Ольга Павлють: «Фразу «иди варить борщи» я слышала не раз». Единственная женщина-судья в белорусском мини-футболе – лидчанка
Каждый спортивный поединок по-своему уникален. Однако матчи, в которых в роли судьи принимает участие Ольга Павлють, особенны вдвойне. На данный момент она является единственной женщиной-арбитром в чемпионатах Беларуси по пляжному футболу и мини-футболу. К слову, наша землячка следит за дисциплиной не только спортсменов, но и студентов, работая доцентом кафедры спортивных игр в ГрГУ имени Я. Купалы.
И это еще не все. Ольга Павлють признана лучшим защитником первого чемпионата страны по мини-футболу среди женских команд, является играющим тренером коллектива «Регион-ГрГУ», мастером спорта. А совсем скоро в составе сборной Беларуси она выступит в отборочном раунде первого женского чемпионата Европы по «мини».
– Оля, футбол – твое первое детское увлечение?
– Далеко не сразу я полюбила этот вид спорта. В детстве была активным ребенком, ходила на разные кружки: вышивала крестиком, плела изделия из соломки. А еще мечтала заниматься конным спортом. Но в период перестройки у родителей много времени уходило на работу, поэтому про регулярные поездки в Дворище пришлось забыть. Тем не менее до сих пор люблю лошадей. Хотела попробовать себя в гребле, однако туда меня не взяли из-за маленького роста.
Много времени проводила во дворе, дома меня невозможно было найти. Играла с мальчишками, в футбол в том числе. Причем именно с ними любила соревноваться во всех спортивных дисциплинах. Девчонки сразу оставались не у дел. Какое-то время посещала секцию волейбола, был еще в моем детстве и настольный теннис, но он показался чересчур скучным.
К футболу окончательно пришла в седьмом классе. Олег Леонидович Фролов делал один из первых наборов девчонок. Практически все мои одноклассницы захотели попробовать себя в этом виде спорта, но в итоге через два-три занятия из первой школы осталась я одна. Меня не смутили потенциальные травмы, сложные тренировки: нашла именно то, что искала.
– Насколько я помню, в то время большинство девчонок в футбольной секции были из детского дома.
– Да, это так. Иногда плохо вела себя, а родители угрожали: «Собирай вещи, отвезем тебя в детский дом». Но когда в мою жизнь пришел футбол, я и так днями напролет пропадала там. Просто жила недалеко от этого учреждения, после тренировок с девчонками вместе проводили время. До сих пор связь поддерживаем. Правда, действующих спортсменок среди них уже нет.
– Вам просто было тренироваться вместе?
– Олег Фролов – очень добрый тренер. Он умеет найти подход к детворе. В принципе, и я такая же по натуре, могла свои вещи принести из дома и отдать девчонкам. А сколько котят и раненых птиц перетаскала с улицы! Поэтому между нами не было никакого барьера. Порой возникали на тренировках проблемы с дисциплиной, но правило кнута и пряника никто не отменял. Олег Леонидович мог и накричать, однако в целом находил со всеми общий язык и по-настоящему влюбил всех нас в футбол. А самым страшным наказанием были его слова о том, что следующую тренировку тебе придется пропустить.
– Ты начинала полевым игроком, после стала в ворота. Никак не могла определиться?
– Дело в том, что раньше мы чаще тренировались в залах. Возможно, поэтому у меня и отложилась любовь к мини-футболу. Как-то на сборах почувствовала себя плохо, тренер сказал идти на ворота, раз бегать не могу. Я поймала кураж и уверенно тащила мячи. С тех пор Олег Леонидович отвел мне роль голкипера. В «Юности», на втором этаже, мы раскладывали борцовские ковры и проводили индивидуальные занятия с падениями, кувырками. Делать это на деревянном полу игровой площадки поначалу я боялась. Не всегда все получалось, но через пару лет дважды признавалась лучшим вратарем на Олимпийских днях молодежи, причем уже на большом поле. Наверное, из-за небольшого роста мне было проще предугадать и нейтрализовать опасную ситуацию, нежели доставать мяч в прыжке.
Через годы после тренировок в детстве Ольга продолжила играть в футбол на разных позициях
– Какие ставила цели перед собой? Сразу решила связать свою жизнь со спортивной карьерой?
– Олег Леонидович нацеливал меня на поступление в спортивный вуз, однако времени на учебу не хватало. В итоге вскочила в последний вагон: поступила в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, причем на бюджет. В плане футбольной карьеры мне не очень повезло. Стремилась в команду «Белкард» из Гродно, но из-за отсутствия финансирования она развалилась. Как правило, основная часть женского чемпионата по футболу проходит летом, поэтому сначала совмещала учебу с выступлением за «Бобруйчанку», потом зацепилась за команду из Вороново. Но и там не было стабильности: клуб постоянно менял названия, а суть оставалась такой же. После женский футбол вернулся в Гродно, и некоторое время я провела там в роли играющего тренера. Мечтала быть призером чемпионата страны, стать мастером спорта и сыграть в Лиге чемпионов. Некоторым мечтам свойственно сбываться…
В январе 2008-го меня пригласили на международные судейские курсы. Занятие новое, но я решила попробовать. Однако после оказалось так: если начинаю карьеру рефери, значит, с футболом придется завязывать. Куда там! В двадцать лет любовь к этому виду спорта не отпускала, поэтому от подобных перспектив я сначала отказалась. Хотя мой судейский куратор в университете Аркадий Обелевский заметил во мне какие-то способности к этому ремеслу и начал привлекать к работе арбитром на любительском уровне: на соревнованиях среди организаций и предприятий. Поначалу было сложно, столько всякого о себе услышишь! Но постепенно втянулась, нашла в футболе новый интерес.
– Через пару лет ты все же вышла в роли мини-футбольного рефери и на профессиональный уровень.
– Да, но сперва начала судить поединки по пляжному футболу. Виктор Мухлядо – известный тренер, судья, а ныне инспектор матчей – пригласил меня. Приехала на семинар ФИФА, открыла для себя новый вид футбола, обучилась многому и в 2014 году уже дебютировала в официальных играх пляжного чемпионата страны. Девушке на фоне мужчин приходилось сложно, нужно было в два раза больше работать над собой, чтобы развеять все мифы о том, что представителям слабого пола здесь не место. Хотя фразу типа «иди варить борщи» слышала не один раз. Но у меня имелись свои рычаги – желтая и красная карточки. Раньше в этом плане я была жесткой, теперь ко всему привыкла и иногда могу проявить лояльность.
В 2016-м именно «пляжники» порекомендовали меня на роль мини-футбольного рефери. Труд и упорство помогли проявить себя на новом уровне. Теперь получаю от этого удовольствие, хотя в моральном плане все равно иногда приходится сложно.
– Помнишь свой дебют в качестве мини-футбольного судьи?
– Не очень. Скорее всего, в том поединке все прошло хорошо. Но у меня есть категория матчей, которые я запомню надолго. Разумеется, в негативном плане. В позапрошлом чемпионате «посчастливилось» обслуживать игру «Дорожника» и БЧ. Победила дружба – 3:3, – но я вышла из зала с глазами, полными слез. Хотелось бросить свисток, заплакать и завязать с судейством.
– Что произошло?
– «Дорожник» – сам по себе очень импульсивный коллектив. А тут футболисты обеих команд на каждый момент реагировали эмоционально, любое мое решение сопровождалось какими-то высказываниями. Не скажу, что имели место прямые оскорбления, все-таки за это можно получить удаление, но слышать некоторые слова в свой адрес было очень неприятно. Кстати, две красные карточки игроки все же увидели перед собой, и их показала именно я. Встречу также судил Илья Савич, но футболисты к нему почему-то не бежали, постоянно пытались спорить только со мной. Что делать? Приходилось переступать через себя, сдерживать эмоции, чтобы на площадке не завязалась драка или другого рода конфликтная ситуация. В общем, работа судьи – тяжелая, но интересная. Приятно, когда после матча представители проигравшей команды жмут тебе руку, то есть понимают, что в своем поражении виноваты сами.
– Думал, что женщина-судья априори должна подавлять агрессию...
– Когда я только начинала судить, мне казалось, что этот факт бил по мужскому самолюбию. Поэтому, вне зависимости от ситуации, любое решение воспринималось сложно. Тем не менее многое зависит от характера и воспитания человека. Один может сжать зубы и отойти в сторону, даже если не согласен с мнением арбитра, второй – до последнего будет апеллировать, хотя фол очевиднейший. Но откровенной грубости в свой адрес не терплю, в этом случае в ход идут карточки. Собственные огрехи признаю, мне извиниться не трудно. Спокойно воспринимаю критику и делаю работу над ошибками. Порой трудно прочувствовать момент и зафиксировать фол в пользу провинившейся команды, когда соперник развивает свою атаку. Сейчас судить немного проще, так как присутствие женщины на площадке уже никого не удивляет. К слову, уже дважды я назначалась на матчи в день 8 Марта. Было очень приятно, когда играющие команды перед началом поединка дарили цветы.
– Есть ли команды, матчи с участием которых судить всегда тяжело?
– Они есть, но с удовольствием принимаю такие назначения. Все-таки это опыт и лишнее доказательство того, что я имею понятие о судействе. В то же время есть тренеры, с которыми непросто найти общий язык. Как бы ты ни отсудила матч, он все равно будет утверждать: это не женское дело. К примеру, Валерий Драчевский – наставник «Динамо-БНТУ». Хотя в нынешнем году он впервые сделал комплимент. После проигранного матча пожал руку и сказал, что, мол, в моей работе появляется некая изюминка.
– Параллельно с работой в роли судьи ты тренируешь и играешь за университетскую команду «Регион-ГрГУ». Как сама реагируешь на спорные решения арбитров?
– Если все по правилам, нет никаких претензий. Недавно получила желтую карточку за неправильную замену. Согласилась полностью. Но когда в кубковой игре в ходе серии пенальти арбитры не засчитали наш гол из-за того, что голкипер соперника раньше времени покинул ворота, спорила до последнего. Однако понимала: свое решение судьи не поменяют. Они обычные люди, им также свойственно ошибаться. Главное, чтобы эта ошибка не оказалась роковой для команды. Рассуждать после видеоповторов легко, а когда у тебя всего доля секунды на принятие решения…
– С прошлого года в Беларуси активно начал развиваться женский мини-футбол. Насколько, на твой взгляд, серьезен уровень чемпионата?
– Начнем с того, что в 2019 году впервые в истории пройдет чемпионат Европы по мини-футболу среди женщин. И именно поэтому в нашей стране начал развиваться женский мини-футбол. После ухода из большого футбола я несколько лет играла в малый за команду «Ника» из Калининградского района. Мы выезжали на различные международные турниры, поэтому я могу судить о том, как происходило становление женского «мини» в других странах. Там данный вид спорта уже давно развивается на любительском уровне, в формате различных турниров. В Беларуси же наблюдается некоторое соперничество большого и малого женского футбола. Так как способных девчонок немного, выходит, что в мини-футбол играют те, кто уже завершил карьеру в большом по причине травм, в силу своего возраста или недостаточного мастерства. Поэтому уровень нынешнего белорусского чемпионата заметно хромает. Тем не менее я и другие девчонки очень благодарны федерации за возможность продолжать играть. Если в большом футболе 33 года – потолок, то в «мини» можно выступать и до 40 лет.
– Приятно, что Лида хорошо представлена не только в команде «Регион-ГрГУ», но и в национальной сборной Беларуси.
– Особенность лидской футбольной школы в том, что каждый год хоть кто-то да выстрелит. В большом на профессиональном уровне за «Минск» играют Катя Ковальчук и Полина Шатиленя. Из стен Гродненского университета выпустились лидчанки Вероника Бурблис и Маша Буйко. Сейчас они не только хорошо играют в мини-футбол, но и помогают Олегу Фролову в своем родном городе готовить очередное поколение футболисток. Кстати, в первом историческом матче за сборную Беларуси по мини-футболу сыграли сразу три лидчанки: я, Маша Буйко и Мирослава Зубко. Причем Мирославе всего-то шестнадцать лет! Зальный футбол у нас в Лиде любят: есть возможность импровизировать, показывать индивидуальное мастерство. Всему этому и учил нас Олег Леонидович.
– Есть шанс, что в Беларуси женский мини-футбол приобретет более-менее профессиональный статус?
– Пока ему очень сложно конкурировать со своим «старшим братом», так как мини-футбол – неолимпийский вид спорта. Но стремится им стать. С другой стороны, посмотрите на белорусский мужской «мини». Он существует уже много лет, но профессиональная система так и не отработана. Нет клубов, в которых имеется вертикаль «школа – команда – спортивный комплекс». Сейчас только «Столица» пытается развиваться в этом плане. Пока же женский и мужской мини-футбол в Беларуси находится в тени большого футбола.
Но ситуации бывают разные. Вот, к примеру, хоккей на траве, далеко не самый популярный вид спорта, в нашей стране смог стать на профессиональные рельсы. Команды участвуют в международных турнирах, завоевывают трофеи, игроки все свое время посвящают спорту. Преград нет, главное, чтобы нашлись заинтересованные люди, имеющие возможность продвигать тот или иной вид спорта.
– Напоследок расскажи о своей работе в университете. Чем занимаешься там?
– С 2009 года осталась по распределению и до сих пор тружусь в ГрГУ. Как и все, начинала с должности преподавателя-стажера, на сегодняшний день уже доцент кафедры спортивных дисциплин. Также я заместитель декана по спортивной деятельности. У себя на кафедре мы готовим учителей физической культуры, тренеров. Я отвечаю за полный курс футбола: лекции, практику, семинарские занятия.
– Как ты все успеваешь?
– Было бы желание. В университете у меня плавающий график: занятия отвела и ушла. С сентября известно расписание тренировок, поэтому подстроиться под них несложно. Суббота и воскресенье обычно заняты судейством, по вечерам работаю арбитром на городских соревнованиях. На отсутствие отдыха я не жалуюсь, успеваю готовить, справляться с другими домашними делами, часто приезжаю к родителям в Лиду. Будь у меня своя семья, возможно, иначе расставила бы приоритеты. Теперь же я не могу прийти домой, лечь и смотреть телевизор. Мне нужно постоянно чем-то заниматься.
– Коль ты сама об этом заговорила… Планы на семью все же имеются?
– Они были всегда. Просто нужен тот человек, который сможет принять меня такой, какая я есть, со всеми делами, заботами. Не хочу такого: «Ты жена, поэтому садись за борщи». К тому же должно быть полное доверие друг к другу. Все-таки постоянное мужское окружение вокруг меня многих смущает. В переломном для меня году, когда закончила футбольную карьеру, я должна была выйти замуж, но не сложилось. А после таких ситуаций очень сложно найти того человека, который тебе нужен. Но, как я уже говорила ранее, мечтам свойственно сбываться.