«Не слабо по-лидски». Лидчанка, в руках которой гончарный круг творит чудеса, делится секретами древнего ремесла
Есть что-то магическое в этом ремесле: глина, словно живое существо, в руках мастера податливо меняет свою форму, вращение круга завораживает, гипнотизирует, открывая портал в мир прошлого и унося нас на сотни и тысячи лет назад. Гончарное ремесло считается одним из самых древних, и у каждого народа своя история его развития.
Сегодня секретами работы за гончарным кругом владеют единицы. Скептик, конечно, тут возразит: зачем изобретать колесо?! Производство посуды давно приобрело промышленные масштабы, и в современных магазинах она – на любой вкус. И... будет не прав. Изделия ручной работы, в которые вложена частичка души художника, на торговых полках вы точно не найдете, как бы широко ни был представлен ассортимент!
Зато в сувенирном магазине, что работает при отделе ремесел и традиционной культуры ГУ «Лидский районный центр культуры и народного творчества», работы местных мастеров по керамике и гончарству представлены на любой вкус. Бывая в нашем городе, туристы охотно приобретают керамические сувениры на память и увозят в разные страны заряженные положительной энергетикой «кусочки» Лидчины.
Днем учила, а по ночам рисовала
Один из авторов представленных работ – Елена Михайловна Свидерская, мастер по керамике и гончарству отдела ремесел и традиционной культуры. В помощь природному таланту лидчанки – профессиональное образование: Елена Михайловна – выпускница художественно-графического факультета Витебского государственного педагогического института имени С. М. Кирова (ныне Витебский государственный университет имени П. М. Машерова).
Двадцать лет Елена Свидерская работала в средней школе №12, что в микрорайоне Индустриальный, учителем изобразительного искусства, черчения и трудового обучения. Днем вела уроки, учила детей видеть красоту и быть креативными, а по ночам... рисовала. Так уж устроен человек творческий, что не может себе позволить прожить хоть день без занятия своим любимым делом, чтобы не потерять мастерство, вдохновение.
Годами работать в таком режиме было достаточно сложно, и в один из дней Елена Михайловна решила сделать выбор в пользу творчества, оставив свою педагогическую трудовую деятельность в прошлом.
В 2015 году лидчанка пришла работать в отдел ремесел и традиционной культуры.
И швец, и жнец, и на дуде игрец!
– Коллектив в отделе ремесел подобрался очень творческий, – в беседе с журналистом «Лідскай газеты» отмечает Елена Михайловна. – Это люди, в хорошем смысле слова «апантаныя» сохранением традиций белорусской народной культуры. Здесь каждый сотрудник – профессионал, мастер своего дела.
Взаимодействие – еще одна характерная черта отдела ремесел и традиционной культуры. Работы мастеров, которые неизменно высоко оцениваются на мероприятиях областного, республиканского и международного уровней, зачастую коллективны и сочетают в себе сразу несколько техник: керамику, роспись, ткачество, инкрустацию и плетение из соломки. В признании же заслуг одного из сотрудников есть общая заслуга.
Впрочем, в отделе ремесел и традиционной культуры каждый – и швец, и жнец, и на дуде игрец! К примеру, Елена Свидерская не только занимается гончарством и керамикой, дает мастер-классы и ведет курсы, но и принимает участие в изготовлении персонажей для народного любительского кукольного театра «Батлейка», выполняет заказы на изготовление подарков и призов для конкурсов, юбилеев и других мероприятий.
А еще Елена Михайловна входит в состав народной фольклорной группы «Талер», которой проводится большая работа по возрождению и сохранению фольклора. Коллективу под силу все: песни, обряды, игровые программы и даже мастер-классы по обучению традиционным танцам.
Слово «гончар» происходит от слова «горн» – так назывались печи для обжига, которые в прошлом ремесленники оборудовали прямо в земле. Первоначально мастеров звали «горнчарами», но со временем из слова затрудняющая произношение буква «эр» выпала и получился упрощенный современный вариант – «гончар».
– Для того чтобы глина не пропускала воду, предназначенную для каждодневного использования посуду после обжига в печи молочили, чернили либо отваривали, – рассказывает Елена Михайловна. – Также посуду глазуровали. Но поскольку удовольствие это не из дешевых, глазурь экономили, покрывая ею лишь внутреннюю поверхность изделия.
У современных гончаров в земляной печи нет необходимости: к их услугам – профессиональные керамические печи, способные набирать температуру до 1500 градусов по Цельсию. В центр ремесел, который был открыт в год празднования в Лиде республиканских “Дожинок”, в 2010 году, печь приобрели производства Чехии, современную, с компьютерным управлением.
Правда, новичков Елена Михайловна предупреждает: результат обжига всегда непредсказуем: изделие может покрыться трещинами либо лопнуть. Так случается, когда глина недостаточно тщательно размята и в ней сохраняются пузырьки воздуха. Поэтому, работая с данным природным материалом, необходимо соблюдать свои технологии.
По секрету – всему свету
Надо сказать, что гончарство всегда было делом семейным. Пока старшие управлялись за гончарным кругом, дети мастерили из глины игрушки и свистульки. Секреты ремесла передавались представителям семейной династии из поколения в поколение и тщательно скрывались от соседей. Перед тем как сесть за работу, двери дома закрывались: «гончарить» в присутствии посторонних было не принято.
Как и другие мастера отдела ремесел и традиционной культуры, Елена Свидерская, напротив, охотно делится своими знаниями. По средам она проводит курсы по керамике, которые посещает и стар и млад. Среди тех, кто хочет обучиться древнему ремеслу, не только лидчане, но и жители соседних районов.
– Несмотря на расстояние (а живем мы в Щучинском районе), второй год приезжаю в Лиду на занятия по керамике и гончарству, – рассказывает Наталья Тиховод. – Занимаюсь вместе с сыном, ему сейчас 13 лет. Леонид осваивает работу с гончарным кругом, мне же больше нравится лепка из глины. Елена Михайловна, как педагог со стажем, умеет доходчиво объяснять и нацеливает нас на проявление индивидуальности в своих работах. Конечный результат творческого процесса неизменно приносит удовлетворение: испытываешь чувство радости от осознания того, что ты держишь единственное в своем роде, сделанное собственными руками изделие. Несколько лет назад из Гродно мы переехали жить в деревню, и благодаря занятиям в отделе ремесел и традиционной культуры керамические работы (в основном это посуда и панно) придают нашему жилью неповторимый этнографический колорит.
С остальными участниками видеопроекта «Не слабо по-лидски: видеожурнал личных рекордов и достижений» можно познакомиться, перейдя по активным ссылкам:
1) лидчанин Юрий Машкало трансформирует металлолом в удивительные вещи;
2) пятилетняя Варвара Рождественская восхищает знанием английского языка;
3) Данута Сильванович – самая «электромобильная» прабабушка на Лидчине;
4) ветеринарный врач Павел Жульпа первым в Беларуси освоил бионическое протезирование животных;
5) в коллекции военного летчика Эдуарда Жмакина более полутысячи знаков отличия летного состава разных стран мира
6) Инесса Комлач и Вячеслав Бальцук из Бердовки — мировые рекордсмены по пауэрлифтингу.