Как помочь школьнику в начале учебного года

12 Сентября 2018 6645
«Ребенок пошел в третий класс. Никак не может настроиться на учебу. В предыдущих классах тоже были проблемы, очень сложно адаптируется. Вся первая четверть у нас проходит в слезах и уговорах. Как ему помочь? Как правильно вести себя в этот период?» 
 

Ольга.

Татьяна Каральчук:

– Первый школьный месяц – это действительно непросто, как для родителей, так и для детей. Причем трудно им во всех возрастах: и первоклашкам, и выпускникам. Малышам, безусловно, сложнее – много что у них теперь в жизни изменится, но их подогревает эффект новизны. А ребята, идущие во второй, третий и другие классы уже знают, что их ожидает, и не всегда этому рады.

Первые недели учебного года – самое трудное время для школьников. Примерно до середины октября они адаптируются к школе, к ее порядкам и требованиям, к новому режиму дня и нагрузкам. Существует так называемая «болезнь новобранца». Она свойственна и первоклассникам, и школьникам, которые возвращаются к учебе после длительного перерыва.

Чтобы понять и прочувствовать эту «болезнь новобранца», стоит вспомнить себя после хорошо проведенного отпуска. Как скучно проводить первые дни на работе, память все время возвращается в те славные отпускные дни, трудно собраться с мыслями, сконцентрироваться, рабочие задачи видятся чрезмерно трудными или надуманными, тянет пораньше уйти домой… Так же и у детей, только их отпуска, как правило, дольше наших, и, стало быть, переходный период должен быть длиннее. Адаптация детей к школе после летних каникул продолжается совсем не два-три дня, как ошибочно считают многие родители и даже некоторые педагоги. На деле все гораздо сложнее:

  • первоклашки привыкают к школе около 1,5-2 месяцев;
  • пятиклассники – месяц;
  • у учащихся остальных классов период адаптации длится 2-3 недели.
Как помочь младшему школьнику?

  1. Поговорите с ребенком. Школа – естественный, неизбежный этап развития. Не нагнетайте, не преувеличивайте важность, но и не обесценивайте. Будьте максимально нейтральными или же вдохновленно-радостными.
  2. Исключите любую соревновательность и сравнение ребенка. Не говорите ему о своих ожиданиях. Страх подвести родителей мешает гармоничному обучению и развитию.
  3. Подчеркивайте любые успехи: учебные, социальные, организационные. Игнорируйте неудачи и ошибки на первых порах. Добавьте как можно больше радости, юмора и игры.
  4. Поддерживайте дома авторитет учителя. Сложно, но придется принять! Не критикуйте его при ребенке. Все вопросы с учителем решайте наедине. Взрослые должны быть заодно. Не создавайте ребенку когнитивный диссонанс. 
  5. Регулируйте внешкольную нагрузку. Хорошо, если кроме учебы в жизни ребенка присутствуют увлечения – рисование, музыка, любимая собака, посещение спортивной секции или танцев. Однако внешкольная нагрузка не должна быть чрезмерной, особенно для младших школьников! Ребенок, который после уроков бежит на английский, потом в музыкальную школу и до позднего вечера делает домашнее задание, вряд ли сможет на следующий день нормально ответить на уроке. Чрезмерная нагрузка плохо влияет и на неокрепшую нервную систему ребенка. Поэтому дозируйте нагрузки! Пусть школьник сам выберет себе увлечение по вкусу – тогда его жизнь будет насыщена яркими эмоциями.
  6. И самое главное! Не переживайте сами. Если родителям страшно при слове «школа», о каком спокойствии в душе малыша может идти речь?
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться