Александр Херман: Верно подмечено, что патриотами не рождаются, патриотами становятся

07 Декабря 2023 8852
Сегодня гость проекта «Лідскай газеты» – депутат Лидского районного Совета депутатов, бывший военный комиссар района, а ныне – руководитель по военно-патриотическому воспитанию средней школы №8 Александр Херман. Мы вели беседу с Александром Валерьевичем не только о его личной жизни и общественной деятельности, но и о важном направлении воспитания молодежи – военно-патриотическом. 

– Александр Валерьевич, вся ваша жизнь связана с армией. Как складывался ваш профессиональный путь?

– В 1985 году я окончил среднюю школу №8 и поступил в Киевское высшее общевойсковое командное училище имени Михаила Фрунзе. По его окончании получил диплом по специальности «инженер по эксплуатации автомобильной и гусеничной техники», а также удостоверение военного переводчика. По распределению для прохождения службы был направлен в группу советских войск в Германии. Через два года, после объединения Германии, наша часть была выведена в населенный пункт Тоцкое Оренбургской области, где расформирована. Службу продолжил в городе Екатеринбурге. В 1993 году, когда образовались Вооруженные Силы Беларуси, я изъявил желание служить на Родине и перевелся в 127-ю ракетную бригаду, управление которой размещалось в Лиде. Начинал с должности начальника автомобильной службы технического дивизиона, потом был назначен командиром автомобильной роты. После этого следовали и другие назначения.

С 2002 года я продолжил службу в системе военных комиссариатов Гродненской области. Служил в военкомате Кореличского района, а в октябре 2004 года был переведен в Лиду на должность начальника мобилизационного отделения военкомата. Затем являлся заместителем комиссара, а с 2014 стал военным комиссаром. Через четыре года ушел на пенсию. Пробовал себя в дорожном строительстве, однако затем вернулся к профессии, которая мне ближе: с 2022 года работаю в родной школе №8 руководителем по военно-патриотическому воспитанию.

– Кто оказал влияние на ваш выбор будущей профессии?

– В первую очередь школьный военрук, подполковник запаса Владимир Кострома. В музее СШ№8 имеется информация о нем. Работать в школу Владимир Васильевич пришел, имея за плечами богатый опыт. В годы Великой Отечественной войны, будучи подростком, партизанил, а после окончания войны связал свою жизнь со службой в армии. Владимир Кострома привил нам, мальчишкам, любовь к военной форме и профессии военного. Безусловно, не только военрук школы, но все учителя стремились воспитать в учениках чувство любви к Родине. Это красной нитью проходило как через ряд учебных предметов, так и через школьные мероприятия. А какими бесценными были для нас, молодых людей, живые истории, которые мы слышали из уст многочисленных ветеранов и участников войны!

– Руководитель по военно-патриотическому воспитанию, должность которого введена в учреждениях общего среднего образования Беларуси с сентября 2021 года, не только координирует соответствующую работу учреждения, взаимодействует с военными комиссариатами и воинскими частями, но и формирует у учащихся любовь и преданность Родине. И на вас сейчас непосредственно лежат эти обязанности.

– Нельзя сказать, что до введения должности руководителя по военно-патриотическому воспитанию в школах не было патриотического воспитания. Безусловно, оно было: гражданско-патриотическое, духовно-патриотическое. В новой должности определяющим является слово «военно-патриотическое». Это сделано для того, чтобы ребята, которые воспитаны патриотами, стали защитниками Отечества. А для этого им необходимы знания и умения.

Во-первых, надо отметить, что на базе СШ №8 создан и действует районный центр допризывной подготовки, где занятия проводятся для старшеклассников школ района и нашей восьмой школы в частности. Я являюсь одним из преподавателей центра. Программа занятий включает в себя теоретическую и практическую части. Во время практических занятий ребят учат разбирать и собирать автомат, стрелять из оружия, пользоваться средствами защиты. Они знакомятся с образцами техники, которая стоит на вооружении белорусской армии. Уделяется большое внимание и строевой подготовке. После окончания десятого класса для ребят организовываются пятидневные сборы на базе воинских частей. Отдельным разделом проходит изучение законов, которые касаются военной службы. Ведется первоначальное ознакомление с общевоинскими уставами Вооруженных Сил Республики Беларусь. Немало тем программы занятий направлены непосредственно на то, чтобы усилить чувство патриотизма у молодых людей.

Такая работа ведется и в школе. Я непосредственно подчиняюсь заместителю директора по воспитательной работе. Вместе с другими педагогами мы работаем в команде. Наша задача – вовлечение ребят в мероприятия. Так, ежемесячно в школе проводятся мероприятия в рамках республиканского информационно-образовательного проекта «ШАГ». Упор делается на то, чтобы школьники получали информацию о политических, социально-экономических событиях в стране из уст компетентных собеседников. Более того, чтобы подтверждение сказанному видели в реальности своими глазами. Поэтому часто практикуются как встречи в стенах общеобразовательного учреждения, так и поездки, экскурсии. Нередко собеседниками ребят становятся представители воинских частей, организаций силового блока. Это помогает молодым людям больше узнать о соответствующих профессиях и, возможно, в будущем сделать выбор в их пользу.

В нашей школе действует клуб «Патриоты». Деятельность его разнообразна. Например, это участие в военно-патриотических играх «Орленок», «Зарничка», «Зарница», интернет-квесте «Дорогами патриотов» и т. п. Команды нашего учреждения образования не раз выходили в число победителей и призеров. 

Ученики охотно берутся за реализацию идей, предложенных им в рамках подготовки мероприятий военно-патриотической направленности. Например, в преддверии 9 мая я предложил творческим ребятам из клуба «Патриоты» исполнить песню «Десятый наш десантный батальон» под гитару. Они согласились и во время посещения ветеранов войны с радостью дарили им такой музыкальный подарок. 

К слову, вспоминаю, как, возвращаясь с игры «Зарница», дети в автобусе пели песни. Среди молодежных современных песен звучали в их исполнении «День Победы» и «Десятый наш десантный батальон». А это хоть и маленький, но тоже плюс в нашей работе по военно-патриотическому воспитанию.

Мы стремимся прививать школьникам уважение к государственным символам. Одними из первых среди общеобразовательных учреждений Лидчины в СШ№8 мы создали знаменную группу. Высокий уровень подготовки знаменной группы подтверждается тем, что ее приглашают принять участие в районных мероприятиях. Кроме того, в текущем году решением управления образования райисполкома на базе СШ №8 создана районная школа знаменных групп. 

– Я знаю, что нередкими гостями в школах района становятся и офицеры запаса.

– Это так. Члены Лидской районной организации общественного объединения «Белорусский союз офицеров», руководителем которой я являюсь, охотно приходят на встречи с молодежью. Наша организация насчитывает более 200 офицеров запаса и в отставке из числа воинов-ракетчиков, пограничников, военных моряков, ветеранов-афганцев, ветеранов 116-й штурмовой авиационной базы и 127-й зенитно-ракетной бригады ПВО. Также в нее входят ветераны военного комиссариата и офицеров запаса «Бел-Пласт Интернэшнл». В целом ветераны Вооруженных Сил, хоть и находятся на заслуженном отдыхе, занимают активную гражданскую позицию, стремятся применить с пользой свой внутренний потенциал. По их инициативе и при помощи соответствующих организаций создан музей военных моряков в СШ №10, в СШ №11 – музей, который посвящен выполнению интернационального долга в Афганистане. На базе 116-й гвардейской штурмовой авиабазы функционирует музей авиаторов, а на базе пограничного отряда – музей, экспонаты которого рассказывают о 49-й ракетной дивизии и об органах пограничной службы. 

– Патриотическое воспитание молодежи проходило одним из направлений в вашей предвыборной программе как кандидата в депутаты районного Совета депутатов.

– Депутатом районного Совета депутатов я избран впервые. Во время выдвижения избранником в местные Советы от избирательного округа №28 занимал должность военного комиссара. Как тогда в предвыборной программе, так и сейчас в депутатской деятельности одну из своих задач вижу в патриотическом воспитании молодежи. Это направление имеет место и в работе депутатского корпуса. Проходят совместные заседания районного Совета депутатов с Молодежным парламентом. На базе восьмой школы проводился телемарафон лидских молодежных активистов со сверстниками из Люберец Московской области и Алтайского края. В мероприятии принимали участие: председатель районного Совета депутатов Инесса Геннадьевна Белуш и я. За период нынешнего созыва районного Совета ряд выездных сессий проходил с посещением учреждений образования Лидчины. На повестке дня стояли актуальные, злободневные вопросы.

– Известно, что патриотизм начинается с любви к малой родине. Делаете ли вы на это упор в военно-патриотическом воспитании?

– Безусловно. А гордость за свой родной уголок можно привить ребятам, знакомя их с историей местности. Вот, например, в центре допризывной подготовки молодежи мы предлагаем учащимся побольше узнать о тех, чьи имена носят улицы Лиды. Они готовят на эту тему рефераты и выступают с информацией перед своими товарищами.

– Вас, человека военного, судьба прочно связала с малой родиной.

– Когда перевелся в Лиду, были предложения переехать служить в Минск и Гродно, однако всегда отшучивался: «Дальше Лиды земли нет». Кроме того, что у нашего города есть своя неповторимость, свой шарм, с ним и его окрестностями у меня многое связано. Например, взять хотя бы нашу семью. Папа у меня родом из деревни Большие Конюшаны Лидского района, мама – уроженка Вороновского района, супруга родилась в Липнишках Ивьевского района. Да и целом в отличие от большого города в небольшом населенном пункте, таком как Лида, каждый второй тебе знаком.

– Кстати, в свое время на слуху было имя вашего отца Валерия Петровича Хермана. Кажется, он работал в автобусном парке №2?

– Да, это так. Отец – пример того, как в советское время молодые люди с низов, благодаря своему упорству, старанию, знаниям, поднимались вверх по служебной лестнице. Родился отец в 1943 году. Окончил семилетку, выучился на водителя и работал в одном из колхозов Лидского района. Кроме того, до армии успел побывать на целине. Трехгодичную срочную службу проходил в Эстонии, в войсках ПВО, в основном на водительских должностях. Хотя заканчивал служить уже начальником контрольно-технического пункта части. После увольнения в запас отец пришел работать в автобусный парк. Поначалу был водителем автобуса, но после того как окончил вечернее отделение индустриального техникума, был назначен на должность механика. Затем работал на таких должностях, как начальник колонны, инженер по технике безопасности. Одно время возглавлял местком автобусного парка. На пенсию ушел с должности заместителя директора. Кстати, мама Ирена Марьяновна, также всю свою жизнь проработала в автобусном парке.

– А как родные отнеслись к вашему выбору профессии военного?

– С гордостью. Профессия военного в нашей семье всегда была в почете. Отец до сих пор с уважением отзывается о командирах, которые были у него, когда проходил срочную службу, помнит их по имени и отчеству. Имеются в нашей родне и свои традиции военной службы. Мой прадед по отцовской линии служил поручиком в царской армии (сохранилось даже его фото). Во время Великой Отечественной войны родной брат моего дедушки Иван Херман воевал минометчиком, дошел до Берлина. Кроме меня в родне тоже есть люди в погонах. Один из моих двоюродных братьев по маминой линии проходит службу в органах МВД, второй – в погранкомитете. Двоюродная сестра служила в армии в звании прапорщика.

– Чем занимаются ваши дети, супруга?

– Старший сын выбрал профессию программиста, окончил БГУИР, а младший сын еще учится в седьмом классе и с профессией не определился. Жена Ирина Здиславовна работает врачом-офтальмологом в городской поликлинике №2.

– Вы как человек, который умеет обращаться с оружием, разделяете ли чисто мужское увлечение – поохотиться в окрестных лесах? И замечаете ли при этом красоту окружающей природы? 

– Я, конечно, имею охотничий билет и ружье, но больше люблю «тихую» охоту. Нравится спокойно созерцать природу. У нас в округе красивые места, особенно в районе Немана. Когда были живы дедушка и бабушка, мы часто бывали в Больших Конюшанах. В окрестностях деревни поражал (и до сих пор поражает) своей неповторимостью старый лес, в глубине которого находятся небольшие озера. Ими стали ямы, где когда-то добывали мел. А в самой Лиде люблю парк возле Лидского озера. Когда захожу в него, сердце наполняется покоем, умиротворенностью. Ведь мое детство прошло здесь – в районе улицы Фрунзе.

– Как поддерживаете физическую форму и подаете ли пример учащимся?

– Ученики нашей школы ежегодно участвуют в соревнованиях по программе многоборья «Защитник Отечества» и каждый раз входят в число призеров. Показывают свою хорошую физическую подготовку в плавании, подтягивании, прыжках с места в длину, беге, стрельбе из пневматической винтовки. В этом большая заслуга учителей физического воспитания.

Сам я не забываю о физкультуре. Люблю настольный теннис. До последнего времени занимался плаванием. Сейчас для своего физического развития от меня эстафету в этом виде спорта перенял младший сын.

– Что бы вы пожелали своим землякам?

– Постоянного движения вперед (ведь история не стоит на месте). Чтобы оно всегда ощущалось и в экономическом развитии, и в духовном, и в благосостоянии граждан. И, безусловно, беречь мир! Как человек военный скажу: это большое достояние, что благодаря политике руководства нашей страны белорусы живут в мире и спокойствии.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться