Журналист «Лідскай газеты» выехала на вызовы с аварийной газовой службой
22 Февраля 2024
20960
«А у меня котелок полетел...»
— Здравствуйте, аварийная «Лидагаз» слушает…И так 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Мой рабочий день начался в святая святых — в аварийно-диспетчерской службе. Именно сюда стекаются все звонки по единому номеру 104. Телефоны не умолкают. Диспетчеры Ольга Заяц и Наталья Вершицкая терпеливо выясняют характер обращения, оформляют завки, проводят инструктаж. Напротив — огромные мониторы, где в режиме реального времен отображается ситуация не только по Лидскому, но по Вороновскому и Кореличскому районам. Кстати, раньше диспетчерам приходилось ориентироваться по обычным бумажным картам. Современный программный мультикомплекс позволяет отслеживать и реагировать на все виды ЧС: неисправность оборудования, утечку газа и другие нештатные ситуации.
— В день у нас в зависимости от сезона от 15 до 30 вызовов, — рассказывает диспетчер. — Самый горячий период — осень–зима, когда люди начинают подключать газовые отопительные и водонагревательные приборы. В январе количество аварийных вызовов достигало 36 в день. Конечно, если бы все выполняли хотя бы элементарные правила безопасности, таких звонков было бы меньше...
Диспетчеры признаются: в круглосуточном потоке звонков от населения не обходится и без комичных ситуаций:
— Например, вчера к нам позвонила взволнованная женщина со словами: “Здравствуйте, у меня того…котелок полетел”. Сложно было удержаться, чтобы не хихикнуть. Но, задав несколько уточняющих вопросов, выяснила: у лидчанки несправность в газовом котле, - весело рассказывает приемщица заказов.
И еще десяток историй, но нас прервал тревожный звонок:
– Записываю адрес. Лида, улица Тухачевского, дом 67. Где ощущается запах газа?.. Ваша фамилия и телефон…
А потом Ольга проводит подробный инструктаж: «Открыть окно, не курить, не жечь спички, не пользоваться электроприборами и мобильными телефонами. Никого не допускать с открытым огнем на загазованную территорию. Ждите, скоро будем».
Запах газа в квартире – звони 104!
Меня закрепляют за одним из экипажей, пока едем на место – знакомимся. В составе аварийной газовой бригады – старший мастер Артем Ибатуллин, слесарь Максим Кулеш и водитель Владимир Бубен. Каждый из них профессионал в своем деле. общий стаж на троих – больше 20 лет. И, конечно, спецавтомобиль – он тоже часть этой дружной команды. Аварийно-спасательная машина оборудована всем необходимым для ликвидации последствий аварии, будь то повреждение газопровода, пожар в газифицированных зданиях или просто запах газа в подъезде. Здесь есть и мотопомпа для откачки воды в затопленных котлованах или колодцах, и воздуходувка для вентиляции загазованных помещений, а еще электрогенератор, гидравлические инструменты, отбойный молоток, искробезопасные ключи, домкрат и многое другое.
— На вызовы, связанные с запахом газа, мы должны ехать, включив синие проблесковые маячки и, при необходимости, сирену. Но сейчас дорога свободная, поэтому добираемся тихо, - комментирует водитель Владимир Бубен.
Чтобы отработать заявку, аварийной бригаде приходится обойти весь дом и осмотреть прилегающие инженерные коммуникации. С помощью газоанализатора, который определяет концентрацию углеводородистых соединений в воздухе, проверить все квартиры с первого по последний этаж. Но, как выясняется, специфический запах, который насторожил пенсионерку, издает коробка со строительным мусором, где лежат использованные банки из-под лакокрасочных материалов.
— Мы отрабатываем все ситуации без исключения, – рассказывает мастер Артем Ибатуллин. – Термин «необоснованный вызов» стараемся не использовать, а говорим «заявка, которая имеет неподтвержденный характер». Кстати, сам по себе природный газ не имеет цвета и запаха. Чтобы человек мог его почувствовать, в голубое топливо добавляют этилмеркаптан — вещество с очень специфическим и насыщенным запахом. Достаточно его небольшой концентрации в воздухе, чтобы он явно ощущался, - проводит ликбез мой собеседник.
Люди, по словам Артема, настороженно относятся к непривычным ароматам. С газом путают и запахи лакокрасочных и горюче-смазочных материалов, и зловоние от испорченных продуктов. Кстати, чаще всего сбивает с толку бдительных жильцов запах квашеной или тушеной капусты. Перестраховываясь, граждане звонят в службу «104». В «Лидагазе» реагируют на все сообщения.
И днём, и ночью — график рабочий
Мастер нашей бригады отрапортовал по рации, что “Клапан-4” с заданием справился. Казалось, можно выдохнуть. Но нет: наша помощь уже нужна в соседнем доме. Только здесь проблема с точностью до наоборот – в квартире почти прекратилась подача газа. Первым делом мои “коллеги” проверили не перекрыт ли кран и не пережат ли шланг, подходящий к плите. Неполадка оказалась бональной — засорилось сопло горелки плиты.
— Низкий выход пламени свидетельствует о том, что газ поступает на горелку не полностью. Самая часто встречающаяся причина — это засор сопла, что в данном случае мы и наблюдаем, — комментирует слесарь Максим Кулеш.
Чтобы решить проблему, потребовалось около 10 минут и еще 15 для профилактических работ, чтобы разобрать и проверить газовую плиту. После устранения неполадок аварийная бригада обязательно проверяет все оборудование и подходящую к нему систему газоснабжения.
— Менять вам пора плиту, хозяйка, — замечает Максим Николаевич. — Она уже давно свое отслужила.
Но женщина протестует: мол, плита рабочая – вон какие пироги в ней получаются. Однако пользоваться плитой после истечения срока ее эксплуатации (в зависимости от марки и года выпуска — в среднем 10 — 14 лет) нельзя.
— И запоним еще одно золотое правило: работающее газовое оборудование оставлять без присмотра нельзя. Отлучиться в соседнюю комнату, периодически контролируя плиту, допустимо, а вот уйти в магазин, оставив суп вариться — нет, - напоследок “газовики” провели профилактическую беседу с лидчанкой.
Маленькая победа каждый день
Когда аварийная бригада выполняет «заявку», все максимально сосредоточенны — работать нужно осторожно, ведь газ ошибок не прощает. Но когда дело сделано – ребята вновь становятся интересными собеседниками. О сложных случаях “газовики” скромно умалчивают. Хотя у каждого из них бывали ситуации, когда приходилось рисковать, чтобы не допустить трагедии. Кстати, бригады ПУ «Лидагаз» по плану взаимодействия выезжают и на пожары, где есть газовое оборудование.
— Помню, как в новогоднюю ночь без газа остался целый подъезд высотки. Нам нужно было обойти все квартиры многоэтажного дома, но в 5 утра практически никто не открывал дверь. Ох, и намучились мы тогда! – теперь уже с улыбкой вспоминает свое новогоднее дежурство слесарь Максим Кулеш.
За увлекательным разговором дорога в деревню Нетечь пролетела незаметно. Оттуда поступил тревожный звонок о запахе газа возле частного дома. Утечку обнаруживают моментально – по корпусу пробкового крана. Слесарь устанавливает новую запорную арматуру, выдает уведомление о замене креплений газопроводу, и машина отправляется на новый вызов.
******
Запах газа на кухне, во дворе, неисправность котла, просьбы помочь заменить устаревшее газовое оборудование на новое и т. д. Всего за день наша смена отработала 15 заявок. Дальше у специалистов – работа с документами и сдача дежурства. Через сутки им снова заступать на дежурство, теперь уже ночное. Кстати, у них, как и у медиков, не принято ночной смене желать спокойной ночи, иначе дежурство может выдаться очень неспокойным.
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.