Жительница Лиды вспоминает о маме, которая ушла на фронт в 19 лет

21 Апреля 2022 1637
С лидчанкой Еленой Ивановной Тановой я познакомилась случайно. Она прочитала мою статью в газете и позвонила в редакцию, чтобы обсудить ее. Дома у Елены Ивановны я обратила внимание на портрет девушки в военной форме со скромным букетиком в руках и боевыми наградами на груди. 

 На мой вопрос: «Кто это?» – женщина ответила: «Это моя мама. Она прошла всю войну. Ушла на фронт в 19 лет и закончила боевой путь в 1945 году».

Нина Антоновна Карпович (девичья фамилия – Максимчик) родилась 5 мая 1922 года в городе Ворошиловске (ныне город Алчевск Луганской области) в Украине. Отец ее, Антон Степанович, родом из деревни Морозовичи Дятловского района, вместе с другими односельчанами уехал на заработки в угольные шахты. Работал в Алчевске и Первомайске, где со временем стал инженером.

Здесь, в Украине, Антон Степанович познакомился с Еленой Николаевной. Девушка воспитывалась в не очень богатой семье, однако имела хорошее образование. Молодые люди создали семью, в которой было шестеро детей (двое умерли во младенчестве). Нина Антоновна (та самая девушка с фотографии) была младшим ребенком.

Отец Нины умер рано, наказав жене перед смертью ехать на его родину в Беларусь, где жили двое его братьев. У Антона Степановича в Морозовичах была своя земля, и тот был уверен, что братья жене будут помогать. Но родственники не очень обрадовались семье из пятерых человек. Чтобы прокормить детей, Елена Николаевна стала работать у пана.

В 1939 году Западная Белоруссия воссоединилась с БССР. Старшая сестра Нины, Александра, вышла замуж и осталась жить в Белоруссии, а сама Нина вернулась в Украину, куда несколькими годами ранее уехал ее брат Степан. Там она окончила школу и пошла, как и брат, работать в шахту: приносила воду в забой.

Она активно участвовала в художественной самодеятельности, шила, вязала, имела значок «Ворошиловский стрелок». Казалось, жизнь такая прекрасная, яркая. Но все оборвалось в одно мгновение: началась война.

Брат Степа ушел на фронт, мужчины-соседи тоже. Несколько раз вместе с подругой Надеждой Пшенченко Нина также приходила в военкомат, но девчатам отказывали. Однако девушки проявили настойчивость, и уже в сентябре их направили в школу радистов в Чечено-Ингушскую АССР, а в декабре подруги уже были в действующей армии.

– Мать попала во 2-й дивизион 4-го артиллерийского полка 42-й гвардейской пушечно-артиллерийской Крымской бригады, – рассказывает Елена Танова. – Звание  гвардейской бригада получила в 1942 году в битвах за полуостров. Особенно сильными были бои под Моздоком, Орджоникидзе, Владикавказом. Бригада несла тяжелые потери. После ожесточенных боев в дивизионе иногда оставалось чуть больше роты солдат. Мама принимала участие в боях за Севастополь, награждена орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За оборону Севастополя», «За освобождение Севастополя», «За оборону Крыма».

В боях приходилось не только принимать радиограммы, а в случае отсутствия связи относить их в штаб, но и спасать раненых, выносить их с поля боя. В числе спасенных Ниной Антоновной – десятки тяжелораненых солдат и командир роты. Со многими фронтовыми товарищами уже в мирное время она вела переписку. Даже в своих послевоенных посланиях они ласково называли отважную девушку «дочкой», как и на фронте.

Кровь застывала в жилах, когда сталкивались с теми зверствами, которые чинили оккупанты: убитые дети, заминированные детские игрушки, елочные украшения, от которых взрывались солдаты. Страшно было слышать в окопах совсем рядом, через колючую проволоку, голоса фашистов и знать, что завтра с рассветом начнется бой и в нем кто-то погибнет.

– Трассирующие пули, светящиеся ракеты, взрывы снарядов, стоны раненых, отравленные колодцы – такое нелегко выдержать даже мужчине, – продолжает свой рассказ Елена Танова. – С воздуха бомбили немецкие «рамы», с земли обстреливали «Ванюши». А иногда, в самые тяжелые моменты, командиры вели солдат в рукопашный бой. Порой же огонь приходилось вызывать на себя, и тогда начинался ад.

В одном из таких боев в машину, в которой была радиостанция, попал снаряд и Нина Антоновна чудом осталась жива, получив сильнейшую контузию. Связистка попала на лечение в госпиталь, а после выздоровления была направлена в свою часть, которая в то время находилась в Симферополе на переформировании.

В феврале 1945 года Нина Антоновна была демобилизована, и поскольку в Ворошиловске ее никто не ждал (брат находился в действующей армии), вернулась к родным в Белоруссию, еще не зная о том, что в 1943 году мать ее умерла. Жить девушка стала у сестры в Дятлово, работать устроилась инструктором райкома партии, позже была главным экономистом.

– В 1947 году мама вышла замуж за Ивана Адамовича Карповича, моего отца, – говорит Елена Ивановна. – Папа также воевал, был летчиком. Принимал участие в войне с Финляндией, на Халхин-Голе и в Великой Отечественной войне. После тяжелого ранения служил на Дальнем Востоке. В 1946 году он был комиссован и направлен на партийную работу, сперва в Дятлово, в райком, инструктором. Позже его направили начальником МТС в деревню Валевка Новогрудского района, а через несколько лет папу назначили председателем колхоза «Субботники» Ивьевского района.

Хозяйство было разорено войной, работать приходилось сутками. Первоначально в распоряжении руководителя колхоза была лошадь с бричкой, позже выдали мотоцикл. Все свои усилия бывший летчик направлял на восстановление хозяйства. Иван Адамович делал все, чтобы оно развивалось.

Как-то в поздние заморозки ради спасения урожая льна Иван Адамович организовал людей жечь в поле костры, чтобы защитить посевы. Урожай удалось спасти. За высокие достижения на ВДНХ в Москве председателю колхоза была вручена премия. Материальное вознаграждение Иван Адамович отдал на развитие хозяйства.

Однако ранения, полученные в годы Великой Отечественной войны, давали о себе знать, здоровье подводило, нужна была более легкая работа, и на семейном совете было решено переехать жить к сестре Нины Антоновны Александре, которая в то время жила с мужем в Лиде, на Слободе.

Иван Адамович трудоустроился в районный исполнительный комитет, Нина Антоновна сперва работала медсестрой в воинской части в Гезгалах, затем в городской поликлинике медрегистратором.

Супруги воспитали двоих детей. Сын Аркадий стал музыкантом, является основателем и бессменным, на протяжении четверти века, руководителем народного ансамбля белорусской музыки и песни «Гасцінец», в настоящее время живет в Гродно. Дочь Елена, которая и поделилась со мной своими воспоминаниями о родителях, – учитель иностранного языка, уже на пенсии, но продолжает трудиться в СШ №11.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться