Преподаватель Лидского колледжа, кандидат технических наук Эдвард Свило: «Надо жить интенсивно, чтобы больше сделать и достичь»
Редакция «Лідскай газеты» продолжает проект «Особенности частной жизни, или 25 вопросов о личном». Сегодня мы адресовали вопросы преподавателю Лидского колледжа УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы» Эдварду Свило. В выборе собеседника немалую роль сыграл не только тот факт, что он с начала работы в колледже стремится дать прочные знания учащимся главного учебного заведения Лидчины, но и то, что Эдвард Владиславович имеет ученую степень: кандидат технических наук. А еще общение оказалось познавательным и потому, что Эдвард Свило, как он сам себя характеризует, “рожден в СССР”.
1. Эдвард Владиславович, в Лидском колледже еще со времен индустриального техникума приветствовалось занятие научной деятельностью. Как обстоят дела сейчас?
– В колледже работают три кандидата наук, и руководство колледжа всячески способствует развитию научной деятельности, привлечению учащихся к научным исследованиям, выступлениям на научно-практических конференциях, участию в областных и республиканских выставках технического творчества, постоянно действующем конкурсе «100 идей для Беларуси», и эта область деятельности стимулируется из отдельного фонда.
Директор колледжа Андрей Николаевич Семашко постоянно ориентирует преподавателей на поступление в магистратуру и аспирантуру. К слову, сам Андрей Николаевич окончил магистратуру при Гродненском университете и является магистром педагогических наук.
2. Значит, заниматься наукой можно и в небольшом городе? Что для этого нужно?
– По поводу места и условий занятия наукой хочу отметить следующее: в современном обществе можно развивать, совершенствовать, углублять свои знания и умения до бесконечности. Все зависит от самого человека – необходимы желание, стремление и соответствующая сила воли.
3. А каким был ваш путь к званию кандидата технических наук?
– Родился я в небольшой деревне (правильнее сказать, на хуторе) Войдатишки Островецкого района 16 января 1949 года. В 1964 году окончил базовую школу в деревне Быстрица и поступил в Молодечненский политехнический техникум по специальности «Электрооборудование промышленных предприятий и установок». После его окончания в 1968 году был направлен на работу на Харьковский домостроительный комбинат. Там начинал трудовой путь электромонтером и дошел по служебной лестнице до должности начальника отдела автоматизированных систем управления технологическими процессами. Без отрыва от производства я учился в Харьковском ордена Ленина политехническом институте имени Ленина по специальности «Электропривод и автоматизация промышленных установок» с квалификацией «Инженер-электромеханик». Диплом об окончании получил в 1975 году. По результатам защиты дипломного проекта мне предложили поступить в аспирантуру, а поскольку морально я был настроен и готов дальше продолжать образование, то сразу согласился.
Затем я был призван на службу в Вооруженные Силы СССР. Год служил в воинской части в Тольятти. Мне было присвоено звание старшего лейтенанта. А диссертацию я защитил в 1984 году в Ленинградском политехническом институте.
Вначале беседы я не случайно отметил, что для достижения поставленной цели, кроме желания, необходимо иметь и силу воли. Дело в том, что по специфическим вопросам не всегда имелась литература в местной библиотеке. Приходилось обращаться в Государственную библиотеку СССР имени Ленина (у меня даже сохранился читательский билет).
Руководство домостроительного комбината особо не вникало в то, чем я занимаюсь в свободное от работы время, – главным было то, чтобы решались производственные вопросы. И для них стало полной неожиданностью, когда пришло подтверждение о защите кандидатской диссертации. Должен отметить, что все доброжелательно отнеслись к этому событию: без проволочек был подписан приказ о назначении ежемесячных выплат (50 рублей) за ученую степень.
4. Получается, вы из личного опыта знаете, как важно, чтобы молодой специалист в организации, куда он приехал на работу, получил поддержку от старших коллег.
– Не раз убеждался, что правильно говорят: хороших людей намного больше, чем плохих. За всю мою трудовую деятельность у меня не было плохих руководителей. Все, кого вспоминаю, начиная с моего первого начальника Александра Федоровича Майбороды, были хорошими людьми, доброжелательными, старались поддержать и помочь. Александр Федорович, например, не только помог постичь на практике азы профессии, но и не остался равнодушным к моей жизни в целом. Он посоветовал мне с товарищем, как молодым специалистам, стать в очередь на получение жилья. Мы последовали подсказке и благодаря этому, хоть и через 12 лет, получили квартиры.
5. В Харькове вы жили и работали до 1989 года. И, имея должность, квартиру, все же решили вернуться на родину. Почему?
– Этому было несколько причин. Работая в Харькове, я женился на девушке из нашего Островецкого района. Встретились с будущей женой на танцах, когда приехал домой в отпуск. Терезу я знал и раньше (ведь мы жили в соседних деревнях), однако, повзрослев, взглянул на нее по-новому. Завязались отношения. Мы некоторое время переписывались, а затем поженились. Жена переехала ко мне. У нас родилась дочь.
Когда в 1975 году меня призвали в армию, а жена вышла из декретного отпуска на работу, смотреть малышку ей помогала теща. Казалось, жизнь идет своим чередом. Мы строили планы на будущее. Но тут случилась трагедия: Тереза погибла, попав под машину по дороге на работу. В воинской части мне дали отпуск. Однако после похорон нужно было вернуться и продолжить службу. На совете родственников было решено, что нашу доченьку Эллу возьмет на воспитание моя мама.
После армии я вновь стал работать на Харьковском домостроительном комбинате. Безусловно, при первой возможности старался бывать в Войдатишках. Честно говоря, я скучал по родине, часто в мыслях возвращался в родной дом. А тут подошло время окончания Эллой школы, и ей нужно было определяться с будущей профессией. Все это подтолкнуло меня перебраться назад в Беларусь, поближе к родным местам. В 1989 году я обменял квартиру в Харькове на квартиру в Лиде (подвернулся такой вариант). Дочь поступила в Лидское педучилище и переехала жить ко мне.
Много с того времени воды утекло, но я по-прежнему уверен, что решение возвратиться на родину было верным.
6. Каким образом после возвращения в Беларусь решили вопрос с трудоустройством?
– В Лиде я устроился на новый тогда опытный завод «Неман» начальником конструкторского бюро по товарам народного потребления. Работа была очень интересная, творческая – мы организовали производство коллекторных двигателей мощностью 250 Вт для бытовой техники и изготовили опытный образец многофункционального кухонного процессора. Правда, наплыв импортных бытовых изделий и перестроечные процессы не позволили организовать серийное производство.
7. Значит, на преподавательскую стезю вы ступили не сразу?
– Это так. Честно говоря, когда приехал в Лиду и начал устраиваться на работу на завод, как-то зашел в колледж, подумал: возможно, мои знания здесь пригодятся. Но, к сожалению, директора на месте не было. В приемной попросили подождать. Подождал некоторое время и решил, что загляну сюда в другой раз. Но уже были подготовлены нужные документы для трудоустройства на завод, увлекся работой, начались командировки. Так в колледж я тогда больше и не заглянул. И лишь в 2004 году повторил попытку. За плечами была не только работа на опытном заводе «Неман», но и работа в качестве директора ООО «Автобус», которое поставляло комплектующие по производству автобусов для завода «Неман». Эта последняя должность ничего, кроме нервотрепки (хоть и действовал я всегда по закону, никогда не шел на какие-либо ухищрения), мне не давала. Укрепился в решении: я однозначно принесу больше пользы в преподавательской деятельности в учебном заведении. Обратился к директору колледжа Юрию Михайловичу Гриневичу. Он встретил меня доброжелательно, расспросил обо всем, посмотрел все имеющиеся документы. «Ну, и где же вы раньше были? Вы нам подходите! Готовы принять», – говорит. «В жилье нуждаетесь?» – спрашивает. «Нет, квартира есть, и есть большое желание у вас работать», – отвечаю.
8. Какие предметы преподаете в колледже?
– Все дисциплины, которые связаны с электричеством. Также лет десять читал в Гродненском государственном университете имени Янки Купалы лекции по электрооборудованию автомобилей. Кроме теоретических знаний, трудового пути и защиты диссертации, мне в помощь – практический опыт. Во время работы на Харьковском домостроительном комбинате с должности заместителя главного энергетика предприятия мне предложили перейти на должность начальника отдела автоматических систем управления технологическими процессами. Работать было интересно. Мы создали на предприятии автоматическую систему учета электрической энергии. В ходе решения вопросов мне вместе с главным инженером комбината довелось побывать в Москве, в ЦК КПСС. Кстати, после внедрения такого ноу-хау к нам за опытом приезжали делегации из всего Советского Союза.
9. Насколько я знаю, в Лидском колледже преподаватели стремятся дать учащимся не только теоретические знания, но и практические и вы один из них.
– Для учащихся созданы кружки технического творчества, чтобы повысить их конкурентоспособность на рынке труда. Раньше как было? Вот я, например, в Молодечно окончил техникум, меня направили на работу в Харьков, там оформили документы, обеспечили общежитием, и все – иди работай. А сейчас, когда распределяют молодого человека в организацию, наниматель (особенно в частных организациях) говорит: «Покажи-ка, что ты умеешь делать. Вот тебе паяльник в руки – посмотрю, на что ты горазд, качество работы».
Я веду лабораторию технического творчества «Энергосбережение на пользу человека». Учащиеся учатся паять электронные схемы, изучают их работу. Просто так делать это неинтересно. Поэтому ребята ориентируются на изготовление какого-либо изделия. Если оно получается солидным, работающим, то включается в основу дипломного проекта.
Также лучшие работы демонстрируются на областных и республиканских выставках технического творчества в Гродно и Минске. Счетчик отжиманий для соревнований, например. Или из последних – высокоточный измеритель емкости.
Многие изделия также изготавливаем для использования в учебном процессе.
10. Дается ли деятельности ваших молодых дарований оценка на высоком уровне?
– Техническое творчество учащихся не проходит незамеченным. Например, очень трудна в понимании работа синхронной машины. Для подспорья в учебном процессе мы создали модель работы синхронной машины, автоматизировали ее. Учащийся Виктор Кайлевич, который работал над автоматикой, был признан победителем республиканского конкурса профмастерства и удостоен премии Президента Республики Беларусь.
11. Из опыта своих студенческих лет знаю, что студенты делят преподавателей на хороших и плохих. И хороший преподаватель чаще всего не отождествляется с добреньким, у которого можно получить высокую отметку просто так. Вы хоть и строгий преподаватель, но учащиеся вас уважают. Чем достигается уважение?
– В отношениях «учащийся – преподаватель» важно следовать принципу справедливости, ко всему подходить по-честному (молодые люди чувствуют фальшь), относиться доброжелательно, не оставлять без внимания вопросы, касающиеся предмета, которые возникают у ребят. Каждой новой группе перед началом занятий во время вводной лекции объявляю: «Не стесняйтесь, не бойтесь спрашивать. Не смогу ответить сразу – подготовлюсь и отвечу завтра». К слову, я могу поставить учащемуся двойку на занятиях, а на экзаменах, как правило, этого не делаю.
12. Как вы оцениваете современных учащихся по сравнению с выпускниками прошлых лет?
– Во все времена были учащиеся, которые действительно хотят получить знания, могут, умеют это делать, и те, кому лишь бы день до вечера. Но сегодня общий технический прогресс, интернет позволяют учащимся продвигаться активнее. Такие ребята владеют многими вопросами и, если надо разыскать нужную информацию, могут сделать это быстро по сравнению с представителями молодого поколения прошлого столетия.
13. Вы сами давно с интернетом на «ты»?
– Когда пришел работать в колледж, мои знания в этой области были на нуле. Однако я сразу взялся осваивать компьютер, и в первую очередь потому, что мне, как педагогу, необходимо составлять большое количество рабочих планов. А помогла мне постичь азы работы с компьютерной техникой младшая дочь Лиза, которая на то время еще училась в школе. На данный момент, считаю, мои знания на достаточном уровне и неудобств при использовании всемирной паутины я не испытываю – извлеку оттуда любую информацию.
14. Вы упомянули о младшей дочери Лизе. Значит, вы вновь нашли свою вторую половинку? Где и когда?
– Женился я через 20 лет после смерти первой супруги. Старшая дочь Элла на то время уже была замужем. А я тогда работал на опытном заводе «Неман». В процессе организации на предприятии производства коллекторных двигателей мощностью 250 Вт для бытовой техники директор отправил меня в командировку в Украину, в город Нововолынск, в ПО «Оснастка». Пока решал вопросы по оформлению документации и отгрузке оборудования, познакомился с девушкой, которая работала в отделе оснастки. Как это бывает, почувствовал в ней родного мне человека. Некоторое время мы с ней переписывались, а затем я сделал предложение. Валентина Витальевна ответила согласием и охотно переехала ко мне в белорусский город Лиду. У нас родилась дочь Лиза.
15. Вы, насколько я знаю, не только счастливый отец, но и счастливый дедушка. Расскажите, пожалуйста, подробнее о продолжении вашего рода.
– Элла после окончания педучилища решила уехать работать в Быстрицкую школу, которую и я, и она оканчивали. Причина была проста: дружила с местным парнем. Через год состоялась свадьба. Сейчас сыну Эллы, моему внуку Евгению, 27 лет. Он получил сначала средне-специальное, а затем высшее строительное образование. Работал на строительстве атомной станции в Островце. После завершения возведения Белорусской АЭС коллеги пригласили Евгения на строительство атомной станции в Бангладеш.
Но «представительство» нашей семьи на АЭС в Островце на этом не закончилось. Сейчас там работает дочь Элла. Моя вторая дочь Лиза после окончания школы и БНТУ решила вернуться в родные края своих предков и устроилась работать на атомную станцию. Здесь дочь познакомилась с парнем: Александр также приехал сюда на работу как молодой специалист после окончания БГУ. Они поженились. А в прошлом году Лиза и Александр подарили нам внучку Екатерину. Сейчас ей 1 год и 4 месяца. Кстати, молодая семья сразу же после свадьбы получила жилье – прекрасную двухкомнатную квартиру.
16. Мне доводилось слышать замечательные отзывы о вас как о человеке от ваших соседей. Такая оценка говорит о многом. Что берете за основу во взаимоотношениях с людьми?
– Мама нам, своим четверым сыновьям, говорила: «Всегда нужно уважать людей, относиться к ним так, как вы хотите, чтобы относились к вам». Это наставление сильно запало мне в память. Ведь нетрудно улыбнуться, сказать «здравствуйте» (кстати, у меня с детства сохранилась привычка здороваться даже с незнакомыми людьми). Доброжелательное, внимательное отношение к людям позволяет мне получать такую же обратную реакцию.
17. Кем были ваши родители? Я уверена, что, как и всю деревенскую детвору, вас приобщали к труду.
– Отец Владислав Францевич работал в колхозе, а мама Янина Антоновна была домохозяйкой (тем не менее и она зарабатывала трудодни). С конца 50-х годов руководство колхоза поручало нашей семье обслуживать определенный участок работы. Мы держали то до сотни колхозных кур, то полсотни гусей, то несколько десятков маленьких телят и ухаживали за ними. Конечно, у нас было и собственное хозяйство. Так что даже нам, детям, сидеть без дела не доводилось.
Нашего отца не стало рано. Поэтому, когда я переехал в Лиду, поближе к родным местам, один раз в две недели обязательно приезжал домой, чтобы помочь маме по хозяйству. Работал в саду, участвовал в возделывании соток, подсоблял маме в уходе за пчелами.
18. Значит, именно от мамы к вам перешло увлечение пчеловодством?
– Насколько помню, на нашем участке всегда размещались ульи. Несколько из них еще осталось с войны. И именно мама ухаживала за ними. В начале марта 2001 года мама умерла. Помню, был солнечный день. Пчелы будто чувствовали уход хозяйки. Когда мы приехали с кладбища, они вылетали из ульев и садились на капот машины. А месяца через два мамины рои пчел погибли. Но вот в мае звонит мне брат Иван (он в свое время построил для своей семьи дом недалеко от родительского участка) и говорит: «Рой пчел прилетел. Если возьмешься ухаживать за пчелами, то поймаю». Подумал я и дал добро. Хотя, помогая маме, не вникал и не различал, где находится расплод на рамке или запечатан мед. Но начал читать специальную литературу, советоваться с пчеловодами – и дело пошло. На сегодняшний день на родительском участке насчитывается до 20 ульев.
19. А какова судьба родительского дома? Вы говорили, что, будучи вдали от родины, нередко возвращались в мыслях в знакомые с детства места.
– После смерти мамы думали продать дом. А потом решили: средства выручим небольшие, а вот душа будет болеть – пусть наше родовое гнездо сохранится для детей и внуков. Ведь это строение в 1912 году возвел еще мой дедушка по особой технологии. Мы привели дом в надлежащий вид (мне в этом помогали мои родные). По моей просьбе внешней отделкой занимался внук Женя, чем я очень горжусь. В работах по дереву есть участие брата Ивана. Кое к чему и я сам руку приложил.
Знаете, заметил такую особенность: мне в родительском доме даже в непогоду не холодно, будто он согревает каким-то особенным теплом.
20. Уверена: для выполнения работ, которые касаются электричества, электрика ни в квартиру, ни в деревенский дом к себе не приглашаете. Когда впервые реализовали на практике свои умения и навыки?
– В свое время в тех хозяйствах, где держали корову, не могли обойтись без сечкарни. Это такой простой агрегат, которым резали солому и сено на сечку для корма животным. Как правило, крутили колесо вручную. Когда я в Молодечненском политехническом техникуме получил первые знания, сразу решил применить их с пользой для дела – нашел двигатель и приспособил его для работы сечкарни на электричестве. И в дальнейшем по жизни, насколько можно, я все стремился электрифицировать.
21. Эдвард Владиславович, по своей специальности вы технарь. И все же есть ли у физика кое-что от лирика?
– В свое время самостоятельно освоил аккордеон. Играю на нем, пою, но, как говорится, только за праздничным столом. Когда были живы родители, мы часто собирались всей семьей в родительском доме.
22. Как укрепляете свое здоровье?
– Главное – не вредить здоровью. Обхожу стороной вредные привычки – никогда не курил, на протяжении года могу не пригубить спиртного. Вот только недавно пришлось пойти на первый больничный с начала работы в колледже. К слову, в осенне-зимний период простуду лечу прополисом от своих пчел. Его использование дает хороший эффект.
23. Жизнь каждого человека состоит из черных и белых полос. Какие из сравнительно недавних радостных событий особенно греют вам душу?
– Незабываемый день – свадьба младшей дочери. За свадебным столом гости со стороны жениха и невесты собрались в уютном кафе на станции Гудагай. Настроение поднимал и тот факт, что молодые тщательно продумали меню, оформление помещения, музыкальное сопровождение. Но еще больше впечатлила церемония венчания. Проходила она в наикрасивейшем костеле в Гервятах. Под стать храму была и сама служба.
Сам я человек верующий, посещаю службы в Фарном костеле в Лиде. Мама с детства приучила нас придерживаться всех религиозных канонов.
24. Эдвард Владиславович, сейчас, с высоты прожитых лет оглядываясь назад, как оцениваете свой жизненный путь?
– Считаю, шел по жизни правильно, но если бы пришлось повторить этот путь, то надо было бы жить более интенсивно, чтобы больше сделать и достичь. К сожалению, перестройка в нашей стране притормозила развитие науки. К счастью, только на время.
25. Традиционно в 25-м вопросе, адресованном собеседнику, я прошу высказать пожелание лидчанам.
– Чтобы по-прежнему было чистое небо над головами, в каждой семье лидчан рос достаток, а наша Беларусь и прекрасный город Лида, который имеет такое лирическое название, по-прежнему развивались и становились все краше.