Вопрос психологу:«У меня не получится», – говорит ребенок
07 Мая 2024
9249
Здравствуйте. Дочери скоро 7 лет. В этом году пойдет в школу. Воспитываем в разумной строгости. Наказываем редко. За успехи хвалим, объясняем, чем тот или иной поступок нам понравился. Но дочь все чаще говорит: «Я не могу», «У меня не получится», «Я не запомню». Когда пытаюсь выяснить чего она боится, то отвечает: «Я не знаю». Особенно ее пугает, когда надо сделать что-то новое. Сразу начинает говорить, что не будет даже пробовать, все равно не получится. Постоянно объясняем, что и взрослые не все умеют, что всю жизнь люди учатся новому и т. д., но ничего не помогает. Подскажите, как еще можно помочь ребенку поверить в свои силы? /Надежда/
Татьяна Каральчук: – Причины неуверенного поведения ребенка могут быть разные. Такое поведение формируется под влиянием личного опыта ребенка, отношения взрослых к его ошибкам, опыта конкуренции с другими детьми, в том числе братьями и сестрами, характера родителей и, конечно же, особенностей собственного характера и темперамента ребенка. Не всегда причина в прямом влиянии родителей, однако, именно родители во многом могут помочь ребенку справиться с трудностями.
Как это сделать?
1. Признайте чувства ребенка. Прежде чем бросаться решать проблему, просто признайте, что ребенку эта ситуация кажется сложной, ему действительно трудно взяться за дело. Просто коротко скажите: «Да, наверное, эта задача кажется слишком запутанной», «Когда понимаешь, что нужно столько прочитать, кажется, что точно не справишься». Ваша задача не отрицать те чувства, которые уже возникли у ребенка, а помочь с ними справиться.
2. Учите ребенка алгоритмам решения задач. Расскажите о том, что большую задачу нужно разбить на маленькие части, перед решением стоит прикинуть, как лучше действовать, в самом начале работы лучше выделить приоритетные задачи и т. д.
3. Обеспечьте легкие победы. Это та деятельность, где успех дается лишь небольшим усилием. Например, для разминки перед занятиями математикой поиграйте с ребенком в «математический футбол»: вы даете ребенку простенькие примеры, которые он должен посчитать в уме. Примеры должны быть такого уровня, чтобы ребенок чувствовал себя компетентным, решая их.
4. Провозгласите ценность настойчивости. Обращайте свое внимание на те моменты, когда у ребенка что-то не получается, но он все равно продолжает стараться. Как правило, у любого ребенка есть такая область, где его не нужно просить, ведь он старается сам. Пусть это будет склеивание фигурок из бумаги, физические упражнения или компьютерная игра. Обратите внимание ребенка на ту настойчивость, которую он проявляет. Обязательно дайте понять, что вы считаете это сильным качеством.
5. Рассказывайте ребенку вдохновляющие истории. Вы найдете множество примеров великих людей, жизнь которых прямо-таки изобиловала мелкими и крупными поражениями. В этом славном списке великие писатели, ученые, актеры, спортсмены. Существует даже мнение, что сам успех – это результат множества поражений. Ваша задача: создать у ребенка убеждение, что неудача – это не конец света, а всего лишь поворот событий. Приводите примеры из собственной жизни, когда вы добились чего-то значительного, пройдя непростой путь.
6. Моделируйте собственным примером стойкость перед поражением.
Отношение к ошибкам дети часто наследуют от своих родителей. Из практики могу сказать, что подобные ситуации возникают, как ни странно, в очень хороших семьях, где родители внимательны к ребенку и откликаются на все его послания. Такие родители, как правило, сами по жизни «отличники», «достигаторы», они умеют прикладывать усилия, чтобы преодолевать трудности. И своему ребенку невольно задают высокую планку. Успешным и требовательным к себе взрослым даже не приходится специально проговаривать правила. Ребенок сам считывает из атмосферы семьи: я должен быть безупречным, этого ждут от меня дома, других вариантов просто нет. Эти установки формируются с первых лет жизни.
Чтобы помочь ребенку, затейте с ним вместе освоение какого-нибудь дела, в котором у вас практически равные шансы на успех. Например, пойдите учиться танцам, если никогда этим не занимались. Не бойтесь выглядеть смешно, показывайте своим собственным примером, как вы не сдаетесь, несмотря на неудачи.
7. Играйте с ребенком. Страх неудачи и ошибки часто снимается благодаря игре, в которой ребенок сам должен найти вашу оплошность. Вы выполняете задание неправильно – ребенок находит ваши ошибки. Также можно попросить малыша сделать вначале намеренно неправильно, а потом найти и исправить собственную ошибку. Такая игра поможет разрядить напряженную обстановку.
Чего стоит избегать?
• Критики и высмеивания ребенка за ошибки и его отношение к делам. Это только усилит неприятные переживания. А сниженное настроение – это совсем не та почва, на которой процветают успехи.
• Решения проблемы только в момент ее яркого проявления. Большинство описанных выше тактик направлены скорее на организацию общения с ребенком вне проблемной ситуации. Это и есть наиболее эффективная стратегия. Если вы вспоминаете о том, что надо что-то предпринять, только в момент яркого проявления проблемы, то вы мало можете сделать для ее успешного решения.
• Ставить в пример других детей. Именно процедура оценки, сравнивания и пугает ребенка. Не стоит обострять этот конфликт приведением в пример других детей, которые справляются лучше. Результаты ребенка можно сравнивать с его же результатами в прошлом. Тогда прогресс будет более очевиден, и это поможет поддержать ребенка.
Иногда неверие ребенка в свои силы воспринимается родителями как их педагогический провал. Важно, чтобы сами родители относились к такой ситуации, как к чему-то вполне поправимому. Относясь к возникшей проблеме активно, с уверенностью в возможность ее успешного разрешения, родители помогают ребенку занять аналогичную позицию в отношении своих трудностей.
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.