Укрепляем нервную систему ребенка правильно

29 Октября 2024 3163
Ребенок (7 лет) очень активный, впечатлительный и быстро утомляемый. Когда устает, ему сложно контролировать свои действия. Какие упражнения, занятия, секции подойдут для укрепления нервной системы? /Светлана/

Психолог Татьяна Каральчук: ‒ Важно понимать, что физическое и психическое состояние ребенка очень индивидуально. Причины эмоциональности и утомляемости могут быть различны: врожденные свойства нервной системы, соматические заболевания, нарушения высших психических функций. К примеру, одна из часто встречающихся проблем современных школьников ‒ низкая нейродинамика, т. е. истощение или слабый уровень мозговой активности. Дети с низкими нейродинамическими показателями быстро устают, долго сидят и «мучают» домашнее задание, тяжело встают по утрам в школу, с трудом высиживают 45 минут на уроках, начинают крутиться, ерзать на стуле, отвлекаться, не могут концентрировать внимание на одном деле. При этом общий интеллектуальный уровень ребенка может быть достаточно высок. Именно снижение нейродинамических показателей мешает ребенку сосредоточиться.

Поэтому для того, чтобы подобрать для вашего ребенка оптимальный уровень нагрузки, а при необходимости и коррекции, лучше пройти комплексное обследование у педиатра, невролога и психолога. Здесь я лишь напомню о базовых параметрах, на которые всегда можно опираться.

Спорт, физическая активность

Если есть возможность, нужно отдавать ребенка заниматься спортом. Но, опять же, одному ребенку я бы порекомендовала персональные тренировки, другому ‒ командные виды спорта. Вне зависимости от наличия в жизни ребенка спорта, прогулки на свежем воздухе должны быть круглый год. На это обязательно нужно выделять отдельное время.

Границы

Ребенок, который растет с подвижными границами или без них, не может в полной мере использовать потенциал своей нервной системы. Потому что, когда ребенок сталкивается с правилами, особенно, если они не нравятся, ему приходится проживать внутри себя разные эмоции. Так ребенок формирует стрессоустойчивость, а она напрямую связана с тем, как работает нервная система. Дети, которые растут в плохо выстроенных границах, к школьному возрасту имеют некоторые задержки в эмоционально-волевой сфере.

Режим дня

Необходимо четко соблюдать режим дня. То есть просыпаться, засыпать, принимать пищу в одно и то же время, труд и отдых чередовать в определенном ритме. Когда ребенок живет по конкретному графику и привыкает соблюдать его, это тренирует нервную систему и одновременно не перегружает ее.

Здоровое питание

Поведение детей во многом определяется их питанием. И это доказанный факт. Между рационом питания, умственным и психическим развитием есть прямая взаимосвязь. Питание влияет как на формирование головного мозга, так и на его работу в течение всей жизни. Пищевой рацион оказывает влияние на все когнитивные функции: концентрацию внимания, способность к запоминанию и сопоставлению фактов, скорость мышления, а также на эмоциональное состояние.
Под здоровой пищей подразумевается та, которая содержит фрукты, овощи, цельнозерновые продукты, рыбу, домашние блюда. А что касается сладостей, которые так любят дети и многие взрослые, утверждая часто, что сладкое нужно для работы мозга. Да, это действительно так, но полезны только сложные углеводы, которые содержатся в бобовых, изделиях из цельных злаков, молочных продуктах, фруктах. 

Сахар и кондитерские изделия вредны: они способствуют быстрому выбросу энергии, перевозбуждению, перепадам настроения. После таких скачков наступают апатия и усталость. Но организм привыкает к выбросам инсулина в результате употребления сладостей, и ребенок требует их еще. Получается замкнутый круг.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться