«Пусть 2021 год принесет только радостные события». Директор Лидского историко-художественного музея ответила на 25 вопросов о личном

03 Января 2021 5136
Сегодня гостем нашей традиционной рубрики «Особенности частной жизни, или 25 вопросов о личном» стала директор Лидского историко-художественного музея Ольга Пилипчук.

1. Ольга Викторовна, хотелось бы в начале беседы коснуться вашей биографии, узнать, как пришли на должность директора музея.

– Родилась я в 1986 году в студенческой семье, родители на то время учились на художественно-графическом факультете Витебского государственного университета имени П. М. Машерова. Получив дипломы об окончании вуза, они приехали на родину отца – в Лиду. Поэтому основная часть моей жизни связана именно с этим городом.

Училась я сначала в СШ №5, а затем в СШ №14 с художественным уклоном. После окончания школы поступила в Гродненский государственный университет ими Янки Купалы на отделение изобразительного искусства, получила специальность «художник-график и педагог». В 2008 году вернулась назад в Лиду на должность научного сотрудника художественного отдела Лидского историко-художественного музея. Начало трудовой деятельности как раз совпало с тем временем, когда в здании музея активно велись строительные работы. Он, можно сказать, в то время получал новое дыхание. Так что я смогла увидеть жизнь музея во всех ее гранях. Это дало мне возможность расставить приоритеты в своей деятельности. В дальнейшем расширяла знания и повышала квалификацию. Окончила Несвижскую академию по курсу «Охрана и формирование ландшафта исторических городов», в связи с тем что в ведении нашего историко-художественного музея находится такой объект, как Лидский замок. А чуть позже у меня появилась возможность получить специализацию «музеевед» в университете культуры. 

В 2018 году мне предложили возглавить Лидский историко-художественный музей. Долго думала над предложением, были сомнения. Во-первых, наш коллектив состоявшийся, а я для должности руководителя человек достаточно молодой. Всегда очень сложно брать на себя ответственность, но если брать, то при любых обстоятельствах отдавать себе отчет в том, что ты делаешь. Вторая причина, которая склоняла к отказу, – это наличие у меня маленького ребенка (на то время ему было четыре года). Должность руководителя предполагала, что я меньше времени буду уделять сыну. Третья причина – мое творчество, которое должно было быть отодвинуто на второй план. Тем не менее предложение приняла, и в этом важную роль сыграла поддержка родителей и коллектива музея.

2. Получается, вы знаете своей коллектив изнутри. Какую оценку ему поставили бы?

– Самую высокую. И это оценка не только моя. С начала основания Лидского историко-художественного музея его коллектив неоднократно высоко оценивался на разных уровнях. Таких (дам точное определение красивым белорусским словом) апантаных своей работой людей, как в нашем музее, встретишь нечасто. Даже самый маленький проект благодаря им перерастает в что-то значимое. Каждый сотрудник стремится внести свой максимальный вклад в общее дело. 

3. Вы при ответе на вопрос использовали белорусское слово. Нельзя не согласиться, что иногда именно по-белорусски можно точнее, более емко или более масштабно дать некое определение. Вы хорошо владеете родным языком?

– Да. Когда училась в школе, белорусский язык занимал у нас важное место. И во время школьных выпускных экзаменов я сдавала экзамен именно по белорусскому языку. Есть и практика разговорной речи: на белорусском языке я провожу экскурсии. Несомненно, человек должен знать свой язык, свою культуру, историю своих предков.

4. А насколько хорошо вы знаете свое родовое древо?

– Свой род по маминой линии мы знаем да седьмого колена, по папиной – до четвертого. Так, например, мой прапрадедушка по маминой линии был лесничим в Беловежской пуще, и все это подтверждено документально. А вот папина родовая ветвь восстанавливается только по воспоминаниям. Но, несомненно, нам в наследство предки передали свои творческие способности, ибо сейчас у каждого из наших родственников имеются какие-то увлечения: кто-то вяжет, кто-то вышивает, кто-то занимается обработкой дерева и т. п.

С родителями Виктором Георгиевичем и Татьяной Васильевной на  открытии персональной семейной выставки «Скарбы роднага краю».

5. Ваши родители проявившийся талант к изобразительному искусству сделали своей профессией. У лидчан на слуху фамилии художников Лукьян. Расскажите об их профессиональном пути подробнее.

– Как я уже говорила, творчество связало моих родителей в Витебском худграфе. Оттуда начался их семейный и профессиональный путь. По распределению семья приехала в Лиду. Мама, Татьяна Васильевна, работала в СШ №12, а потом в СШ №14, папа, Виктор Георгиевич, – в СШ №6, затем в художественных мастерских, но со временем опять вернулся к педагогической деятельности. Сейчас родители работают преподавателями в детской художественной школе искусств. С прошлого года родители являются членами Европейского союза художников. Их творчество отмечено многочисленными дипломами.

6. Несомненно, что во многом благодаря родителям с творчеством свою судьбу связали и вы. 

– Рисовать я начала с года. Ведь всегда под рукой находились карандаши, краски, кисточки. К тому же в школе, в пятом классе, мы изучали акварельную живопись, графику, была возможность ознакомиться с такой техникой, как гобеленоплетение, с аппликацией. Сначала моим педагогом в школе была моя мама, а в старших классах я училась рисунку у Александра Семеновича Вараксы. Надо сказать, что при выборе профессии чувствовала всестороннюю родительскую поддержку. Они указали мне правильное направление, в котором двигаться, готовили меня к поступлению в вуз.

7. Иногда люди творческие “тянут одеяло на себя”…

– Это не о нашей семье. Мы вместе участвуем в выставках, стараемся представлять совместные творческие проекты. Папа – живописец, мама – живописец-график, я график. Получается интересный симбиоз. И обо всем этом можно сказать так: “Мы такiя розныя, але ўсё ж мы разам”. 

8. У вас подрастает сын, а значит, будет продолжение творческой династии?

– Мы пытаемся создавать преемственность поколений и приобщить Дмитрия к творчеству, но это пока не очень хорошо получается. Он говорит, что, когда вырастет, будет “конструителем”. 

9. Вы сказали, что пришли работать на должность научного сотрудника художественного отдела, и, как я понимаю, основная ваша обязанность заключалась в том, чтобы готовить выставки художественной направленности, проводить экскурсии. Однако вы стали сотрудником универсальным. Как так получилось?

– Начнем с того, что у нас в музее все сотрудники универсальные. Лично я поначалу действительно работала с выставочными проектами, которые проводились в зале музея. Однако через 3-4 месяца я стала проводить экскурсии в Лидском замке и ощутила, что не только искусство мне интересно. Ведь историей увлекалась еще в школе. Впервые посетив замок во время учебы в университете, тогда и подумать не могла, что это место будет связано с моей работой. К слову, в здании, в котором сейчас находится музей, я бывала, когда там размещалась художественная галерея. Будучи юным художником, принимала участие в выставках детского творчества. В галерее был представлен и совместный проект с моей мамой. Не зря говорят, что у судьбы есть свои сплетения. 

Когда, отработав два года, как молодой специалист, имела возможность перейти на другое место работы, не захотела этого делать. Поняла, что музей – это для меня, это на всю жизнь. 

10. Вы почувствовали отличие обязанностей руководителя от обязанностей рядового сотрудника. В чем разница?

 – Во-первых, это минус 80 процентов от творчества. Полностью я не могу отпустить проекты, которые у меня были запланированы. Пытаюсь участвовать в выставочной деятельности, уделяя этому свое свободное время.

А в целом руководящая должность – это сложная, постоянная работа над собой. Как руководитель, ты должен быть психологом, предугадывать на десять шагов вперед, что может произойти и что нужно сделать. Необходимо уметь прислушиваться к мнению каждого, никого не обидеть. Именно это для меня является приоритетным в плане человеческих отношений. Я всегда считала: на каком уровне ты ни находишься – технический работник либо работник высшего звена, – нужно всегда оставаться человеком. 

А еще мой принцип как руководителя – не останавливаться на достигнутом, шаг за шагом двигаться вперед. Даже постоянные экспозиции не должны быть статичными. 

11. По каким направлениям сейчас работает музей?

– Если иные музеи бывают только археологические, исторические, художественные, то наш музей – историко-художественный с литературным объектом (Домом Валентина Тавлая) и Лидским замком. Это сложно, но вместе с тем дает очень много направлений для деятельности, как в научно-исследовательской работе, так и для реализации интересных и многогранных выставочных проектов. Так, например, за два последних года мы реализовали такой проект, как театральные встречи в Лидском замке, была открыта постоянная экспозиция в юго-западной башне. 2019 и 2020 годы были богатыми на юбилейные даты, что дало нам толчок к реализации проектов, приуроченных к 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 75-летию Великой Победы. У научного сотрудника Натальи Михайловны Волынец родилась идея проекта, касающегося религиозной тематики. Он называется “Школа духовных ценностей”. Это целый огромный цикл мероприятий, которые музей реализует совместно с различными организациями Лидчины. Ирена Антоновна Климович начала цикл занятий и лекций “Згадкі з беларускай хаткі”, где рассказывается о народном быте, ткачестве, льне, хлебе, обо всем, что связано с нашими предками. Рождаются интересные проекты и в художественном отделе, куратором их является Татьяна Михайловна Никифорова. После ремонта в музее восстанавливаются постоянные экспозиции “Современное искусство края”, “Хрущевка 60-х”. Проектов много, много задумано. 

12. К сожалению, эпидобстановка, связанная с коронавирусом, не дает учреждениям культуры широко развернуть свою деятельность. Как сказалась она на работе музея?

– Пандемия связала руки и нам. Много интересных задумок и планов выполнено лишь на 50 процентов. Произошел небольшой «стоп» в экскурсионной сфере. Но в этом есть и свои положительные моменты. Это позволило нам тоже приостановиться, расставить приоритеты, подумать над тем, что делали, понять, что лучше, и с новым дыханием начать все заново. Не с чистого листа, конечно. Еще мы поняли: нужно уметь быстро перестраиваться. Я хочу выразить огромную благодарность нашему коллективу. Вижу, что у работников некоторых других организаций в связи с эпидситуацией просто опустились руки. О наших сотрудниках этого не скажешь, они готовы работать и работают. Мы верим, что все наладится и вернется на круги своя. Мы вернемся к масштабным проектам и, возможно, сможем зафиксировать в наших учреждениях стотысячное посещение. Ведь в 2019 году наши учреждения посетило порядка 93 тысяч жителей и гостей города.

13. Чью поддержку ощущает музей?

– Музей – специфическое учреждение, и без поддержки многие проекты реализовать было бы сложно. Ее мы ощущаем со стороны отдела культуры райисполкома. Когда большой проект организовывается, например, на празднике города или открывается выставка, мы нуждаемся в художественном сопровождении. Общий язык всегда находим с детской художественной школой искусств, Дворцом культуры города Лиды, Лидским районным центром культуры и народного творчества.

14. Я знаю, что работники музея выезжают в экспедиции. А вам доводилось в них участвовать?

– Безусловно. Сейчас, к сожалению, в связи с новой должностью я отошла от поисковой работы. А раньше таких поездок по населенным пунктам Лидского района было немало. Это поиск нового материала, беседы с людьми. Никогда не знаешь, что ты привезешь из экспедиции: будет ли это устный материал, предметы, истории. Однажды я отправилась в этнографическую экспедицию и оказалась в деревне Лесники. И здесь появилась совершенно иная тема – связанная с Великой Отечественной войной. Ведь, как вы знаете, деревня Лесники Лидского района – сестра Хатыни. Я никогда не забуду эти встречи на разрыв души, со слезами, с объятиями с местными бабушками. 

И вообще, в какой бы деревне ни побывала, от посещения ее у меня остаются очень теплые эмоции. 

15. Вы с такой проникновенностью говорите о простых деревенских жителях. А вы сами могли бы жить в простом деревенском доме с печкой?

– Могла бы. У меня был подобный опыт. До 2000 года, пока наша семья не переехала в построенный частный дом, мы жили во времянке, где было печное отопление. А еще детство я проводила у бабушки в деревне Брестской области. Вспоминаю открытое окно, пение птиц, парное молоко, запах яблок, нагревающихся на солнце… Все это наполняет меня душевными силами.
 
16. Сейчас, насколько я знаю, вы с сыном живете с вашими родителями. Находится ли понимание между старшим, средним и младшим поколениями?

– Безусловно. Утром у нас по традиции общий завтрак. После работы делимся впечатлениями о том, что произошло за день, говорим о планах на завтра. Каждую жизненную ситуацию обсуждаем вместе. Я счастлива, что родители были и есть в моей жизни. Ведь это они воспитали во мне те лучшие качества, которые имею.

Дмитрий и Александр Пилипчуки во время общего семейного похода за грибами в выходной день.

17. В частном доме хлопот больше, чем в квартире. Кто, например, ухаживает за приусадебным участком?

– Хотя мы люди творческие и очень занятые, каждый из нас находит время для работы на приусадебном участке, в саду, в огороде. Дмитрий, несмотря на возраст, охотно помогает взрослым. 

18. Ваше увлечение?

– Все, что связано с прикладным искусством: вышивка, декоративно-прикладное искусство, вязание, соломоплетение. Мне повезло, что в этом плане у меня были хорошие учителя. Правда, иногда я называю себя всесторонне ограниченной личностью, ибо много чего умею и не знаю, в какое русло повернуть. Когда находилась в декрете по уходу за ребенком и не имела возможности пользоваться масляными красками, начала заниматься скраббукингом. Делала разного рода альбомы, открытки и дарила их своим родственникам. Но в связи с нынешней моей деятельностью это увлечение отошло на второй план. 

19. Любите животных?

– Животных люблю. Было время, когда подбирала бездомных котят и приносила домой. Лучшей моей «подружкой» в детстве, когда гостила у бабушки в деревне, была корова. А сейчас у нас дома живут две собаки, четыре кошки. 

20. Вы, как художник, чувствуете гармонию, имеете вкус. А какой стиль одежды предпочитаете?

– Одежду никогда не готовлю с вечера. Часто утром хочется надеть что-то комфортное и теплое, и мне абсолютно все равно, красиво это или нет. Ведь нужно успевать передвигаться между тремя объектами: Домом Валентина Тавлая, замком и музеем. Ну как будешь преодолевать эти интервалы на высоких шпильках? Конечно, если обстоятельства заставляют выглядеть в соответствии с дресс-кодом, то тут, конечно, не расслабишься. 

21. Были ли у вас в жизни кумиры?

– У меня никогда не было гламурных кумиров, даже в юности – музыкальных. Кредо моей мамы: «Никаких плакатов на стене». «Если хочешь, повесь свою картинку», – говорила она. В то же время я высоко ценю опыт, на который опираюсь. Спасибо бывшему директору музея Анне Николаевне Драб, у которой мне довелось учиться. У нас работает много талантливых людей, их опыт тоже имеет для меня значение. А вообще, нужно постоянно учиться, совершенствовать себя.

22. Как вы обычно встречаете Новый год?

– К сожалению, планы нередко срываются. Например, было огромное желание поехать семьей в Санкт-Петербург, поскольку я там ни разу не была, посетить музеи, однако вот уже третий год сделать этого не можем. А вот то, что планируется за несколько дней, реально срабатывает. 

23. А елка, подарки в доме?

– Как же без этого? Тем более что в семье есть ребенок. Да и в целом у нас в доме традиция дарить друг другу подарки. А еще я заметила, что с каждым годом мне больше нравятся не шумные праздники, а домашние, уютные, в кругу семьи. 

24. Какие блюда были на новогоднем столе? 

– Приоритет в подготовке праздничного стола отдается маминым мясным блюдам и салатам. Не обошлось без мучной выпечки. Ее люблю готовить я. Теперь к этому кондитерскому делу приобщаю и Дмитрия. Он с удовольствием раскатывает тесто, готовит начинки. А вообще, как и в творчестве, в предпочтении блюд у нас разные вкусы, отсюда и разнообразие на столе.

25. Ольга Викторовна, что бы вы пожелали лидчанам в новом году? 

– Хочу пожелать лидчанам крепкого здоровья и чтобы каждому в его доме было уютно и тепло от улыбок родных людей. Пусть 2021 год принесет только радостные события.
Поделиться
2Комментарии
Авторизоваться
img
Кирилл Варакса Пожаловаться
Спасибо за открытое, честное, искреннее интервью, здоровья, сил , терпения и конечно удачи - молодому директору , с которым Лидскому музею очень повезло. Да почему только музею? повезло всей Лиде, так как отреставрированный Лидский замок находится в ведомстве музея - это что/то потрясающее. Недавно читал " Гражину" Адама Мицкевича, и там армия собиралась возле Лиды , я все это представлял , я буквально видел, как рыцари седлают своих лошадей , горят факелы... вообщем посещения музея и замка обязательная программа каждого визита в город Лида. Спасибо большое, Ольга Викторовна за огромный вклад в развитие города.
08:545 Января 2021
img
Пользователь
Спасибо огромное за отзыв! Невероятно приятно читать каждое слово! Однако, это мне однажды очень повезло попасть в замечательный коллектив, где каждый сотрудник — мастер своего дела, где каждый проект — это уже история!
Ответить
12:46 8 Января 2021