Шесть историй о любви к мотокроссу. О первом опыте, династии, единственном местном спортсмене, братьях-близнецах, девочке с мотоциклом и танкистах

13 Октября 2020 1485
В прошлые выходные Лида вновь собрала сильнейших представителей мотокросса. Местный центр экстремальных видов спорта, оснащенный одной из лучших гоночных трасс в Беларуси, в очередной раз удостоился положительных отзывов. Горожане же смогли понаблюдать за увлекательным соперничеством спортсменов, среди которых были весьма интересные личности.

В этот раз мы решили сосредоточить свое внимание именно на фактах из жизни гонщиков и выслушали шесть разных историй о любви к мотокроссу.

«Мама, научу тебя кататься на мотоцикле!»

Старший брат Адриана Русецкого – Марк – влюбился в мотокросс именно на соревнованиях в Лиде. Несколько лет назад его семья приехала понаблюдать за гонками в качестве зрителей, а уже спустя год он сам стал участником одного из заездов.

Сегодня у семьи из Гродно волнительный день: впервые в соревнованиях по мотокроссу принимает участие их младший сын Адриан.
 
– Мой брат очень круто ездит на мотоцикле! – говорит начинающий гонщик. – Поэтому его часто хвалят, награждают всякими грамотами, дипломами, медалями. Я хочу, чтобы и меня хвалили, вот и захотел тоже посоревноваться.

Все достижения у Адриана еще впереди, на пьедестал почета он не попал, но и не сильно огорчился из-за этого. Главное, что сам вид спорта его не разочаровал, мальчик планирует выступать дальше.

– Мне всегда нравились мотоциклы, да и моему мужу тоже, – рассказывает мама Адриана и Марка. – Супруг даже купил себе «железного коня», но после продал, когда дети начали заниматься мотокроссом. Кстати, моя нынешняя мечта – научиться ездить на мотоцикле…
Адриан парирует: «Мама, так я тебя научу!» 

Чемпионская династия

В белорусском мотокроссе самым известным примером преемственности увлечений является династия Махно. Гонщики из Волковыска не только одержали десятки общих побед на внутренних соревнованиях, но и покорили виражи и трамплины в странах ближнего зарубежья. К примеру, Виталий Махно – представитель нового поколения гонщиков из династии – уже является одиннадцатикратным чемпионом Беларуси, а буквально в прошлые выходные он занял второе место среди юношей на соревнованиях в Польше. 

– Если честно, то первые два года моей карьеры даже и вспоминать не хочется, – говорит Виталий. – У меня ничего не получалось, я постоянно падал, часто получал травмы. Но я вырос на успехах своей семьи, поэтому продолжал тренироваться. В 2012 году я поехал на свой первый чемпионат Европы, а вот отцу пришлось усмирить личные амбиции и переключиться на подготовку сыновей, вкладывать средства в наше развитие.

Для Виталия Махно мотокросс – это уже не просто хобби, а настоящая работа. Он находится в составе сборной Беларуси, а также на контракте с республиканским ДОСААФ, то есть получает за участие в соревнованиях заработную плату. Окупает ли она затраты? Вопрос риторический.

– Поэтому стараемся выезжать на соревнования за границу, – рассказывает гонщик. – К примеру, по итогам заездов в этапах чемпионата Польши нас приняли в Члухувский мотоклуб, что дало возможность получать спонсорские деньги и вознаграждения за призовые места. Да и немалые взносы за участие в турнирах оплачиваются за счет мотоклуба. Там же посодействовали нам в передвижении через границу, что в нынешних условиях сделать проблематично.

Несмотря на все сложности, представители династии Махно, которые уже десятки лет покоряют гоночные трассы, данный вид спорта не бросают. Это говорит лишь об одном: счастье не все измеряют деньгами.

И один в поле воин

Несмотря на то что соревнования по мотокроссу проходили в Лиде, местных спортсменов участвовало немного. Вернее, он был вовсе один – 13-летний Михаил Хованский. Он выступал в составе сборной Гродненской области.

Ныне ситуация такова, что секция мотокросса, работающая в нашем городе, фактически относится к Гродненскому ДОСААФ. Мотоциклы в дефиците, а тут еще и непростая эпидемиологическая ситуация внесла свои коррективы. Все это коренным образом отразилось на энтузиазме лидских спортсменов, коих в итоге на домашнем этапе соревнований практически не оказалось. 

– Жаль, трасса немного разбилась за время предыдущих заездов, – делится впечатлениями от своего выступления лидчанин. – Пришлось постараться, чтобы удержать мотоцикл во время гонки. Погода, конечно, влияет на результат, но сегодня было более-менее комфортно. В жару на трассе много пыли, и это сильно мешает.

Вообще, из-за ситуации с коронавирусом серьезно сменился график соревнований. На данный момент он очень плотный, так как организаторы стараются завершить чемпионат быстрее. Еще в минувшие выходные Миша покорял дистанцию в Осиповичах, ныне выступает в родной Лиде, впереди заезды в Щучине, Минске и Орше. 
   
– Несмотря на то что сын здесь единственный из Лиды, нас поддерживает все местное мотосообщество, – говорит мама Михаила Хованского. – Я даже называю его мотосемьей. Вообще, подобные увлечения по интересам объединяют, все переживают друг за друга, оказывают необходимую помощь.

Экипаж братьев-близнецов

Андрей и Валерий Живуцкие – личности в мотоспорте очень известные и узнаваемые. Еще бы, ведь они – братья-близнецы! Да еще и выступают в одном экипаже в заездах на мотоциклах с колясками. Причем поодиночке никогда не соревновались, хотя мотокроссом занимаются уже около тридцати лет.

– Начинали мы в 80-х годах прошлого века, – говорят гонщики из Орши. – В городе не было сильного экипажа на мотоцикле с коляской, поэтому тренер предложил попробовать нам. С тех пор бок о бок и по жизни, и на соревнованиях.

Вне тренировок, когда нужно показать максимальный результат, Валерий всегда находится за рулем мотоцикла, а Андрей – в коляске. Мол, за годы выступлений техника оттачивается настолько, что менять сочетания просто нерационально. 

– А в коляске ездить не скучно? – спрашиваю у Андрея.

– Куда там! Скучать некогда, – отвечает один из братьев. – Столько поворотов, столько трамплинов. Мы же и во время гонок постоянно общаемся друг с другом, выбираем оптимальный маршрут, как лучше преодолеть то или иное препятствие. Вообще, то, что мы братья, очень помогает во время соревнований. Взаимопонимание у нас налажено на высшем уровне! А еще мы часто собираемся семьями, ведь жены у нас тоже близняшки.

Братья из Орши однажды представляли свою страну на чемпионате мира и показали вполне достойный результат. Также они умелые конструкторы и недавно прославились тем, что смастерили гибрид мотоцикла и кабриолета – трайк, или трицикл.

«Увидела ролик на Youtube и захотела мотоцикл себе»

11-летняя Эльвира Давидович из Минска ранее уже попадала на страницы нашего издания, как единственная девочка, принимавшая участие в соревнованиях по мотокроссу. Годы идут, но до сих пор конкуренток в данной номинации у нее не прибавилось. Но юная гонщица не огорчается: ей с мальчишками состязаться еще интереснее.

Любопытно, но мотокроссом девочка «заразилась» сама, без участия родителей. Еще более удивительно, что произошло это в четырехлетнем возрасте. Детям свойственно менять интересы, но история Эльвиры не из таковых. Более того, по примеру дочки обуздал «железного коня» ее отец, а после и младший брат.

– Помню, что смотрела какие-то ролики на Youtube и наткнулась на видео с соревнований по мотокроссу, – рассказывает минчанка. – Увидела запись детских заездов, подошла к папе и попросила купить мне мотоцикл.

– А я же решил отвести ее в ДОСААФ, посчитал, что так правильнее, – дополняет отец. – Сейчас, правда, занимаемся сами. Отдаем этому занятию многое – тратим и финансы, и время. Регулярно нужно обновлять экипировку, саму технику, да и каждые выходные в разъездах. Это теперь из-за ситуации с коронавирусом число соревнований уменьшилось, а ранее объехали всю Прибалтику, Польшу, Украину, Россию.

Мужеству этой хрупкой девчонки можно позавидовать. Пару лет назад во время тренировочного процесса Эльвира упала на правую руку и сломала ее. В прошлом же году она лидировала в общем зачете в своей категории, но перед финальным этапом получила глупейшую травму и не смогла выступить на пределе своих возможностей.

– Зачем-то решила поколоть дрова у соседей и попала себе топором по ноге, – говорит отец Эльвиры. – Восстановиться полностью не успела, поэтому поехала на финальный этап с травмой. К сожалению, в таком состоянии показать максимальный результат не получилось.

– В будущем, если дочь попросит купить мотоцикл для езды по городу, поможете? – спрашиваю у собеседника.

– Почему бы и нет? – рассуждает мужчина. – Конечно, очень переживаю за дочь во время тренировок и соревнований, но знаю, что спортсменам свойственно оставлять весь адреналин на гоночной трассе, поэтому на обычных дорогах они ведут себя дисциплинированно, правил не нарушают. 

«Во время гонки врезался в танк»

Через три года Михаил Василец из города Барановичи отметит золотой юбилей совместной жизни с… мотокроссом. Впервые он принял участие в соревнованиях в 1973-м и теперь, в пенсионном возрасте, не собирается вешать шлем на гвоздь. Хотя на несколько лет ему пришлось карьеру приостановить.

– Я воспитанник советской школы мотокросса, – рассказывает самый возрастной участник соревнований в Лиде. – Он был совсем другим, нежели сейчас. Ездили на отечественных мотоциклах, сами же их и усовершенствовали. Но умер Советский Союз – умер и советский мотокросс. В это непростое время с любимым делом пришлось завязать. Ближе к 2000-м началась вторая волна популяризации этого вида спорта, однако уже не такая яркая, как прежде. Я снял с паузы свою карьеру гонщика: сердце требовало вернуться на трассу.

Михаил Василец – участник престижных соревнований, занимал призовые места на международных турнирах. В принципе, куда бы судьба ни привела, двухколесный друг всегда был рядом с ним.

– Мой отец служил на Дальнем Востоке, поэтому несколько лет я занимался мотокроссом там, – вспоминает 64-летний гонщик. – Как-то раз принимал участие в многодневном соревновании, а трасса пролегла рядом с маршрутами военной техники. На одном из виражей я не удержал мотоцикл и врезался в танк, буквально залетел под него. Местные танкисты, наблюдавшие за гонкой, подбежали, помогли мне выбраться. К счастью, серьезных травм я не получил.

Ветеран белорусского мотоспорта никогда не работал тренером, однако одного талантливого парня подготовил до уровня чемпиона страны.

– После одной из гонок в Барановичах мужчина привел ко мне сына, – говорит Михаил Василец. – Попросил позаниматься с ним. Ранее детей я не тренировал, но решил дать мальчишке первые азы. В итоге Артем Кунцевич, мой первый и единственный воспитанник, является многократным чемпионом Беларуси.



*  *  *























Фотографии с первого соревновательного дня смотрите здесь.
Поделиться
1Комментарии
Авторизоваться
img
Екатерина Русецкая Пожаловаться
В этом году очень хорошо подготовили трассу для мотокросса в Лиде. Спасибо!
08:4821 Октября 2020