Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание!
«Хочу поделиться своими рассуждениями... Как часто в жизни можно наблюдать такие ситуации, когда люди достаточно необразованные, даже глупые, с пеной у рта доказывают свою правоту, учат всех, как нужно поступать. Они, как Шариков, всегда готовы рассуждать о серьезных вещах, делая замечания глобального масштаба, не понимая, что выдают очевидные глупости. Тем не менее невежды этого не замечают и весьма довольны собой.
«Я знаю, что ничего не знаю» – эта фраза, приписываемая древнегреческому философу Сократу, стала жизненным девизом для многих – правда, преимущественно для тех, кто знает много. А вот люди невежественные редко жалуются на незнание, как правило, они уверены, что не только образованнее и начитаннее, но и умнее других. Почему так происходит? Есть ли в психологии объяснение этому феномену?»
Мария Васильевна, пенсионерка, бывший педагог.
Татьяна Каральчук:
– В психологии есть ответы на все эти вопросы, включая и самый главный: «Как бороться с этим явлением?», который называется эффектом Даннинга-Крюгера, по имени ученых, его открывших. Они первыми сформулировали мысль, которую в свое время озвучивали и Сократ, и Дарвин, и Рассел. Человеческое невежество – это порочный круг: чем меньше человек знает и умеет, тем меньше у него шансов осознать уровень своей некомпетентности.
Поводом провести научное исследование на эту тему стал курьезный случай с грабителем банка, который был убежден, что стоит нанести на лицо лимонный сок, как оно будет неразличимым на камерах слежения. Горе-преступник даже не удосужился проверить это предположение! И, естественно, стал жертвой собственного невежества и глупости.
Можно и самому провести интересный эксперимент. Предложите знакомому, у которого есть явные проблемы с логикой, несколько логических задачек – и вы удивитесь тому, насколько безапелляционными будут его суждения и как рьяно он будет отстаивать свои ошибочные ответы, обвиняя авторов загадок в нечеткой формулировке. Это объясняется тем, что пробелы в образовании и недостаточно развитый интеллект мешают человеку адекватно оценить степень своих умений и талантов. На этой почве пышным цветом расцветает уверенность в своей правоте и оценках. Проходит время, и это самоощущение становится своего рода психологической защитой – мысль о том, что его суждения могут быть неправильными, вызывает большой дискомфорт у недоучки, ведь это означает, что на его место «самого умного и сведущего» вправе претендовать действительно более умные и сведущие.
С точностью до наоборот обстоит дело с теми, в чьей квалификации нет причин сомневаться. Образованные и информированные люди, как правило, не демонстрируют самонадеянность и интеллектуальный гонор – они слишком хорошо осведомлены о том, насколько непостижимы в перспективе законы Вселенной… Поэтому тут прослеживается такая закономерность: чем шире кругозор человека и чем лучше он разбирается в своей профессиональной области, тем больше у него сомнений в уровне своих способностей и знаний.
Есть несколько способов защититься от чужой некомпетентности. Первый – искусственно оградить себя от всех жертв эффекта Даннинга-Крюгера, вплоть до полного разрыва отношений. Тем не менее ценой некоторых интеллектуальных и нравственных усилий можно попытаться их перевоспитать. Речь идет не только о том, чтобы побудить дилетантов всячески повышать свою квалификацию и заниматься общим саморазвитием. Дело в том, что Даннинг и Крюгер разработали обучающий курс, в котором сделан акцент как раз на том, чтобы научиться судить об уровне профессионализма – как своего, так и чужого. Это позволяет человеку, даже не повышая свою квалификацию, начать более объективно оценивать себя.