Душевный или токсичный? Психологи назвали распространенный в интернете феномен

20 Января 2023 1984

В соцсетях очень часто можно увидеть, что люди намеренно выставляют на всеобщее обозрение свои проблемы, несчастья, сложности, пишут об очень личных переживаниях. Раньше таким грешили в основном знаменитости, чтобы лишний раз привлечь к себе внимание, повысить популярность. Однако «нытьем» в соцсетях сейчас занимаются и обычные люди. Зайдя, например, в Инстаграм, можно увидеть много «грязного белья», выставленного напоказ соседом, другом, коллегой по работе. Для чего люди это делают? Неужели только для привлечения внимания? Мне кажется, так они пытаются решить какие-то свои психологические проблемы. Лидчанини Константин

Татьяна Каральчук: – Явление, которое вы описываете, действительно очень распространено в современном мире. Оно даже имеет название – сэдфишинг. Дословно термин можно перевести как «ловля на грусть».

Интернет – это среда, в которой довольно сложно понять, что имеет в виду человек со своим постом, комментарием, историей или выложенной картинкой. Нередко грустные посты выкладывают для того, чтобы действительно мотивировать людей задуматься на серьезные темы. Иногда они могут поднять вопросы депрессии и поиска себя. А иногда люди не задумываются, зачем вообще публикуют такую информацию. Бывают случаи, когда сэдфишингом занимаются для провокации или в корыстных целях.

Это явление относительно новое, но если провести параллели с устоявшимися формами поведения людей в реальной жизни, то возникает аналогия с нарциссизмом, низкой самооценкой и одиночеством.

Иногда бывает так, что сэдфишингом занимаются люди с реальной зависимостью от соцсетей. Они находятся на «дофаминовом крючке», и в основном это пользователи с большим количеством подписчиков. Размещая пост и получая сочувственные комментарии, а также много лайков, они получают эмоциональное удовлетворение. Однако со временем вырабатывается рефлекс, и вместо того, чтобы обратиться за помощью к специалистам, такие люди довольствуются простым способом получения удовольствия от лайков, сочувствия и признания.

Профессиональных психологических исследований феномена сэдфишинга до сих пор немного. К примеру, исследователи из университета штата Техас, статья которых опубликована в Journal of American College Health, впервые попробовали разобраться, как сэдфишинг связан с типом привязанности, который формируется у каждого человека в детстве в зависимости от отношений со значимыми для него взрослыми.

Ученые привлекли к участию в исследовании 347 добровольцев, которые прошли подробное психологическое тестирование на склонность к сэдфишингу и отношение к этому явлению, а также на характерный для них тип привязанности.

В результате исследователи пришли к выводу, что для сэдфишеров характерен тревожный тип привязанности. Таким людям свойственны неуверенность в себе и страх одиночества – они боятся, что их предадут и бросят.

В то же время, отметили исследователи, у сэдфишинга есть и темная сторона: публикуя бьющие на жалость посты, человек сознательно или подсознательно манипулирует окружающими. Так он, стараясь завести побольше социальных связей, пытается застраховаться от одиночества.

Так или иначе, пользователи социальных сетей должны тщательно продумывать, какой информацией они делятся и с кем. Ведь такой способ привлечь к себе внимание может оказать негативное влияние как на самого сэдфишера, так и на его подписчиков.
Тем, кто действительно нуждается в помощи, возможно, стоит обратиться к близким в частном порядке, чтобы получить необходимую поддержку. Также важно не забывать о пользе профессиональной психологической помощи.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться