Война как страшный сон, который забыть невозможно

02 Июля 2023 904
Голод, разруха, нищета… Именно таким запомнилось Виктору Котченко его военное детство. И хотя во время Великой Отечественной войны он был еще совсем ребенком и события тех трагических лет помнит очень смутно, некоторые моменты и сегодня четко всплывают в памяти 84-летнего лидчанина. С тем, чтобы молодое поколение знало правду о войне, Виктор Семенович решил поделиться своими воспоминаниями с читателями «Лiдскай газеты» и с этим предложением вышел на журналиста районного издания.

Из-под Витебска – в Лиду 

Символично, что наша встреча состоялась в канун Дня всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, который отмечается 22 июня. О себе Виктор Семенович рассказал, что родился он в 1939 году под Витебском. Детство выпало на лихие годы Великой Отечественной войны. Когда в их деревню пришли немцы, захватчики стали вывозить мирное население. Людей согнали и посадили на открытые платформы, и целый состав белорусов тронулся в путь по железной дороге. Куда и зачем их везли, маленький Витя не знал, как, вероятнее всего, не знали и взрослые. Он только помнит, как мама (ее звали Анной), боясь, чтобы Витя не простыл, укутала его потеплее в одежду, что нашлась под руками.

Людей было много. Вместе с мамой и Виктором ехали на платформе его родные брат Вася и сестра Феня, а также тетя Настя (сестра матери) со своим сыном. На людей, которых под открытым небом везли тем составом, у фашистов были свои планы, нечеловеческие, жестокие. К счастью, сбыться жутким намерениям врагу что-то помешало (возможно, состав был отбит войсками Красной Армии). Путешествие в неизвестность закончилось под Лидой. Людей высадили и разместили в Шейбаках на кирпичном заводе. Виктор Семенович помнит: спали на нарах (вероятнее всего, это были стеллажи, на которых сушили кирпичи).

В Едках были пустующие дома – в них и стали размещаться угнанные. Мы впятером – мама с детьми, своей сестрой и племянником – стали жить в доме Жебровских, – вспоминает Виктор Семенович.Надо было как-то прокормить семью, и мама стала прислуживать в доме Хрулей, готовить кушать, прибираться. Ей помогала моя старшая сестра Феня. Брат Вася стал пасти коров.

Добрые люди делились последним

Война закончилась. Но времена были неспокойными: на Лидчине орудовали банды. Как-то раз непрошеные гости пришли и в дом Котченко и стали угрожать семье расправой. Забившись под печку, дети в страхе боялись шелохнуться, а мать, стоя на коленях, умоляла бандитов о том, чтобы их не убивали, и семью не тронули.
Но беды продолжались. Вскоре мать заболела туберкулезом. Работать она уже не могла, и, чтобы выжить, младшему ребенку, Вите, сшили «торбочку», с нею он стал ходить по домам и просить еды. Зная сложное положение семьи, люди ребенку не отказывали и давали со своего стола, кто что мог.

Вскоре мать умерла. Ее сестра с сыном уехали на малую родину еще раньше, и трое детей остались одни. Мама Виктора Семеновича в Едках и похоронена. Став взрослым, сын найдет могилу матери и поставит на ней памятник. Но этому будет предшествовать еще ряд событий.

В детдоме было хорошо

Всю заботу о сиротах взяло на себя государство. Васю, Феню и Витю определили в детдом. Сперва социальное учреждение было в Поддубно, а в 1950 году детдом сменил «прописку» – его перевели в Лиду, напротив бывшего магазина «Ромашка».

Как и другие воспитанники детдома, Виктор учился в школе, получал образование. Дети ездили в колхоз на полевые работы. Ежегодно летом воспитанников вывозили на оздоровление в лагерь в Селец. Вот где ребятам было раздолье! Жили в сельской школе, купались в Немане...

С огромной благодарностью лидчанин вспоминает воспитателей и других работников детдома. В их числе Николай Ильич Гвардейцев, который следил за здоровьем воспитанников детского дома и очень тепло относился к сиротам. Память Виктора Семеновича бережно хранит воспоминания о Николае Ильиче, который проявлял внимание и заботу по отношению к нему, сироте, брал мальчика к себе домой на выходные.

О детдоме в памяти Виктора Семеновича остались наилучшие воспоминания. Время от времени лидчанин задается вопросом: может, кто-то из воспитанников еще жив? Интересно было бы встретиться, пообщаться.

Участвовал в строительстве космодрома

Шли годы. По окончании 7 классов воспитанников детдома распределяли по ФЗО (расшифровывается как «фабрично-заводское обучение»). Направить могли в любую точку Советского Союза, туда, где требовались рабочие руки. Так, старшего брата Виктора, Васю, распределили в город Узловая Тульской области, где тот освоил профессию шахтера, а сестру Феню – в Челябинск, она стала крановщицей.

Подрос и Виктор. В 1955 году паренька направили в Карело-Финскую СССР, в поселок Рабочеостровск, расположенный близ города Кемь. Там молодой человек получил профессию плотника. Отслужил в Архангельске положенные тогда три года в армии.

Работал молодой человек в леспромхозе трактористом, тралевал лес, в том числе для строительства космодрома Плесецк. В свободное же от работы время очень любил играть в футбол. Кстати, спорт любит и теперь, старается не пропускать матчи – охотно смотрит их трансляции по телевизору.

А вот по родине там, в Карелии, Виктор Семенович тосковал и в 1970-х годах вернулся в Лиду. К слову, сестра Феня также через какое-то время переехала в Минск на постоянное место жительства.

Более 30 лет на одном производстве

В те годы Лидский лакокрасочный завод активно расширялся, строились новые цеха. Один из них возводило СУ-104 – строительная организация, в которую по приезде из Карелии устроился на работу Виктор Котченко. Сперва молодой человек принимал участие в строительстве завода, а позднее сменил работу строителя на работу водителя и трудоустроился на это предприятие.

На «лаках» Виктор Семенович возил в цистерне фталевый ангидрид. Из-за особо вредных условий труда пошел на пенсию в 50 лет, но продолжал трудиться на заводе и в целом работе на предприятии химической промышленности посвятил более 30 лет своей жизни. А вообще, работал до достижения 75-летнего возраста.
Вот уже более 20 лет, как лидчанин на пенсии. Перенесенный 10 лет назад инсульт сильно подорвал здоровье мужчины. Но, несмотря на это, Виктор Семенович занимает активную жизненную позицию. Пенсионер всегда в курсе последних событий: читает «Лiдскую газету», смотрит телевидение. 

Как человек, детство которого опалило военное лихолетье, Виктор Котченко знает цену мирному небу и спокойному, размеренному течению жизни и благодарит судьбу за то, что даже тогда, в тяжелые послевоенные годы, государство не оставило его, сестру и брата один на один с бедой, а взяло на себя всю заботу о сиротах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. И из них выросли прекрасные граждане, которые в ответ трудились на благо страны.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться