«Наступал на гордыню, но позволял быть другом». Детский футбольный тренер о кривых ногах, терпении и пацанках

13 Декабря 2018 3802
Тренерская карьера Олега Леонидовича Фролова насчитывает уже почти тридцать пять лет. При этом около двадцати из них он работает с девушками. За время, проведенное в футболе, наставник подготовил немало игроков уровня мужской и женской сборных команд Беларуси, что само по себе является уникальным фактом. В нашей стране из тренеров столь плодотворно на оба «фронта» не работал никто.

На прошлой неделе сразу две воспитанницы Олега Фролова стали победительницами футбольной премии «Звездный мяч». Карина Ольховик была признана лучшим игроком чемпионата Беларуси, а Полина Шатиленя – лучшей футболисткой страны. Это замечательное событие стало хорошим поводом пообщаться с их первым тренером.

* * *

– Олег Леонидович, о победах своих воспитанниц вы узнали раньше других. Что почувствовали?

– За несколько дней до самой церемонии позвонили из Белорусской федерации футбола, сообщили эту приятную новость, пригласили на мероприятие. Но я не поехал: заболел. Девчонок поздравил, очень горд ими.

– Сразу две номинации…

– Сам не ожидал. Хотя своей игрой Полина и Карина доказали, что достойны такого внимания. Помогли талант и целеустремленность. Полина – капитан «Минска», в национальной сборной находится на лидирующих позициях. Карина за сезон наколотила сорок с лишним мячей. В общем, девчонки с характером.

* * *

– О становлении ваших воспитанниц в качестве отличных футболисток мы еще поговорим. Расскажите, как сами прикипели к этому виду спорта?

– Я рос в Казахстане, хотя мои родители – белорусы. В свое время переехали осваивать целину. В небольшом поселке Костанайской области не было ничего, чтобы развивать в себе талант футболиста, поэтому я самоучка. Еще в первом классе убегал с уроков, чтобы по маленькому черно-белому телевизору посмотреть матчи чемпионата мира. Застал то время, когда на полях блистал Пеле. Наверное, с самого раннего возраста ассоциировал свою жизнь только с футболом.

Каждое лето меня тянуло на родину – в Толочинский район, где жили бабушка с дедушкой. Там с местными мальчишками тоже играли в футбол. Кстати, среди них был известный ныне белорусский тренер Георгий Кондратьев. У нас имеются родственные связи: его мать и моя бабушка были двоюродными сестрами.

После школы поступил в Гродненский техникум физической культуры, выступал за команду «Олимп», однако ближе к выпуску получил травму. Нужно было вырезать мениск или же заканчивать с футболом в качестве игрока. Долго сомневался, но выбрал второе. Почему? Появился вариант найти себя в тренерской работе. В 1984 году при Лидской обувной фабрике начиналось становление футбольной школы. Из Гродно приехал Иван Прохоров, который искал молодых специалистов. Он пригласил меня влиться в коллектив. Так я оказался в Лиде.

– Каким получился ваш тренерский дебют?

– Набрал коллектив из ребят 1975 года рождения. Среди первых выпускников были Валера Апанас, Юра Романовский, Саша Позняк. То есть сразу же началась плодотворная работа. И потом с каждого набора обязательно кто-то выстреливал: Ленцевич, Юревич и многие другие.

– Знаю, что в 2000-м на некоторое время вы вынужденно сделали паузу…

– Да, сложилась конфликтная ситуация, о причинах которой лучше умолчать. Устроился работать к жене на рынок. Она выдавала мне зарплату в два раза больше, чем в футбольной школе (смеется). Но без тренерской работы был недолго. Сначала на полставки работал с ребятами из детского дома, а после позвонили из гродненской профсоюзной школы «Белкард» и предложили в Лиде открыть отделение женского футбола. Я согласился, при этом набрал еще и группу мальчишек.

– Девчонки из детского дома и стали вашими первыми ученицами…

– В большинстве своем, но не только. Ходил по центральным школам, рассказывал обо всех плюсах этого вида спорта. Правда, вся эта агитация давалась сложно. Родители считали, что футбол не для женщин. Мол, ноги кривые будут! А вот у самих девчонок занятия вызвали огромный интерес. В итоге первые официальные соревнования мы выиграли, что стало дополнительным стимулом для совершенствования. Оставалось только набраться терпения. Мне – в первую очередь. Почему? С девочками приходилось сложно. У них не было склонности к обучению, одни и те же элементы повторяли из раза в раз. Как будто это не тренировка, а дрессировка! Я же до 2012-го так и работал единственным женским тренером, другие не выдерживали – убегали.

– Воспитанницы детского дома уживались с другими девчонками?

– Те, кто пришел в секцию из школ, не были из богатых семей. Их родители – простые работяги. Возможно, поэтому все находили общий язык друг с другом. Для девочек из детского дома тренировки и соревнования стали дополнительным стимулом к тому, чтобы лишний раз выскочить из стен заведения. А самое суровое наказание за нарушение дисциплины – отстранение от занятий футболом. К тому же я ко всем старался относиться по-доброму, с уважением. Девочки ведь очень внушаемые: наступал на свою гордыню, но позволял им быть своим другом.

– Однако из детдомовских девчонок никто так и не дорос до профессионального уровня. Как думаете, почему?

– У многих из них были хорошие способности. Вероятно, сказались гены, сыграли роль вопросы психологии. Да, девчонкам приходилось тяжело, но в то же время государство обеспечивало их всем необходимым. Настойчивости и трудолюбия, возможно, не хватило. Нужно было пахать, а характер противился. 

* * *

Оля Павлють – первая из ваших воспитанниц, которая достигла хороших результатов на профессиональном уровне?

– Да, она попала в белорусскую «молодежку» вратарем. Потом Катя Ковальчук стала голкипером национальной сборной. И так год за годом Лида начала пополнять клубы, сборные команды различных возрастов. Маша Буйко несколько лет назад «капитанила» в молодежной сборной Беларуси, а теперь помогает мне тренировать подрастающее поколение лидских футболисток. Полина Шатиленя выросла до уровня лучшей в стране! Некоторые из девушек находятся на ведущих ролях в мини-футболе. Представительство Лиды в этом виде спорта растет с каждым годом.

– Выходит, с нынешним поколением работать проще?

– Конечно! Во-первых, более лояльным стало отношение со стороны родителей. Они поняли: лучше футбол, чем компьютер или телефон. Во-вторых, у самих девочек «мужской» вид спорта вызывает определенный интерес. В-третьих, воспитанницы своими успехами заметно придают ему популярность. Опять же, главное – уметь заинтересовать, увлечь. Кстати, у Маши Буйко это хорошо получается, она умеет подать футбол красиво. Рад, что смог подготовить не только хороших игроков, но и тренеров. Некоторые из них работают в Академии футбола, многие – в родной Лиде. Плеяда хорошая, я могу уже спокойно думать о пенсии (смеется).

– Из нового поколения есть кандидатуры, которые находятся на пороге белорусских сборных по своему возрасту?

– Лидчанками теперь интересуются всегда. Доходит до того, что они сами не хотят уезжать из города, в то же РУОР к примеру. Все-таки в школьные годы тяжело покидать родителей. Да и качество обучения разнится. Я стараюсь уделить время каждой из девочек, в специализированных учебных заведениях идет массовое обучение, поэтому индивидуального мастерства им зачастую не хватает. Если говорить о конкретных фамилиях, то большим потенциалом располагает Мирослава Зубко. Это наша новая звездочка.

* * *

– Вернемся к главным героиням ушедшего футбольного сезона. Какими были первые шаги в футболе Карины Ольховик и Полины Шатилени?

– Карина – типичная пацанка. Она из Дятлово, вместе с мальчишками постоянно ездила на различные турниры, командовала ими постоянно. Пересеклись мы на соревнованиях «Кожаный мяч». Смотрю, девчонка играет не хуже парней. Подошел, предложил ей перейти в лидскую женскую команду, она с ходу согласилась. Говорю: «Покажи, что умеешь». И Карина как саданула по мячу! Боевая, в общем! Правда, пришлось за нее бороться. Она в Дятлово – звезда. В Лиду приезжала в хоккей играть, подавала надежды в легкой атлетике, но все же выбрала футбол. Как видим, не зря. Так она и играла за лидскую команду, пока ее не заметили в РУОР. Кстати, с первой попытки не уехала в столицу. Расплакалась, не хотела уезжать от родителей. Однако через год ее убедили, что переезд – важная необходимость.

– А Полина?

– Тоже боевая! Училась в пятнадцатой школе, примерно в четвертом классе пришла в секцию. У нее отличные физические данные, а характер-то какой! Серьезная, даже чересчур. Иногда была вредной. Лидер в душе, капитан, «строила» всех постоянно. Но боец! Своим характером даже отпугивала новичков. Как крикнет! Не зря она играет в опорной зоне: жесткая в отборах, хорошо видит поле, умеет начать атаку. Молодчина.

– Вы ведь до сих пор являетесь единственным тренером в стране, который воспитал игроков и женской, и мужской национальных сборных Беларуси?

– Кажется, до сих пор таких нет. Я же и сейчас продолжаю с мальчишками работать. Успешным получился выпуск ребят 2004 года рождения. Артем Каратай сейчас учится в Академии футбола в Минске, Владислав Башлаев занимается в Академии брестского «Динамо», с Алексеем Живушко недавно подписал контракт ФК «Лида», хотя ему всего-то четырнадцать лет. Есть еще хорошие ребята для местной команды, однако там своих почему-то не замечают. Привозят 36-летних футболистов, а какой от этого толк? В конце сезона все равно разбегаются. Вроде как в следующем году планируют менять стратегию развития клуба, но пока работа с молодежью там не ведется. Целую плеяду талантливых парней буквально заставили закончить с профессиональным футболом. К примеру, Валера Таранда. Он в чемпионате области по 35 мячей забивал! А в клубе говорили, мол, у него характера нет. Казак и Кандратович, благо, нашли себя в мини-футболе, хотя должны были играть в большой. Все только о высшей лиге говорят. Но эти разговоры абсолютно ничем не подкреплены. С молодежью работать надо, как в женском, так и в мужском футболе.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться