Как обезопасить себя в виртуальном пространстве
О том, как обезопасить себя в виртуальном пространстве рассказывает начальник ОВД Лидского райисполкома полковник милиции Фомченков Дмитрий Георгиевич.
В настоящее время киберпреступность представляет серьезную угрозу для развития экономики и общества. За последние годы количество киберпреступлений значительно увеличилось, что требует принятия срочных мер для защиты информации и обеспечения кибербезопасности.
Не исключением является и Лидский регион. Так по итогам минувших 11 месяцев в районе зарегистрирован рост киберпреступлений – 201 факт, из них наибольшее число мошенничеств – 122. Это обусловлено тем, что абсолютное большинство людей проживает в городах. Как правило, жертвами таких преступлений становятся женщины. Если смотреть по образованности граждан, то на уловки мошенников в равной степени, попадаются люди, как с высшим, так и со средним образованием. Среди жертв киберпреступников, в основном, экономически активные граждане, представляющие практически все сферы деятельности – бухгалтеры, экономисты, директоры, заместители директоров частных и государственных учреждений, начальники управлений и отделов госучреждений, педагоги, врачи и медсестры, студенты, юристы, программисты и представители других специальностей.
Мошенники регулярно меняют свои схемы обмана граждан, чтобы похитить их деньги. При этом в настоящее время, актуальными формами обмана являются телефонное и интернет-мошенничество, а также фишинговые ресурсы.
ТЕЛЕФОННОЕ МОШЕННИЧЕСТВО (ВИШИНГ)
Происходит в тех случаях, когда мошенники, как правило, под видом работников, операторов связи, банков или государственных органов обращаются к гражданам, посредством мессенджеров либо мобильной сотовой связи, создают стрессовую ситуацию, сообщают о проблеме, а потом предлагают помощь в ее решении. При этом, чтобы войти в доверие, могут выслать фото служебных документов или даже выйти на видеосвязь в мессенджере.
При этом мошенники, для совершения преступлений изучают свою жертву, собирают в сети Интернет данные о ней и ее интересах, окружении и прочем. Имея образец голоса или фото знакомых, могут создавать фейковые текстовые или видеосообщения.
Например 18 ноября 2024 года в РОВД обратилась местная жительница, с заявлением о том, что в период времени с 07.11.2024 по 18.11.2024, неустановленное лицо путем обмана, под предлогом закрытия кредитной линии, завладело денежными средствами в размере 11300 рублей НБ Республики Беларусь. В ходе разбирательства было установлено, что женщине в мессенджере «Viber» поступил звонок с неизвестного номера. Звонивший представился сотрудником правоохранительных органов и сообщил, что мошенники оформили на имя женщины 2 кредита на общую сумму 20000 белорусских рублей и их требуется погасить, иначе в отношении женщины будет возбужденно уголовное дело. Также женщине сообщили, что как только она погасит кредит, денежные средства ей будут возращены. В результате дальнейших действий, осуществленных по указанию мошенников, женщины оформила на свое имя два кредита на общую сумму 8100 белорусских рублей. При этом, так как суммы, которая должна была перевести женщина, не хватало, мошенники вынудили ее продать принадлежащий ей автомобиль. В результате все собранные денежные средства, женщина перевела посредством инфокиоска, на указанные мошенниками счета.
ФЕЙКОВЫЕ МАГАЗИНЫ
Ежедневно в милицию обращаются и те, кто сами перевели предоплату за товар, который нашли в объявлениях в социальных сетях и на торговых площадках, и не получили его. Мошенники намеренно создают (фейковые) аккаунты от имени магазинов, в которых размещают объявления несуществующих товаров с заниженными ценами (обувь, одежда, мобильные телефоны, постельное белье, автомобильные шины, новогодние ели, садовые кресла-качалки-коконы и другие товары). Потенциальный покупатель связывается с администратором «магазина» и обещает доставить товар после частичной или полной оплаты. Перевод денег предлагают произвести на банковскую карту или на счет через ЕРИП, что притупляет бдительность. После получения денежных средств, интернет-магазин товар не высылает, а покупателя блокирует.
Например 29 ноября житель нашего города, обратился в РОВД с заявлением о том, что в одной из социальных сетей, обнаружил интернет-магазин, который осуществляет продажу мобильных телефонов марки «Apple», по цене ниже, чем в салонах связи и магазинах. Данное предложение мужчину заинтересовало, после чего он вступил в переписку с продавцом. В ходе диалога, мужчина осуществил заказ мобильного телефона марки «Iphone 15 PRO». После получения заказа, продавец сообщил мужчине, что для приобретения телефона, необходимо внести предоплату, в размере 1000 белорусских рублей, а остальную сумму после получения телефона. Указанное предложение мужчину устроило. После чего он осуществил перевод денежных средств в указанном размере на счет, который ему предоставил продавец. В дальнейшем мужчина свою покупку так и не получил, а продавец перестал выходить на связь и заблокировал диалог с покупателем.
ФИШИНГ
Фишинг – это еще один вид киберпреступлений, который осуществляется через электронные письма, сообщения или поддельные сайты. Цель фишинговых атак – заставить пользователя передать свои личные данные, например, пароли, номера карт или другие конфиденциальные данные.
Часто злоумышленники создают фальшивые сайты, которые выглядят как официальные страницы банков или других организаций, и отправляют пользователю письма с просьбой перейти по ссылке и ввести данные. Эти письма могут быть весьма правдоподобными, с логотипами компаний и официальным тоном обращения.
Например 29 сентября в Лидский РОВД обратился мужчина, который сообщил, что при неизвестных обстоятельствах с банковской карты было списано 320 рублей. Проведенным разбирательством было установлено, что мужчине поступило смс-сообщение от неустановленного пользователя подписного как «Белпочта». В данном смс-сообщении, указывалось, что мужчине поступила посылка и ее надо оплатить, перейдя на сайт по прикрепленной ссылке. Мужчина перешел по ссылке на сайт, где ввел данные своей банковской карты и коды из поступивших смс-сообщений. После того как мошенники завладели указанными данными, они осуществили привязку карты к одному из интернет-сервисов и в последующем похитили денежные средства.
Подводя итог, хочется отметить, что в любой ситуации необходимо проявлять бдительность и помнить, что абсолютное большинство киберпреступлений становятся возможными ввиду неосмотрительности со стороны самого слабого звена информационной системы - человека.
Относитесь настороженно к звонкам в мессенджерах. Не устанавливайте на свои телефоны по просьбе неизвестных лиц никаких приложений, тем более – удаленного доступа. Не переходите по неизвестным ссылкам, так как есть риск установления вредоносного программного обеспечения. Не передавайте третьим лицам коды, реквизиты банковских карт. Для покупок в интернете необходимо иметь отдельную банковскую карту с ограниченным объемом средств. Покупайте только на реальных торговых площадках и маркетплейсах, а не в социальных сетях (особенно в Инстаграмм). На всех мессенджерах используйте двухфакторную идентификацию. Устанавливайте сложные пароли.
В случае совершения в отношении Вас противоправных деяний, рекомендуем Вам в кратчайшие сроки обратиться в органы внутренних дел по месту жительства либо обнаружения факта совершения преступления.