Лента времени: г. Лида, 1942, февраль
В Год исторической памяти Лидский историко-художественный музей запустил проект «1942. Лента времени». Воссозданная научными сотрудниками ретроспектива переносит современных лидчан в 1942-й, самый трагический для нашего края военный год, и воссоздает полную картину событий в мире, в Советском Союзе, в Беларуси и в нашем городе и районе.
«ЛидаМедиакомпания» также приглашает подписчиков заглянуть в «Ленту времени» и открыть неизвестные доселе страницы истории Лидчины.
Итак, 1942-й, февраль. г. Лида:
* В городе работали предприятия: депо, железнодорожная станция, две электростанции, завод сельскохозяйственных машин, пивзавод, мельницы, маслобойня, небольшая колбасная, авиамастерские (в Южном городке).
В цехах довоенной фабрики «Ардаль» производится ремонт моторов от автомашин. Крупнейшим предприятием – заводом сельскохозяйственных машин – руководит инженер Рибо, немец (ходил в очках с двойными стеклами, в военной форме и с палкой). Лидским пивзаводом управляет блокфюрер Иоахим Лохбиллер. Пиво развозилось в воинские части, дислоцировавшиеся в Лиде и окрестностях.
* В Минск ходили поезда: из Лиды можно было проехать по пропускам в товарном вагоне.
* Медицинский военный госпиталь размещался в здании первой школы, в нем работали до 50 человек. Комендантом был майор, доктор Франц Манэ.
* Создан Лидский Окружной Комитет Белорусской Народной Самопомощи. Руководил им Адольф Климович, приехавший из Чехословакии. По договоренности с гебитскомиссаром Ханвегом Адольф Климович был назначен переводчиком.
* Функционировали три школы: в народной школе № 1 по ул. Кирова занималось около 100 детей, педагогический состав – 11 человек; в школе № 2 по ул. Победы и в школе №3 по ул. Комсомольской (тогда ул. 17 сентября) – по 80-90 учащихся и по 9 педагогов. Директором 2-й школы был Шидловский, учительницами работали Мария Костромина и Мотя Наказных. Руководство школами осуществлял инспектор городской управы Жук.
* Действовал рынок: время от времени его окружали немцы и проверяли документы. Большинство горожан, которые жили на окраинах, занимались сельским хозяйством, выкармливали скот и продавали продукты на рынке.
* Около 6 тысяч евреев жили в трех охраняемых гетто: самое большое было с южной стороны завода сельхозмашин. Забором из двух рядов колючей проволоки была отгорожена целая улица со всеми домами. Среди немцев были люди, которые люто ненавидели евреев. Один из них – старший административный секретарь гебитскомиссариата Рудольф Вернер. Однажды Вернер и гебиткомиссар Ганвег стояли на балконе дома с собакой. Евреи колонной возвращались с работы. Вернер сказал собаке «фас», она прыгнула с балкона в толпу и начала рвать людей.
Не все немцы были заражены нацистской идеологией. Инженер Лохбиллер оказался порядочным человеком. На территории пивзавода отдельно жили и работали 42 еврея: Семен, Марк и Хаим Пупко, Столовицкий, Векслер, Питлюк, Голдберг и их семьи.
Факт: в начале февраля несколько еврейских воров совершили покушение на русского священника и попытались его ограбить. Попытка не удалась, и некоторые из них были арестованы. Жены этих воров обратились в Юденрат за помощью в освобождении мужей. Юденрат отказал. Тогда воры решили отомстить Юденрату. Они решали выдать евреев из Вильно, которые приехали в Лиду.
Выяснилось, что евреев в Лиду доставил фельдфебель немецкой армии Антон Шмид, который был руководителем пункта распределения отставших от воинских частей солдат на Вильнюсском вокзале. В подвале распределительного пункта он прятал евреев, организовал мастерские, в которых они работали и получали продуктовый паёк. На служебном грузовике перевозил их в лидское и варшавское гетто. Шмид был арестован, на суде он признался «что просто хотел спасти евреев от смерти». 25 февраля трибунал полевой комендатуры приговорил фельдфебеля Вермахта Антона Шмида 1900 г.р. к смертной казни.
В конце февраля рано утром евреев вывели из гетто и пригнали на площадь возле почты. Положили в ряд на снег, чтобы воры могли опознать приехавших из Вильно. 50 евреев арестовали и расстреляли во дворе тюрьмы. Ужасная картина предстала перед глазами евреев, которые вернулись в тот день в гетто. Их дома представляли собой могилы. Все дети, которых родители оставили дома из-за сильного холода, больные и все, кто не пошел на опознание, были найдены лежащими в собственной крови, которая еще не успела замерзнуть. В тот день погибло 200 человек».
Антон Шмид был признан «праведником мира. В 2011 г. в Вильнюсе на Антакалнском кладбище был открыт мемориал его имени.
1942-й, февраль. Лидский округ:
* Зима 1941-1942 гг. была морозной и многоснежной: основные дороги заметало снегом, напротив д. Истоки (нынешний Гончарский сельсовет) снег лежал в рост человека, машины не проходили. Жителей ближайших деревень выводили на расчистку.
* Крестьяне Лидского округа отнеслись с пониманием к призыву Лидского Окружного Комитета Белорусской Народной Самопомощи оказать продовольственную помощь голодающему Минску: представители Комитета по деревням собрали зерно и отвезли в Лиду, откуда его направили в Минск.
* В деревнях и на хуторах Лидского округа нашли приют и кров сотни окруженцев: так местное население называло бывших военнослужащих Красной Армии. Еженедельно их число увеличивалось за счет беглецов из лагерей военнопленных. В православных деревнях «на хозяйстве» жили бывшие советские работники, коммунисты и комсомольцы. Они начали объединяться и создавать небольшие группы численностью 5-15 человек. Первую такую группу собрал член КПЗБ Михаил Радецкий. Сержант Иван Феоктистов на хуторе Петры организовал группу, в которую входили окруженцы Владимир Елкин, Данила Карелин, Георгий Фролов и местные ребята Владимир Бурнос, Федор Рыбак. Группу окруженцев, которые жили у крестьян в деревнях Мосевичи, Ольжево, Дубчаны, Ямонты сформировал сержант Красной Армии Петр Макаров.
Заглянуть в проект "Лента времени. 1942" и представить полную картину событий можно по ссылке.