Ирина Рубцевич: «Свою задачу вижу в том, чтобы сохранить ту высоту, на которой сейчас находится гимназия»

26 Сентября 2018 6059
В августе текущего года гимназию №1 г. Лиды возглавила Ирина Рубцевич, которая до этого успешно руководила лицеем №1. Чтобы подробнее рассказать о новом директоре одного из самых значимых учреждений системы образования Лидчины, мы попросили Ирину Ивановну стать героем рубрики «25 вопросов о личном».

1. Ирина Ивановна, как и когда вам поступило предложение возглавить гимназию №1?

– Предложение возглавить гимназию я получила от начальника управления образования райисполкома Александра Владимировича Кадлубая. Оно стало для меня неожиданностью. Ведь даже подумать не могла, что мою кандидатуру будут рассматривать на должность директора гимназии. Гимназию всегда считала глобальным учреждением образования с солидным опытом работы, приобретенным на протяжении 25 лет существования, и со своими сложившимися традициями. Поэтому первая мысль была такая: смогу ли справиться в должности руководителя с таким значимым участком работы? Однако Александр Владимирович укрепил во мне уверенность, что задачи, которые должна буду решать в качестве директора гимназии, мне под силу. 

2. За плечами у вас немалый педагогический опыт. Хотелось бы узнать о нем.

– В 1991 году окончила Гродненский государственный университет имени Янки Купалы по специальности «Математика. Преподаватель». Во время учебы я вышла замуж за своего однокурсника. Направление на работу мы получили в родной город мужа – в Лиду. Более того, как молодые специалисты пришли работать учителями информатики в среднюю школу № 4, которую мой муж Василий Александрович окончил. В то время ее возглавлял замечательный директор Иван Иванович Русак. Доброжелательное отношение со стороны руководства школы, ее коллектива дало возможность быстро освоиться на новом рабочем месте. А за становление нас как педагогов мы особо благодарны заместителю директора Валентине Ивановне Пашник. Это человек с открытой душой. Она понимала нас как молодых родителей. 

У руководства средней школы №4 мы с мужем почерпнули азы управленческой культуры, которые пригодились в дальнейшем. В 2002 году я перешла работать на должность методиста учебно-методического кабинета управления образования, затем долгое время возглавляла его. В 2014 году получила предложение стать директором лицея №1, а через четыре года – директором гимназии №1. Мой муж Василий Александрович Рубцевич в 2010 году возглавил Дворищанскую среднюю школу и по сей день является ее директором. 


На уроке информатики.

3. Как и ваши ученики, вы когда-то стояли перед выбором профессии. Почему остановились на профессии учителя?

– В другой профессии себя не видела. С раннего детства вся моя жизнь была связана со школой. Папа и мама – педагоги. Отец Иван Николаевич Качан по специальности учитель географии и истории. Он много лет проработал в системе образования Новогрудчины , в том числе 23 года как заведующий РОНО. Мама Александра Александровна Качан – учитель математики. Ее педагогический стаж составляет 42 года.

В первый класс я пошла в среднюю школу №2 города Новогрудка. С теплотой вспоминаю свою учительницу Валентину Ивановну Каптилович. На первой в жизни школьной линейке родителей со мной не было. Ведь сентябрьский школьный звонок, как педагоги, они должны были встречать на своих рабочих местах. Но Валентина Ивановна не дала мне растеряться. Так же искренне, доброжелательно она относилась к нам, своим ученикам, и во время учебы.

Через три года я перешла учиться в среднюю школу №3. Там у нас был большой и очень трудолюбивый класс, замечательные учителя и очень хороший классный руководитель Лидия Петровна Данилевич. Человек требовательный, но с хорошим чувством юмора. Лидия Петровна всегда понимала и поддерживала нас, детей.

Пример родителей, пример учителей, которые были в моей жизни, и повлияли на выбор профессии. 

Специальность «учитель математики» тоже была выбрана неслучайно. Пошла по стопам мамы. В детстве мама разрешала мне проверять выполнение заданий в тетрадках учеников. Правда, пользуясь при этом простым карандашом, чтобы потом можно было стереть мои исправления и выставленные оценки.

И еще одна причина: по складу ума я не «лирик», а «физик».

4. Продолжают ли дело Ивана Николаевича и Александры Александровны Качан ваши родные?

– Да. У нас в родне много педагогов. В большей степени династия строится по горизонтали. Правда, моя старшая сестра связала свою жизнь не с педагогикой, а с медициной. А вот наша с Василием Александровичем старшая дочь Алеся выбрала учительскую стезю.


Родители Иван Николаевич и Александра Александровна Качан. 

5. Какого принципа придерживаетесь в своей профессиональной деятельности? Переняли его от родителей-педагогов или вывели из своей педагогической практики?

– Есть много основ, на которых должна строиться работа с детьми: доброжелательность, тактичность, понимание, ответственность. Их и придерживаюсь. Стараюсь быть максимально ответственной, то есть всякое дело стараюсь довести до конца. А еще мама мне всегда говорила, что настоящий учитель не тот, кто постоянно воспитывает, поучает, а тот, кто позволяет раскрыться ученику самому, незримо присутствуя в его жизни. 

6. Вы являлись успешным директором лицея №1. На что направляли усилия?

– Об успешности или нет судить не мне, а моим коллегам и руководству. Когда я пришла в лицей, он уже был состоявшимся учреждением образования, со своей структурой и системой работы. Поэтому вносить что-то кардинальное не было необходимости. Нужно было поддерживать и развивать все, что было создано в лицее под руководством Виктора Францевича Пранюка, Галины Яковлевны Бархерит. Заложенные традиции мы сохранили.

7. Всегда покидаешь с грустью коллектив единомышленников, в котором все увлечены своим делом, царит дружеская атмосфера. Возникло ли у вас такое чувство?

– Чувство грусти присутствовало. Я благодарна коллективу лицея №1 за годы совместной работы. В этом учреждении образования трудятся профессионально грамотные, опытные педагоги. Они открыты и доброжелательны во всех моментах жизни, будь то рабочая или жизненная ситуация. У них я многое взяла для себя. У кого-то научилась терпению, у кого-то – мхатовской паузе, у кого-то – владению системой «от простого – к сложному».

8. Как встретил вас коллектив гимназии №1? Возможно, с некоторыми из педагогов вы были знакомы ранее?

– Да, конечно. И это знакомство с разных сторон. Во-первых, знаю коллектив гимназии еще с того времени, когда работала методистом и заведующей методкабинетом. Должности предполагают непосредственную работу с учителями. В рамках этой работы проводились конкурсные и обучающие мероприятия, конференции, участие в которых принимали педагоги гимназии. Во-вторых, в гимназии учились мои дети, поэтому знаю педколлектив этого учебного заведения и как мама. Я благодарна учителям за то, что передали моим детям кладезь знаний, который им пригодился по жизни. Рада, что и по сей день эти педагоги работают в гимназии. 

9. Гимназия – это учреждение образования со своими традициями. Будете ли их поддерживать и продолжать? Какие планы на перспективу?

– Конечно, но это в свете происходящих изменений будет непросто. В этом году изменилась форма набора детей в гимназию. Набор в гимназию, как и в любое другое учреждение образования, осуществляется по территориальному принципу, без каких-либо испытаний (за исключением 10 класса). То есть те дети, которые окончили четвертый класс, по желанию могут продолжить учиться в пятом. Дополнительно учащиеся принимаются лишь при наличии мест в порядке подачи заявлений. 

При наборе без конкурсной основы несколько теряется само понятие «гимназия». Она становится в один ряд с общеобразовательной школой. Поэтому сейчас задача педколлектива заключается в том, чтобы сохранить те результаты, которые были достигнуты за 25 лет, ту высоту, на которой находится Лидская гимназия в области и республике.

В планах – продолжать развивать сотрудничество с гимназиями других государств. Одна из его форм – интернет-сотрудничество. И здесь задействовать мы будем в большей степени наших продвинутых учащихся под кураторством неравнодушных педагогов.

10. Тон передовым начинаниям гимназии всегда задавала бывший ее руководитель Наталья Андреевна Зайцева. Будете ли стремиться, чтобы связь у Натальи Андреевны, которая сейчас находится на заслуженном отдыхе, со своим детищем не разорвалась?

  – Большая заслуга Натальи Андреевны в создании 25 лет назад гимназии. В этом году на торжественной линейке 1 сентября она передала мне символический ключ как новому руководителю. Постараюсь оправдать доверие. Наталью Андреевну я ценю, уважаю, при необходимости буду обращаться за советом. Она высококлассный педагог, дипломат, психолог, тонко чувствующий каждого человека. Я буду рада, если она не останется в стороне от жизни учреждения образования.


Бывший директор гимназии Наталья Зайцева передает символический ключ Ирине Рубцевич.

11. Вы сказали, что получили семейное распределение на работу. А как познакомились со своим будущим мужем? Чем привлек Василий Александрович?

– Во-первых, мне очень понравилось тонкое чувство юмора Василия Александровича. Он и сейчас идет с ним по жизни, даже в сложных ситуациях находит позитивные моменты. 

Познакомились и поженились будучи студентами. Затем в семье родилась дочь. Растили ее вместе, совмещая с учебой. Конечно, помогали родители, ведь оставался лишь год до получения дипломов.

12. Расскажите подробнее о ваших детях.

– У нас две дочери. Алеся – учитель английского языка. Окончила Минский лингвистический университет. Работала в лицее и ушла в декретный отпуск до того, как я стала там директором. Алеся подарила нам с мужем двух замечательных внучек – Марию и Нину. 
Наша младшая дочь Надежда окончила БГУИР, факультет «Компьютерные системы и сети». Во многом на выбор профессии повлияли мой муж и учитель информатики гимназии Игорь Николаевич Васерин. Игорь Николаевич поддержал увлечение Нади предметом, готовил к предметной олимпиаде, где она занимала призовые места. 

Сейчас Надя живет в Минске и работает по специальности.

13. При общении в вашем семейном кругу педагогов на каком месте находится тема школы?

– Это не самая первая тема, но очень многие вопросы, далекие от образования, все равно так или иначе «стекаются» к нему. А вообще, мы можем говорить на самые разные темы. Кроме бытовых, домашних, это могут быть политика, музыка, технические новинки, спорт, искусство. Может быть и тема творчества. Наша дочь Алеся умеет создавать удивительно красивые вещи своими руками. При этом она старается вплетать в свои работы национальные белорусские традиции.

14. Я уверена, что вы с Василием Александровичем понимаете друг друга с полуслова.

– Да, понимаем. И даже по взгляду. Конечно, всякое бывает, и если бы мы с мужем, как и в любой другой семье, один другому не уступали, не прожили бы в браке почти тридцать лет. 

15. Как разграничиваете с Василием Александровичем обязанности по дому?

– У мужа нет сильного желания выполнять женскую работу. Хотя делать он может все. А я и не настаиваю. Зато мужские обязанности по дому – сугубо на его плечах. Нет проблем и с выполнением ремонта. Словом, вся тяжелая работа на нем. 

16. Какие праздники считаются главными в семье?

– Главные семейные праздники – дни рождения (не только наши, но и наших родителей) и Новый год. Эти праздники мы стараемся проводить вместе. Когда пробьют куранты, дарим подарки. Такая традиция была и остается неизменной. 
Что касается главных религиозных праздников – Пасхи и Рождества, – то мы их празднуем, однако традиции собираться в эти дни вместе нет.

17. Ваше фирменное блюдо на праздничном столе?

– Признаюсь, не люблю готовить те блюда, на которые уходит много времени. Поэтому из выпечки предпочтение отдаю однослойным пирогам, например шарлотке. К праздничному столу по просьбе домашних нередко готовлю салат «Черепаха». Он состоит из множества слоев.

18. Вы кто по характеру (холерик, меланхолик, сангвиник и т. п.)?

– Меланхолик – точно не я. Скорее склоняюсь к холерику. Мне надо, чтобы все было сделано быстро, четко и аккуратно, а решения, сконцентрировавшись, при необходимости принимаю моментально.

19. Имеете ли с Василием Александровичем общие увлечения?

– Василия Александровича увлекает все, что связано с новыми информационными технологиями. Я более спокойна в этом плане, хотя тоже не представляю без них многих вещей в современном мире. А вот что мы с мужем имеем в равной мере – так это желание путешествовать. Когда дети еще были маленькими, путешествовали по Беларуси. Сейчас мы стараемся каждый год познать какую-нибудь из зарубежных стран. Просто лежать на пляже – это не наш отдых. 


Во время туристической поездки с мужем Василием Александровичем.

20. Как относитесь к дачному отдыху?

– Поездки на дачу – это скорее трудовая обязанность, чем отдых. У родителей мужа Зинаиды Ануфриевны и Александра Трофимовича и у моих родителей есть земельные участки. Родители – люди уже в возрасте, поэтому помогаем им. 

21. Осталось ли у вас чувство ностальгии по городу, в котором прошли ваши детство и юность?

– Я люблю Новогрудок. Он изменяется, молодеет с каждым годом, при этом сохраняется его историческая изюминка как столицы Великого княжества Литовского. Мы нередко приезжаем в Новогрудок с внучками, и я гуляю с ними по тем местам, по которым когда-то гуляла со своими родителями. 

22. Вы находитесь в хорошей физической форме. как вам это удается?

– Спортом я специально не занимаюсь – это точно. У нас дома есть тренажер, но используется он периодически, под настроение. Больше нравится наматывать километры на свежем воздухе, по вечерам и в выходные дни хожу пешком. Много энергии забирают и внучки. С ними не посидишь на месте. Словом, ничего особенного. 

23. Если бы вы сейчас учились, скажем, в десятом классе и вам сказали бы написать сочинение на вольную тему, то какую тему выбрали бы?

– Тему «Школа моей мечты». В моем сочинении школа была бы представлена живым организмом, в котором бы все взаимодействовало, развивалось, имелись бы сердце и душа. Это школа была бы индивидуальна и всегда готова к новым открытиям, продвижениям. Нечто подобное есть сейчас в Лидской гимназии. Она много лет занимается инновационной деятельностью и является инновационной площадкой в сфере образования.

24. Самые приятные для вас слова, которые вы услышали за время своей педагогической деятельности?

– Я рада, когда встречаю своих выпускников и их родителей и они меня помнят. Нам есть о чем поговорить. Мне приятно, когда они говорят слова благодарности за то, что подростка в начале жизненного пути уберегла от ошибок, оказалась рядом.

Из добрых слов, которые в свой адрес слышала от руководства, коллег, ценнее всего для меня слова поддержки: «Ирина Ивановна, у вас все получится!»

25. Какие слова вы сами говорили коллективу гимназии, напутствуя в начале учебного года на творческую работу?

– Я, обратившись к коллективу, говорила, что в гимназии работают очень трудоспособные, перспективно думающие педагоги, и пожелала им сохранить силы и здоровье, чтобы реализовать планы, которые были намечены с Натальей Андреевной Зайцевой, и новые планы.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться