Евротупик. У беглых — очередное разочарование
Сказано
Президент Беларуси
Александр Лукашенко:
— Все хотят у нас работать, как в Беларуси, а зарплату получать, как в Америке или на Западе. Так, родные мои, там половина зарплаты уходит на налоги. Вам это надо? Нет. Там платное здравоохранение и образование. Вы хотите этого? Пожалуйста, не вопрос… И вы посмотрите, сколько бомжей будет у вас, сколько умирать будет. Деньги есть — лечим, нет денег — до свидания. Мы не можем принять такие принципы и такую политику.
В ходе рабочей поездки
в Гродно,
2 апреля 2024 года.
Дурнопахнущий вайб
Социальные сети и иные интернет-ресурсы сбежавших от правосудия экстремистов который год подряд полны характерных признаний. Одна из беглых нахваливает, как ей кажется, приютивший ее район Вильнюса:
— У этого района особый вайб (атмосферность. — Прим. ред.): здесь дети копаются в мусорных баках. В лесу есть особая маленькая площадка, где зарыты всякие шприцы. Здесь очень колоритные алкоголики, которые собираются у ТЦ «Максима». Здесь парни ходят в Adidas и у них постоянно какие-то сходки. В общем, здесь вайб девяностых.
Один из таких «колоритных алкоголиков», спивающийся ныне бывший журналист, жалуется в видеоролике:
— Жить стало тяжелее, особенно по сравнению с Минском. Да, я стал жить беднее.
Еще один беглый с изумлением обнаружил:
— Узровень жыцця некаторых краiн ЕС мала чым адрознiваецца ад Беларусi.
Другой сокрушается:
— Я снимаю квартиру в Польше, 45 м2, такая собачья евробудка. За март мне насчитали 260 долларов. И это только за коммуналку. В Минске за эти деньги можно снять квартиру. Если подвести итог, то мне квартира выходит минимум 700 долларов, а максимум 900.
А вот откровения некой блондинки, несостоятельной и политически, и экономически:
— Осознание того, что все стало дороже, приводило к непониманию: почему жилье в три раза дороже, чем в Минске?
Беглые кричат, что переживают за независимость и суверенитет Беларуси, а элементарных вопросов решить не могут, комментирует подобные откровения, коих огромное множество, депутат Палаты представителей Национального собрания Вадим Гигин:
— В Вильнюсе они просиживают кресла, получают баблишко Литвы, их литовский офис фактически является отделом тамошнего МИД, а элементарных вопросов для своих же беглых решить не могут. Многие беглые по-прежнему приезжают в Беларусь. Наши соотечественники здесь резонно задаются вопросом: почему там они на нас клевещут, а здесь получают медицинское обслуживание и отсюда вывозят продукты. А что на границе устроили литовцы? Фашизм натуральный! А вильнюсский «офис», которому задаются соответствующие вопросы, только и может сказать, дескать, они провели переговоры с их партнерами, получили высокую степень взаимопонимания, однако вынуждены констатировать…
Депутат резонно замечает:
Время платить по счетам— Представляете, если бы этим отщепенцам реально дали власть? Они бы продали все! И беглых бы этих продали, как продают сейчас. Они ни один вопрос решить не могут. Обещают, врут, по новой врут, по новой обещают… Никакой самостоятельности, никакого самосознания, просто воля «дяди Сэма» и абсолютная продажа всех национальных интересов.
По этой причине часть наиболее известных беглых в последние несколько недель перебралась из Вильнюса, где обосновался «офис» сбежавшей экстремистской камарильи, в Варшаву. Хотя польский мед для политических трутней оказался не слаще литовского. В Польше один из крупнейших банков страны Santander начал отказывать в обслуживании беглым, не имеющим вида на жительство. Впрочем, и у рядовых поляков отношение к экстремистам соответствующее. Один из беглых рассказывает о попытке подать заявление на международную защиту:
— Мы приходим, а там посредники, нас не пускают. Или предлагают делать эти процедуры за деньги… Посредники приезжают в третьем часу ночи и не пускают людей подать заявление на международную защиту… К нам обращались белорусы, которых били эти посредники.
Бьют беглых и фигурально. На днях пожилая оппозиционерка выложила в интернет полученный ею талон к врачу в Польше:
— Девочки, я … (в шоке. — Прим. ред.). У меня открылся рот, и несколько минут я не знала, что сказать. Посмотрите дату! Вы видите? Мне дали направление к врачу через два года. Я не могу понять этого. Сказать, что я … (в шоке. — Прим. ред.), — это ничего не сказать.
Другая беглая, помоложе, говорит о том же:
— В Польше стоматология очень дорогая. Чтобы вы понимали, лечение зуба может вам обойтись в 1500 — 2000 злотых (400 — 500 долларов). Это какие-то нереальные суммы, но, к сожалению, тут такие цены.
Недавно ставшие героями очередного экстремистского ток-шоу беглые из Беларуси и Украины подтверждают:
— Здесь медицина просто отвратительная. Несмотря на то что ты платишь бешеные налоги, чтобы попасть на прием к врачу, можно прождать несколько месяцев или пару лет.
И еще практически крик души (орфография автора сохранена. — Прим. ред.):
— Знаешь, какое у меня первое впечатление о Польше? Когда я выхожу с автобуса, у меня были перепуганные глаза. Я смотрю на это все, и у меня был первый вопрос: «А я точно в Польше?» Я не могла в это поверить! Все такое обшарпанное, стены все в граффити… А где та красивая Польша? Где та красивая Европа с разноцветными домиками и зеленой травкой? Где это все?
Обескуражены и IT-релоканты. Они пришли к неожиданному для себя выводу, что по сравнению с Беларусью дорогим оказывается все: аренда комнаты, налоги, продукты, медицина. Одна из мигранток предупреждает:
— Зачастую, когда люди переезжают сюда, их ждет физическая работа, и не очень высокооплачиваемая. Когда ты начинаешь жить здесь, ты отдаешь большую половину зарплаты за аренду жилья, отдаешь большую сумму за коммунальные платежи.
Но белорусское благополучие в европейские нарративы не вписывается. Недавно портал Baltnews напоминал, как в начале мая очередь из грузовиков из Литвы в сторону белорусского Каменного Лога составила 22 км: «Ни для кого не секрет, что пограничники и таможенники Литвы выполняют приказ отбить у людей охоту пересекать госграницу Евросоюза в направлении Беларуси и в обратном. Литовцы это желание скрывают, отыгрываясь на ни в чем не повинных».Ну и вишенка на торте. Вернее, клубничка. На видео гражданин Польши говорит, что тот, кто хочет заработать в Беларуси, легко может это сделать. Даже на стереотипно брендовой «польской ягоде». В комментариях к ролику земляки поляка вздыхают, что у них на родине на клубнике зарабатывают в полтора-два раза меньше.
В официальном комментарии белорусского МИД по этому поводу говорилось: «Белорусская сторона выражает серьезнейшую обеспокоенность в связи с действиями должностных лиц литовской таможни по изъятию у граждан Беларуси, Литвы, а также третьих стран продуктов питания, лекарственных средств, иных товаров для личного пользования при въезде в Литовскую Республику после вступления в силу с 3 июня очередных санкционных ограничений.
Происходящий на литовско-белорусской границе произвол является неоспоримым фактом нарушения официальным Вильнюсом фундаментальных прав человека на гуманное обращение… Призываем официальный Вильнюс отказаться от позорной практики унижения введенными мерами простых людей, включая собственных граждан, имеющих право на свободу передвижения в нормальных человеческих условиях».