Александр Швакель: «Уступки, поблажки, пожалеть нарушителя – это не к нам»

03 Августа 2018 3011

С 2011 года Лидскую госавтоинспекцию возглавляет Александр Швакель. Редакция решила пригласить его, как руководителя данной структуры, стать гостем постоянной рубрики «25 вопросов о личном». Александр Иванович не отказал. Мы признательны ему за это, а еще за искренность, с которой он давал ответы на вопросы в беседе с журналистом.

1. Александр Иванович, вы родились в Лиде. Этот город считаете своей малой родиной?

– В свое время в Лиду мои родители переехали из Щучинского района. Поначалу снимали квартиру. Но вскоре им выделили служебное жилье в доме на территории санатория «Радуга». Мама Ядвига Ивановна работала в санатории шеф-поваром, а отец Иван Александрович – заместителем главного врача по хозяйственной части. Так что я, хоть и родился в Лиде, детство провел в Лидском районе. Во время же каникул и часто на выходных гостил у бабушки с дедушкой в Больших Боярках. Со Щучинщины берут начало корни нашего рода. Так какой населенный пункт назвать моей малой родиной?

2. Тем не менее еще с детства вас с Лидой многое связывало.

– Каждое утро мы с братом Сергеем в шесть часов просыпались, чтобы успеть на «лаковский» автобус, который курсировал между санаторием и Лидой. Ведь учились в городе. Сначала, недолго, в средней школе №4, а потом в средней школе №7. Ее и окончили. Более того, каждые 24 дня в санатории менялись отдыхающие. Работники лакокрасочного завода, завода «Оптик» приезжали отдыхать с детьми. Летом в здравнице работали летние лагеря. Поэтому многих ребят с Росляков, Слободы мы знали хорошо. Кстати, с некоторыми я дружу до сих пор. А полноправным лидчанином я стал, когда учился в десятом классе: родители получили квартиру на улице Тухачевского.

3. Вспомните время, когда стояли перед выбором профессии.

– Двоюродный брат поступил в суворовское училище. Потянуло туда и меня. После окончания базовой школы прошел медкомиссию, подготовил документы, но при поступлении в суворовское училище недобрал баллов. Продолжил учебу в десятом классе. Уже с аттестатом о среднем образовании планировал поступать в военное училище, затем в РТИ (сейчас это БГУИР, государственный университет информатики и радиоэлектроники), но в результате пошел в ПТУ №136 на специальность «Оператор кристального производства». Учиться было интересно, поскольку данное направление связано с электроникой, микросхемами. Окончил училище с отличием. Думал сразу после армии на базе этого аттестата получать образование по профилю в институте. Но судьба распорядилась по-другому. Служить направили в Москву, в дивизию особого назначения имени Дзержинского. На дворе было начало 90-х, перестройка. На военнослужащих части возлагали обязанность осуществлять охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Помню, как дивизия пребывала в готовности, когда произошел августовский путч. Вдобавок в конце службы я попал в горячую точку – урегулировался осетино-ингушский конфликт. Конечно, можно было бы, как некоторые, на половине срока отказаться от службы в России, уехать домой. Но я посчитал: раз принял присягу – должен быть ей верен. Кстати, за два года службы и с будущей профессией окончательно определился – решил работать в милиции.

4. Как шли по профессиональным ступенькам в новом выбранном вами направлении?

– В Лидском РОВД, учитывая мой опыт службы в армии, предложили войти в группу быстрого реагирования. Затем, когда она была реорганизована, служил в патрульно-постовой службе, работал водителем в отделении уголовного розыска. За это время получил вдобавок к водительским категориям А, В, С категории Е и D. Окончил Лидский техникум по специальности «Организация перевозок на автомобильном транспорте». Затем стал студентом заочного отделения Института правоведения. В результате в 2002 году меня перевели в Госавтоинспекцию и присвоили звание «младший лейтенант». Работал здесь на должности инспектора дорожно-патрульной службы, старшего инспектора дорожно-патрульной службы, затем заместителем командира взвода дорожно-патрульной службы. В 2010 году предложили занять должность заместителя начальника Лидской госавтоинспекции, а с декабря 2011 года – возглавить ее. Учебу продолжил и в прошлом году окончил магистратуру Академии Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

5. О вас бытует мнение как о справедливом, порядочном человеке. Эти качества закладываются в детстве, и потом либо они есть, либо их нет. Наверное, в вашем воспитании свою роль сыграли родители?

– Спасибо на добром слове. Вы правы – самую большую роль в воспитании детей играют родители. Наши мама с отцом были для нас примером во всем. И не только в человеческих качествах. Подкупало их большое трудолюбие, само собой возникало желание научиться тому, что умеют делать они. Помню, отец нередко сам работал в служебном гараже – то одно надо смастерить, то другое. Нам с братом Сергеем такие его занятия были очень интересны. Однажды попросили разрешения воспользоваться сварочным аппаратом. Два велосипеда разрезали, а потом заново сварили – и получился один двойной.

6. На каких принципах вы строите работу со своими подчиненными?

– Доверяю людям. Хотя и проверяю. Я – за честность. Если не сделал что-то или сделал не так – признайся. Будем стараться решить вопрос с наименьшими потерями. Соврал – доверия к такому человеку уже не будет. Каждому нужно помнить: заслужить авторитет тяжело, потерять – очень просто.

7. В силовых структурах (впрочем, и в некоторых гражданских тоже) слово вышестоящего по должности – закон для подчиненного. Можете выслушать чужое мнение?

– Безусловно. Более того, я не стесняюсь спрашивать, учиться, приобретать те знания, которыми владею в недостаточной степени.

8. А каков, по-вашему, идеальный автоинспектор?

– Как на картинке. Помните «Нашу Russia»? Там такого инспектора и пули не берут. А если серьезно, то сотрудник Госавтоинспекции должен в первую очередь быть грамотным и уметь дружелюбно общаться с людьми, так, как бы он хотел, чтобы разговаривали с ним. Ну а если уж не дано вести общение, к месту пошутить и разрядить обстановку – лучше промолчи. Представился, проверил документы, пожелал счастливой дороги – и пускай человек следует спокойно дальше. А вообще, сотруднику ГАИ надо контролировать в себе всё, и даже, казалось бы, мелочи: не только внешний вид, но и походку, выражение лица, жест, которым останавливает машину, и т. п.

9. Наверное, здесь важен и опыт общения. Вы ведь сами тоже дежурили на дорогах?

– Семь лет сугубо нес дежурство на дорогах. Потом это стало совмещаться с кабинетной работой. Да и теперь выезжаю на объекты. В качестве ответственного по РОВД проверяю работу всех экипажей, нарядов, которые задействованы в городе и районе. При этом также останавливаю для проверки транспорт. Особенно ночью нужно быть внимательным: часто возникает подозрение, что за рулем нетрезвый водитель.

10. И в погонях за нарушителями вам доводилось участвовать?

– Конечно. Реже «бросаются в бега» те, чей автомобиль не прошел техосмотр, чаще – если человек за рулем пьяный. Хотя надо сказать, что желающих скрыться от работников инспекции раньше было больше. Когда увеличили сумму штрафа за управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения, ввели уголовную ответственность за повторное подобное нарушение, стало меньше водителей, готовых рискнуть и сесть за руль после выпитой рюмки. Тем не менее такие автомобилисты есть. Работники Госавтоинспекции принимают все меры для того, чтобы остановить машину. Необходимо упредить возможные дальнейшие трагические последствия.

11. Когда происходит авария со смертельным исходом и вы выезжаете на место происшествия, какие чувства испытываете? Смогли ли за многие годы привыкнуть к человеческим трагедиям?

– Выезжая на место, понимаешь, что случилась беда, однако стараешься близко не подпустить ее к себе. Ведь надо без эмоций, скрупулезно провести работу: зафиксировать все нюансы аварии, проверить, изучить, чтобы полностью восстановить картину произошедшего. Только в этом случае можно в дальнейшем определить виновность или невиновность каждого участника ДТП. Но сердце все равно сжимается. Особенно когда из покореженной машины достают тело, когда на место приезжают родственники... К человеческим трагедиям привыкнуть нельзя.

12. Вы, безусловно, как и многие в нынешнее время, имеете личный автомобиль. Какой марки?

– Я не фанат крутых автомобилей. Считаю, что машина не роскошь, а средство передвижения. До недавнего времени я ездил на «Nissan Х-Trail», жена – на «Сitroen C4». Продали их и купили для семьи одну машину «Аudi».

13. Расскажите подробнее о своей семье.

– Супругу зовут Елена. Поженились с ней в 1995 году. Елена в свое время окончила Лидский техникум, работает заведующей общежитием ОАО «Лакокраска». У нас в семье два сына. Старшему, Александру, в августе исполнится 22 года. В прошлом году он окончил Военную академию Республики Беларусь. Остался там же работать, служит командиром взвода. Младшему, Владиславу, в августе исполнится 16 лет. Учится в средней школе №11 и тоже планирует стать военным.

14. Насколько опекаете детей? Приучаете их к самостоятельности?

– Всегда стремился, чтобы сыновья были самостоятельными, подготовленными к взрослой жизни. Но тут есть одно «но» – слепая материнская любовь жены к детям. Мол, ничего, ничего, сама сделаю… Конечно, я где-то ее понимаю. Ведь тоже их люблю. А вообще, ни я, ни жена белоручек не воспитываем. Вот было устроил младшего сына рабочим на пилораму. Говорит: «Ну что это за монотонная работа: доски сгрузили, кору почистили». «Зато пройдешь закалку физическим трудом», – отвечаю.

15. Наверное, вопрос: «Всю ли мужскую часть работы можете сделать по дому?» – задавать вам неуместно. Ибо, уверена, будет утвердительный ответ. Кстати, живете в доме или в квартире?

– Некогда в порядке очереди получили квартиру по улице Гастелло. Большую часть ремонта делал сам. Не привлекали посторонних к ремонту комнаты в общежитии, которую недавно получил старший сын. Справились силами своей семьи.

16. Дачу имеете?

– Дача есть у родителей. Им заниматься своими шестью сотками в радость. Моя помощь требуется в таком вопросе, как привезти – отвезти, или решить, например, проблему с наклонившимся старым деревом, или, в крайнем случае (улыбается) ягоды собрать.

17. Любите ли отдыхать на природе?

– Летом, к сожалению не каждый год, сплавляемся с друзьями на байдарках. Приобщил к этому сыновей. Правда, выкроить свободные выходные для таких водных путешествий из-за занятости на работе трудно.

18. Помимо этого, есть ли другие увлечения?

– Люблю настольный теннис.

19. А как поддерживаете свою физическую форму?

– Необходимые нормативы сдаю полностью. Но для этого специально спортзал не посещаю. За правило взял делать по утрам зарядку. Также стараюсь больше ходить пешком. Вечером с женой совершаем пешие прогулки по микрорайону.

20. Когда становитесь пешеходом, по-другому смотрите на водителей?

– По-прежнему смотрю на тех и других глазами начальника ГАИ. Более того, при рассмотрении административных материалов к водителю, который нарушил Правила дорожного движения как пешеход, применяю в качестве наказания серьезные штрафные санкции. Ведь водитель однозначно знает, как нужно вести себя на дорогах.

21. Бывают случаи, когда вы можете пойти на уступки при рассмотрении административных материалов в отношении нарушителя правил дорожного движения?

– Уступки, поблажки, пожалеть нарушителя – это не к нам. Мы выслушиваем обстоятельства совершенного правонарушения, принимаем во внимание все смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, и на основании этого выносится постановление. К пьяным водителям минимальный штраф я применяю очень редко. Это серьезное нарушение, и его человек совершил осознанно.

22. Скажите, а вас узнают в городе? Обращаются с вопросами?

– Первые годы в должности начальника Госавтоинспекции я этого не ощущал. А когда прошло пять лет и больше, вижу, что многие узнают, здороваются. И с вопросами подходят. Объясняю, если надо – беру обращение на заметку. Да и в кабинете, если свободен, приму каждого в любое время, помимо официально установленного графика приема граждан.

По всем неотложным вопросам в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также по вопросу устройства на службу в Госавтоинспекцию Лидского РОВД можно обратиться напрямую ко мне по телефону +375296623831.

23. Как относитесь к юмору?

– Положительно. Люблю хорошую шутку и сам люблю пошутить. А вот анекдот рассказать про ту же Госавтоинспекцию не просите. Я просто не держу в памяти анекдоты.

24. Заметила, что когда в нашей беседе сделала справедливый комплимент в ваш адрес, вы немного смутились. Как воспринимаете похвалу?

– Вот так и воспринимаю. Всегда чувствую себя не очень удобно. Зато сам не скуплюсь на похвалу. Мне приятно, когда человек улыбается. Я и пошутить люблю поэтому.

25. Что бы вы пожелали лидчанам?

– Уважать друг друга. Так должны вести себя не только участники дорожного движения, но и все люди в любых ситуациях в повседневной жизни. А еще хочу сказать, что Лида – прекрасный город. Цените то, что сделано и делается для его блага.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться