Психолог назвала 5 причин постоянных жалоб на здоровье

18 Февраля 2023 3712
В моем окружении есть такие люди, которые обожают рассказывать о своих болячках. Они с удовольствием жалуются на боли в суставах, спине, голове и т. д. Сначала это вызывает жалость, а потом – желание сбежать. Расскажите, пожалуйста, о причинах, которые заставляют человека так себя вести. А главное, как противостоять этим бесконечным жалобам? Ведь это очень утомляет.

Анатолий


Психолог Татьяна Каральчук: – Каждый человек хоть иногда испытывает потребность пожаловаться, поныть, и это естественно. Если вы думаете, что совсем не жалуетесь, то, возможно, просто не замечаете этого: процесс происходит неосознанно. Типичные жалобы: нет настроения, раздражает погода, бесят коллеги, ребенок не слушается и т. д. Все это происходит на автомате. В умеренных дозах эта техника даже полезна для нашего мозга (ключевое слово здесь – «умеренность»).

Но одно дело прийти к врачу и рассказать о том, что болит голова. В данном случае жалоба – это способ решения проблемы. Врач пропишет лечение, и страдания прекратятся. Другая ситуация – когда человек целыми днями жалуется близким (и не очень близким) людям на здоровье, делая при этом подчеркнуто скорбный вид. Понятно, что окружающие в большинстве случаев не могут решить проблему, но жалобщику этого и не надо – для него важно закрыть потребность в заботе, в том, чтобы его пожалели.

С точки зрения психологии причины такого поведения следующие:

1. Попытка найти поддержку и понимание

Привычка разглагольствовать о своих болезнях может появиться, если человек видел аналогичный пример со стороны значимых для него взрослых. Например, его родители или близкие родственники часами говорили о том, что у кого болит/ломит/режет. Разговоры о недугах в такой среде всегда получали нужную поддержку и превращались в основу для коммуникации. Ребенок впитал эту модель поведения, не подозревая, что можно по-другому.

2. Потребность в любви

Очень часто в детстве ребенок сталкивается с таким парадоксом: родители всегда заняты и уделяют ему внимание только тогда, когда он болеет. А ведь маленький человек так нуждается в любви! Поэтому он бессознательно начинает провоцировать у себя различные болезни. Таких еще называют ипохондриками: они не вылезают из больничных, купаясь в заботе со стороны коллег и близких. О своих болезнях они просто обожают рассказывать, любовно описывая каждый симптом.

3. Гибкие границы

Эта причина касается уже не самого «страдальца», а его собеседника. Возможно, человек слишком мягкий, чтобы прервать неинтересный, неуместный разговор. Такой тип людей для «вечно болеющих» – свободные уши, в которые можно вливать истории о своих проблемах. 

4. Позиция жертвы

В ней очень удобно пребывать взрослым, которые на самом деле находятся в детской позиции. Это не они виноваты в том, что отчет не готов вовремя, а насморк. Это не из-за них ящик комода сломан уже больше года: как же им с такой-то грыжей осилить домашние дела?! Рассказы о болезнях действуют безотказно и становятся отличной лазейкой, чтобы получить очередной отгул или избавить себя от бытовых обязанностей.

5. Низкая самооценка

Часто постоянные жалобы связаны с низкой самооценкой. Человек считает, что ничего не умеет, его никто и никогда не полюбит, ему не везет, он не найдет хорошую работу. В этом случае пожаловаться – самый простой способ получить долгожданные внимание и заботу. 

Психологически стабильные люди никак не воспринимают системного жалобщика – они стараются не иметь с ним дел и не заводить с ним отношений. Это отнимает много сил и эмоционально истощает. 

Что делать, если вам жалуются на свои болезни?

Если вы регулярно попадаете в ситуации, где вас то и дело посвящают в медицинские подробности чужой жизни, значит, вам нужно научиться корректно прерывать такие разговоры. Например, можно использовать «Я-высказывания». Вы можете сказать следующее: «Я вижу, что ты себя не очень хорошо чувствуешь. Но когда ты начинаешь рассказывать подробности, мне  самому становится плохо». В таком случае собеседнику может стать неловко, и он не будет продолжать разговор.

Люди с постоянными жалобами – это болото, которое затягивает. Если хотите помочь себе, игнорируйте таких людей – им станет неинтересно с вами, они перестанут тянуть из вас эмоции. Нет возможности игнорировать? Тогда применяйте технику «контрудар». На фразы о том, что кто-то несчастен, говорите, что вы несчастнее вдвойне.

Нытика нельзя изменить, если он сам этого не хочет. Можно сказать прямо, что вы не хотите общаться, потому что трудно постоянно впитывать негатив и слышать стенания. Даст ли это результат? Не факт. Возможно, он просто пойдет жаловаться на вас кому-то другому. Тут человеку вы не поможете, зато поможете себе.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться