Как не пропустить аутизм у ребенка?

02 Апреля 2023 2083
Как определить аутичные черты у ребенка? Меня, как молодую маму, очень волнует этот вопрос. Наблюдая за отдельными чертами своего сына (2 года), я беспокоюсь. Возможно, мои опасения напрасны, но все же хотелось бы знать, на какие моменты действительно стоит обращать внимание, чтобы ничего не упустить. Кому нужно показать ребенка: психологу или неврологу?

Наталья

Психолог Татьяна Каральчук:

– Чаще всего детский аутизм проявляется в 2,5-3 года. Именно в этот период ярче заметны речевые нарушения и замкнутость у детей. Однако первые признаки аутистического поведения видны и в раннем возрасте (до 1 года). Конечно, родителям сложно самостоятельно отличить признаки аутизма, поэтому неслучайно детям рекомендована консультация специалиста.

С 1 января 2023 года в нашей стране проводится диспансеризация детского населения согласно постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 9 августа 2022 года №83 «О порядке проведения диспансеризации взрослого и детского населения». В рамках данной диспансеризации для всех детей в возрасте до 3 лет проводится скрининговый тест на аутизм.

Что это такое? Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей раннего возраста (M-CHAT) был разработан для того, чтобы исследовать детей в возрасте от 16 до 30 месяцев на расстройство аутистического спектра (РАС). Данный тест используется при медицинских обследованиях, чтобы оценить степень риска развития аутизма. Он доказал свою эффективность более чем в 25 странах, был апробирован в ходе масштабных исследований и в последний раз был модифицирован в 2009 году.

М-CHAT занимает минимум времени, может быть применен в разных условиях и не требует специального обучения. Поэтому вы можете самостоятельно пройти данный тест. Для этого ответьте на вопросы о вашем ребенке («да» или «нет»). При ответах учитывайте, как обычно ведет себя ребенок. Если вы замечали у ребенка описываемое в вопросе поведение несколько раз, но обычно он так себя не ведет, то отвечать нужно «нет».

1. Если вы показываете на что-то в другом конце комнаты, ваш ребенок смотрит на это? (Пример: если вы показываете на игрушку или животное, ребенок смотрит на игрушку или животное?)
2. Вы когда-либо предполагали, что ваш ребенок может быть глухим?
3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? (Пример: притворяется, что пьет из пустой чашки, изображает, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу?)
4. Вашему ребенку нравится забираться на предметы? (Пример: мебель, строения на игровой площадке, лестницы.)
5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед его/eе глазами? (Пример: ваш ребенок шевелит его/eе пальцами около его/ее глаз?)
6. Ваш ребенок указывает пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь? (Пример: указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться.)
7. Ваш ребенок указывает пальцем на что-то интересное, чтобы обратить на это ваше внимание? (Пример: указывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге.)
8. Ваш ребенок интересуется другими детьми? (Пример: ваш ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним?)
9. Ваш ребенок показывает вам предметы, принося их вам или держа их около вас, просто чтобы поделиться, а не попросить помощь? (Пример: показывает вам цветок, мягкую игрушку.)
10. Ваш ребенок отзывается, когда вы зовете его/ее по имени? (Пример: ребенок оглядывается на вас, говорит или лепечет, прекращает то, что он/она делает, когда вы зовете его/ее по имени?)
11. Когда вы улыбаетесь вашему ребенку, он/она улыбается вам в ответ?
12. Ваш ребенок расстраивается от бытовых звуков? (Пример: ваш ребенок кричит или плачет от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка?)
13. Ваш ребенок умеет ходить?
14. Ваш ребенок смотрит вам в глаза, когда вы говорите с ним/ней, играете с ним/ней или одеваете его/ее?
15. Ваш ребенок пытается копировать то, что вы делаете? (Пример: машет рукой при прощании, хлопает в ладоши, издает смешные звуки вам в ответ.)
16. Если вы оборачиваетесь, чтобы на что-то взглянуть, то ваш ребенок оглядывается вокруг, чтобы увидеть то, на что вы смотрите?
17. Ваш ребенок пытается обратить на себя ваш взгляд? (Пример: ваш ребенок смотрит на вас, ожидая похвалы, или говорит «смотри» или «посмотри на меня».)
18. Ваш ребенок понимает, когда вы говорите ему/ей что-то сделать? (Пример: если вы не сделаете указательных движений, то ребенок сможет понять «положи книгу на стул» или «принеси мне одеяло»?)
19. Если происходит что-то необычное, то ребенок смотрит на ваше лицо, чтобы понять, как вы к этому относитесь? (Пример: если он/она услышит странный или забавный звук или увидит новую игрушку, то он/она посмотрит на ваше лицо?)
20. Вашему ребенку нравится двигательная активность? (Пример: когда кружат или подбрасывают на коленях.)

Данный тест можно пройти в онлайн-режиме по ссылке https://test.autism.help/.

Алгоритм подсчета:

Ответ «нет» по всем пунктам, за исключением 2, 5, 12, указывает на риск РАС (расстройства аутистического спектра). Ответ «да» по пунктам 2, 5, 12 указывает на риск РАС. Количество баллов соответствует количеству ответов, попавших в «красную» зону, т. е. риск растет с числом ответов, попадающих в «красную» зону. 
Общий результат 0-2 балла – низкий риск.
Общий результат 3-7 баллов – средний риск.
Общий результат 8-20 баллов – высокий риск.

Помните, что результаты теста носят предположительный характер и не могут быть использованы для самостоятельной постановки диагноза, однако являются поводом для обращения к специалисту данного профиля. Для более точной диагностики и назначения терапии необходима консультация врача-педиатра, врача-невролога, психолога.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться