Как говорить с ребенком о людях с инвалидностью
20 Ноября 2024
289
Я вижу, что не всегда дети (да и родители) терпимо и толерантно относятся к таким учащимся. Расскажите, как привить ребенку навыки взаимодействия с особенными детьми? Как вообще правильно говорить ребенку об инвалидности? Спасибо! /Валерия/
Психолог Татьяна Каральчук: ‒ По статистике, около 6% населения Беларуси имеют ту или иную группу инвалидности. Сегодня дети с инвалидностью учатся в школах, посещают детские сады. Люди с ограниченными возможностями работают на предприятиях, в офисах, в магазинах. И каждый из нас должен быть не только сам готов к общению с такими людьми без оглядки на стереотипы, но и рассказывать об этом своим близким, в том числе детям.
Чтобы поговорить со своим ребенком на эти темы, воспользуйтесь следующими принципами:
Не пугайтесь распросов ребенка про людей с инвалидностью.
Хорошо, что ребенок задает вам эти вопросы. Пусть спрашивает. Исследования показывают, что даже маленькие дети замечают различия между людьми. Но они не делают из увиденного выводов. Главное ‒ не игнорировать их любознательность, а находить возможность ответить и объяснить, чтобы они не считали эту тему запретной. Чем младше ребенок, тем легче он принимает человека с инвалидностью.
Если вы не будете бояться говорить о людях с инвалидностью, ребенок поймет, что об этом можно и нужно говорить, обсуждать и задавать вопросы, потому что на них он получит честные ответы. Если есть возможность поговорить с самим человеком с инвалидностью, сделайте это.
Развейте мифы об инвалидности.
Надо обратить внимание ребенка на то, что есть много мифов и стереотипов. Например, что людям с инвалидностью надо все время помогать и жалеть их, что у таких людей нет перспектив. На самом деле 7 человек из 10 имеют невидимую инвалидность. И большинство людей с инвалидностью ведут активный образ жизни, имеют работу, семью и не нуждаются в жалости. Пожалеть ребенка с ограниченными возможностями можно из-за того, что он плохо выучил урок и получил плохую отметку, но совсем не из-за того, что у него есть инвалидность.
Люди с инвалидностью могут жить так же активно, как и все остальные, учиться, работать, развлекаться. Однако для этого должны быть созданы специальные условия и возможности, а окружающим людям важно относиться к ним с принятием и пониманием.
Объясните, что все люди разные, одинаковых нет.
Даже в одной семье, где трое детей, каждый ребенок отличается от другого. И, конечно, вне семьи мы все очень отличаемся друг от друга. Важно видеть эти различия в позитивном ключе.
Можно обсудить с ребенком его одноклассников: возможно, есть девочка, которая носит очки; есть одноклассник-тихоня, а есть громкий, шумный мальчик; есть высокие, а есть ребята небольшого роста. Полезно поговорить не только об этих различиях, но и о том, чем еще каждый ребенок выделяется, какие у него особые таланты. Возможно, он хорошо рисует или быстро решает задачи по математике.
После этого можно перейти к теме детей с инвалидностью: Саша передвигается при помощи коляски, Аня с трудом произносит слова, а Даниил использует слуховой аппарат. Они все разные, но они совершенно такие же, как и мы, просто им требуются специальные условия, чтобы учиться наравне со сверстниками.
Смотрите вместе с ребенком фильмы, читайте книги и обсуждайте их.
Разговору с детьми об инвалидности очень помогут различные книги и мультфильмы, которые хорошо бы не просто почитать или посмотреть, но и обсудить.
С ребенком постарше можно вместе поискать в интернете примеры известных личностей с ограниченными возможностями, в том числе и тех, которых ребенок может хорошо знать.
Детей обязательно заинтересуют фильмы про их сверстников с инвалидностью. Таких фильмов сегодня также достаточно для просмотра в интернете.
Воспитывайте в ребенке толерантность.
По сути, толерантность ‒ это способность человека понимать, что люди вокруг него могут быть абсолютно разными. У них может быть своя религия, не такая, как у вас, они могут писать другой рукой, передвигаться в коляске и т. д. Это не делает их хуже или лучше, это делает их другими. Толерантность ‒ это способ жить в современном, разнообразном и так быстро меняющемся мире.
Даже дошкольникам, не говоря уже о детях постарше, можно простым языком объяснить, что главная проблема людей с инвалидностью ‒ барьеры. То есть негативное отношение, непонимание и стереотипы со стороны окружающих. Можно также предложить пофантазировать, как улучшить дом, общественный транспорт, школу, чтобы в них всем было удобно. Например, субтитры в фильмах, тифлокомментарии в театре, автоматические раздвижные двери, спуски на улицах.
К сожалению, все навыки коммуникации и толерантность невозможно выработать за один час или за одну беседу. Их необходимо воспринимать как некий девиз по жизни и планомерно учиться. Это долгий процесс, но результат, определенно, стоит усилий!
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.