Как выразить негативные эмоции и не разрушить отношения?

15 Ноября 2017 2001

«Я очень часто не могу сдержать свой гнев, и это меня сильно пугает. Мне тяжело спокойно разговаривать с людьми. Если они на меня повышают голос, делают мне замечания или раздражают, то я начинаю на них кричать. Из-за этого у меня были проблемы в школе, а сейчас и в колледже».

Надежда.

Татьяна Каральчук:

– Гнев, как явный, так и скрытый, призван донести до окружающих нечто важное. Но он же их и отталкивает. Мы искренне хотим быть услышанными и понятыми, а получаем обратный результат. В какой бы форме мы ни выражали агрессию, она мешает выстраивать эффективное общение.

Многие думают, что пассивно-агрессивный стиль взаимодействия лучше и «приятнее» открытых вспышек ярости, но это не так. Французы обозначают пассивную агрессию фразой sous-entendu («намек», «недомолвка»). Мы вроде бы произносим вполне невинные слова, но в действительности подразумеваем нечто совсем другое, злое и жестокое. Недоброжелательный стиль общения отталкивает людей: даже не понимая, что происходит, они начинают чувствовать себя неуютно, стремятся поскорее закончить разговор.

Так что если вы хотите поддерживать длительные дружеские или деловые контакты, стоит приобрести определенные навыки.

1. Прислушивайтесь к себе и осознавайте, что происходит.

Даже если вы просто кипите от злости, лучше переждать – в противном случае коммуникация пойдет по ложному пути. Когда мы сердиты, мозг захвачен этой эмоцией и ни о чем другом мы не можем думать. Эмоциональный центр мозга настолько активен, что нам трудно рассуждать логически.

Прогуляйтесь и глубоко подышите, отвлеките себя забавным видеороликом, чтением, музыкой. Остыв немного, вы сможете общаться более эффективно.

2. Распознавайте свои эмоции.

Разберитесь, действительно ли то, что вы чувствуете, гнев. Часто мы думаем, что нас раздражают человек или ситуация, а на самом деле испытываем не гнев, а боль, грусть или отторжение. Поняв, каковы ваши эмоции, вы сможете сообщить собеседнику именно о них.

3. Выясняйте, не перекладываете ли вы вину на других.

Слишком легко обвинить в своих бедах другого. Вы голодны, устали, перегружены, напряжены и всю ответственность за это возлагаете на того, кто подвернулся под руку, чаще всего – на кого-то из близких. Тем самым вы отталкиваете людей, которых больше всего любите, и это усугубляет ситуацию. Кроме того, ваше раздражение никуда не исчезает, потому что вы выплеснули его не на того человека и не разобрались с истинной причиной своего гнева.

4. Проявляйте любопытство.

Исследования показывают, что негативные эмоции делают нас эгоцентричными. Когда мы сосредоточены на ощущениях, то не способны поставить себя на место другого и увидеть ситуацию с его точки зрения. Как правило, мы даже не учитываем его состояние в данный момент. Вот поэтому-то нам и нужно пробудить в себе любопытство.

Поинтересуйтесь, почему ваш собеседник ведет себя именно так. Вместо того чтобы вступать в конфликт, спросите с искренним участием, почему он делает то, что делает. Скорее всего, человек, на которого вы злитесь, не пытается осознанно причинить вам боль. Постарайтесь понять его, прежде чем считать виноватым.

5. Выражайте сочувствие.

Ставя себя на место собеседника и задаваясь вопросом «Почему?», вместо того чтобы предполагать худшее, вы вступаете в открытую коммуникацию и проявляете уважение к праву другого человека думать, чувствовать и действовать определенным образом. В результате вы выстраиваете более глубокие отношения, основанные на эмпатии.

В ответ на агрессию человек вынужден обороняться и отвечать в том же духе, а в данном случае он чувствует себя в безопасности и способен услышать вашу точку зрения.

6. Учитесь общаться правильно.

Высказывайте мнение, используя «Я-сообщения», говорите о том, что чувствуете. Но не ограничивайтесь этим, иначе ваш взгляд на ситуацию останется однобоким. Попросите собеседника поделиться своей точкой зрения, постарайтесь услышать его и вместе прийти к какому-то компромиссу. Проявите искренний интерес и не занимайте обличительную позицию.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться