реанимацию, никто не может оставаться безучастным. Как с ними находите общий язык? Что говорите?
– Кто-то звонит, чтобы сказать спасибо, что делаем все необходимое, а кто-то с первых слов начинает предъявлять требования. Это понять можно: каждый волнуется за своего близкого. И поскольку все люди разные, к каждому нужен индивидуальный подход. Но в любом случае родственникам мы говорим правду, даже если прогноз плохой. И при всем при этом родным больного надо помнить, что врачи делают все от них зависящее, чтобы человек пошел на поправку.
9. Вы сказали, что к любой, даже критической ситуации надо подходить спокойно. А вы испытываете чувство жалости к больному?
– Это совершенно разные понятия. Жалко всех. Особенно когда человек уходит, больно и обидно. Даже потом, когда я уже еду с работы домой, несмотря на то что уверен, что сделано все по максимуму, чтобы спасти человека, думаю о нем, прокручиваю в голове ситуацию.
10. Расскажите о своей семье.
– Как я уже сказал, моя жена Наталия Викторовна, как и я, окончила Гродненский государственный университет. Наталия по специальности врач-бактериолог. Работала заведующей лабораторным отделом в центре гигиены и эпидемиологии. Сейчас супруга находится в декретном отпуске. 28 января у нас родился сын. Назвали Мартином. А нашему старшему сыну Матвею скоро исполнится семь лет.
11. Вы приехали жить и работать именно в Лиду. Другие варианты не рассматривали?
– Мы сразу знали, что будем строить свою семейную жизнь именно в Лиде. И не только потому, что жена – лидчанка. Еще не будучи женатым, гостил у Наталии. Город очень понравился. А уж я такой человек: если почувствовал, что это мое, то не отступлю.
12. Вас, как молодых специалистов, обеспечили жильем?
– Возможно, со временем мы бы получили жилье, которое строится с государственной поддержкой. Однако решили не ждать и купить квартиру за собранные средства и оформив кредит. А поначалу, когда приехали в Лиду, жили у бабушки супруги в старом Южном городке. Привыкли к этому уютному, компактному микрорайону. Поэтому, приобретая собственную квартиру, рассматривали именно его для дальнейшего проживания.
13. Вы сказали: если почувствуете, что что-то пришлось по душе, не отступите от этого. А что еще могли бы выделить в своем характере?
– Обязательность. Я знаю, что такое слово «надо». И тут ничего не поделаешь: если пообещал – сделаю, чего бы это мне ни стоило. Обязательность проявляется как в отношениях с людьми, так и в работе. Вот, например, смена заканчивается, но у меня нет такого, что встал и ушел, как говорится, по звонку. Если есть экстренные случаи (а такие возникали особенно в реанимации роддома), всегда готов остаться и помочь врачу, который меня сменил. Конечно, надо отдать должное моей жене, которая понимает меня. А вообще, надо сказать, что супругой реаниматолога быть нелегко.
14. Жена понимает вас, наверное, потому что сама медик?
– Наталия поддерживает меня не только в том, что касается работы. Знаю, что в любых моих начинаниях я получу ее поддержку. Даже в тех, которые могут показаться несолидными. К примеру, я загорелся идеей сделать еще одну татуировку на теле. Сказал об этом Наташе. Отговаривать не стала, ответила: «Нравится – делай». Или, например, у меня была мечта купить мотоцикл. И опять жена дала добро на то, чтобы эти мои планы стали реальностью.
15. Удалось опробовать новый байк на дорогах Беларуси?
– Не всегда получается отправиться в мотопутешествие из-за занятости на работе. Тем не менее в прошлом году такой мотопробег с друзьями-мотоциклистами совершили: за полтора суток проехали 1100 километров. Познакомились с достопримечательностями Пинска, Микашевич, Мозыря. В планах, когда дети подрастут, отправиться в такую же познавательную поездку с женой. Тем более что необходимый опыт вождения для того, чтобы поехать с пассажиром, уже приобрел.
16. Какие обязанности по дому лежат на вас?
– Могу выполнить любую домашнюю работу. Особенно нужна помощь жене сейчас, когда у нас появился второй малыш. Знаете, раз есть семья – есть общие обязанности, дом, дети. И кто это сказал, что только женщина должна убирать или готовить? Я так не считаю.
17. Как вы, врач, укрепляете свое здоровье?
– Мне всегда нравились спортивные единоборства. Занимаюсь боксом. Хожу в свободное время в спортивный зал. К слову, мой сын Матвей вот уже два года занимается таэквондо. Спорт и физкультура – это важно.
18. Тут было бы к месту услышать рекомендации врача о том, что нужно делать, чтобы не стать пациентом реанимации.
– Безусловно, нередко человек попадает в реанимационное отделение по не зависящим от него обстоятельствам. К примеру, поспособствовала коронавирусная инфекция. Но ведь бывает, что и сам человек «помогает» развитию болезни. Нельзя махать рукой на свое здоровье, на свои недуги – нужно вовремя обращаться к врачу! Повышается давление? Необходимо отнестись к этому ответственно, сходить к терапевту, чтобы прописал соответствующее лечение, и придерживаться его. Ведь даже при давлении 160 мм вы можете чувствовать себя в целом хорошо, но ваши сердце и сосуды чувствуют себя не очень.
19. Часто ли вы, как многие молодые люди сейчас, «зависаете» в интернете?
– Соцсети просматриваю, но зависимости как таковой нет. Можно сказать, что чаще всего в интернете интересует сводка о заболеваемости коронавирусной инфекцией в мире и Беларуси, чтобы предполагать, чего нам ожидать в этом плане в ближайшем будущем, а также информация о новинках в медицине. Ведь постоянно появляются новые методики лечения, новые медпрепараты. Пополнять знания считаю необходимым. До начала пандемии довелось побывать на курсах, касающихся первичной реанимации новорожденных. Вместе с коллегой Игорем Леонидовичем Загородником выписываем российский журнал «Анестезиология и реанимация», где можно найти немало полезной информации.
20. Друзей у вас много? Как выбираете их?
– Я человек дружелюбный, со всеми нахожу общий язык, ценю дружбу. Причем среди друзей у меня разные люди – это и военные, и врачи, и байкеры, и, скажем так, молодежь клубно-дискотечная. Друзей сознательно не выбираю. Это как с выбором профессии или места жительства: чувствую, что это «мой» человек, и мне с ним интересно.
Близким другом для меня является мой старший брат Руслан. Поначалу разница в восемь лет давала о себе знать. Но теперь, когда я стал взрослее и у меня появилась семья, можем общаться часами. Ощущаю его понимание и поддержку.
21. В том, какими мы стали, большая заслуга наших родителей. За что вы благодарны своим?
– Я благодарен родителям, Елене Николаевне и Леониду Дмитриевичу, за все, в том числе за то, что дали жизнь, за то, что помогли получить образование. А скольким правилам они научили нас с братом, стремясь, чтобы мы достойными людьми шли по жизни! Я знаю, что ко всем людям надо относиться хорошо, понимать их, ведь у каждого своя история жизни, своя судьба, и что обещанное надо выполнять, – это у меня от мамы. От отца – никогда не бояться работы и если взялся что-то делать, то выполнять хорошо и качественно. Именно отец воспитал во мне трудолюбие.
Я очень люблю своих родителей. И нет того дня, когда бы я с ними не созванивался. Даже если нет новостей, я просто спрошу: «Как дела?» – и скажу: «Берегите себя».
22. Какие, по вашему мнению, три главных понятия, которые должны сопровождать человека по жизни?
– Их много. Но если выделить три главных, то первое – это творить добро. Ведь не только красота, но и доброта спасет мир. Второе – быть честным по отношению ко всему. И третье – что бы ни случилось, оставаться самим собой.
23. Андрей Леонидович, во время нашей беседы вы будто зарядили меня своей энергией. И, несмотря на сумрачность погоды в этот февральский день, даже на душе светлее стало. А какая ваша любимая пора года?
– Все поры года хороши по-своему. Но мне больше всех нравится весна – наверное, потому, что с наступлением весны природа пробуждается к жизни.
24. Мне кажется, это созвучно с вашей профессией: вы стоите на страже жизни человека.
И в конце нашего разговора хотелось бы задать еще два традиционных вопроса как участнику проекта. Первый: что у вас в планах на будущее?
– Если говорить о планах на далекую перспективу, то воспитать сыновей достойными людьми, чтобы нам с женой за них никогда не было стыдно. В ближайших планах – отвезти семью на море или на какой-нибудь другой отдых. Ведь жена подарила мне второго сына. И я не открою Америку, если скажу, что родить и вынянчить маленького для женщины нелегко. В плане работы – пройти курсы и получить как врач первую, а затем высшую категории.
25. Что хотите пожелать лидчанам?
– Что я могу пожелать как врач? Конечно, здоровья! А еще мира, добра. Чаще улыбайтесь и дарите счастье друг другу!