«Чего я жду от жизни? Я жду ребенка». Родитель-воспитатель детского дома семейного типа №2 ответила на 25 вопросов о личном
24 Декабря 2021
46222
1. Елена Анатольевна, как пришло решение посвятить себя детям, оставшимся без попечения родителей?
– Решение стать приемной семьей мы с мужем приняли не спонтанно, однако и годами его не вынашивали. Пока росли свои дети, такие мысли возникали. Более предметно задумались, когда в нашем агрогородке Бердовка лет десять назад начали появляться приемные семьи. К слову, именно наш Бердовский сельсовет лидировал в районе по созданию приемных семей. Одной из приемных мам стала моя подруга Франтишка Ивановна Качан (к сожалению, позже она заболела и ушла в мир иной). Мы с мужем, бывало, оказывали определенную помощь Франтишке Ивановне в бытовых вопросах. Убедились: ребятам, оставшимся без попечения родителей, очень важно ощущать тепло домашнего очага. Бесповоротное решение о создании приемной семьи мы приняли в августе 2014 года, когда наши дети разъехались из родительского дома: Сергея и Павла мои родные братья пригласили к себе в Соликамск, где они стали получать образование по специальности «Менеджмент руководителя» и работать, Ольга уехала продолжать учебу в кадетском училище, а Юля поступила в Лидский колледж. Мы позвонили детям, рассказали о своих планах. Сыновья и дочери нас поддержали, сказали даже, что готовы оказать со своей стороны любую поддержку, которая потребуется.
2. Скажите, сложно было стать приемными родителями?
– Я позвонила в управление образования Лидского райисполкома, специалисту Марине Дормидонтовне Гец, и сообщила, что у нас есть желание принять на воспитание приемных детей. К тому же я имею представление, как работать с детьми: в Бердовке в детском саду была музыкальным работником. Да и свой личный опыт большой, знаю, что такое быть мамой. Марина Дормидонтовна попросила меня приехать в управление образования, чтобы детально узнать, какая процедура необходима для того, чтобы стать приемным родителем. Затем мы прошли нужные инстанции, медкомиссию, собрали необходимый пакет документов, для нас провели учебу в социально-педагогическом центре. Осталось ждать принятия решения. В том, что оно будет положительным, не сомневались.
И все же знаете, что самое главное нужно для того, чтобы стать приемным родителем? Осознанное желание и понимание, что ты будешь работать мамой.
3. Вспомните, как начиналась жизнь вашей приемной семьи.
– Наша приемная семья была создана 14 ноября 2014 года. Она стала необычной, «дежурной». Это значит, что в нашей семье начали воспитываться детки в возрасте от нуля до года. Первой к нам привезли восьмимесячную девочку (через некоторое время ее забрали в биологическую семью). Потом к нам поступил маленький мальчик. Малыш имел ряд заболеваний, и медики не давали надежды, что он когда-нибудь встанет и пойдет. Но мы верили, что болезни отступят, выполняли все рекомендации и назначения медиков, окружили ребенка любовью, заботой. И не только мы с мужем, но и наши дети (к тому времени работать на родину вернулись старшие сыновья). Не передать словами, как мы радовались первым шагам нашего самого маленького члена семьи! Затем для малыша нашлись усыновители. (Ведь главная задача меня как родителя-воспитателя – помочь детям обрести постоянную семью.) Не перестаю радоваться, что мальчик в этой семье растет счастливым и любимым сыном.
4. А как создавалась семья Горбач?
– Мы с моим мужем Виктором Михайловичем оба из многодетных семей (было по трое детей). Мама одна воспитывала меня и братьев, а отец и мать мужа – троих сыновей. Мы жили в Бердовке, а семья Виктора – в соседней деревне Волковцы. Познакомились, когда я работала в клубе в Стерково художественным руководителем. Виктор трудился водителем в местном колхозе и был участником вокально-инструментального ансамбля при нашем учреждении культуры. Вскоре мы поженились. Появился первенец. В 1989 году от хозяйства получили трехкомнатную квартиру.
Елена Анатольевна с мужем Виктором Михайловичем и внуком.
5. Что основное в свою семью переняли от родителей?
– Наша семья стала продолжением рода, где сильны семейные ценности, традиция не терять связь со своими родными и всегда поддерживать друг друга. А мы это, в свою очередь, передали своим детям. Вот, например, мне предстоит взять на воспитание в детский дом семейного типа малыша до года. В Лидскую больницу меня собирает вся семья: муж, сыновья, невестки, дочери. Собирают так, будто я сама роженица. Один кроватку устанавливает, другой балдахин на нее готовит, третий пеленки собирает…
6. Подробнее расскажите о своих собственных детях. Как я поняла, они создали свои семьи. Порадовали вас внуками?
– Трое из детей, сыновья и дочь Юля, нашли свои половинки, и у нас с мужем сейчас уже девять внуков. У Сергея и Павла многодетные семьи. Благодаря государственной поддержке они получили жилье в новых домах по улице Гастелло (огромное спасибо органам власти за это). Сыновья – специалисты в мебельной отрасли.
Дочери у нас – девочки разносторонние. Юля, например, в 2014 году вместе со своим классом стала победительницей областного краеведческого конкурса «Галасы гісторыі» в рамках республиканской молодежной акции «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся». В 2018 году Юля окончила Лидский колледж и была направлена на работу воспитателем в ясли-сад №12 г. Лиды. Сейчас она заочно учится в Белорусском государственном педагогическом университете имени М. Танка.
Оля в 2018 году окончила Гродненское областное кадетское училище и успешно поступила в Могилевский институт МВД. У Оли много увлечений. Она шьет кукол, отражающих профессии людей. В 2017 году, во время учебы в кадетском училище, дочь стала лауреатом республиканского фестиваля патриотической песни «Красные гвоздики». С первых дней учебы Оля активно участвует в жизни института. Также успешно представляет его на различных конкурсах. Была отмечена нагрудным знаком “За адзнаку”. А в этом году меня пригласили в институт на мероприятие в честь Дня матери. Приятно было слышать от руководства учебного заведения добрые слова о дочери. Начальник института вручил мне благодарность за ее воспитание. Также, как многодетная мама, воспитывающая приемных детей, я получила ценный подарок.
7. Сколько детей прошло через вашу приемную семью и детский дом семейного типа? Сколько воспитывается теперь?
– С момента образования приемной семьи, когда мы жили в Бердовке, и за почти четыре года, как я работаю родителем-воспитателем, в детский дом семейного типа было определено 37 детей. Сейчас в доме семейного типа живет девять детей.
8. Ребенка важно не только одеть и накормить, но и дать соответствующее воспитание. Тем более что дети разные, с разными судьбами. Что делаете для этого? С чего начинаете?
– Вы правы. Дети разные. И, наверное, не зря есть период адаптации и у нас, взрослых, и у ребенка. Для него все новое. Он попал в новую семью и, переехав к нам, соответственно попал в другую школу, в другой коллектив сверстников. Один ребенок сразу ценит заботу, когда приготовлены завтрак, обед и ужин, когда он собран в школу, когда я как мама интересуюсь его мыслями, желаниями, а другому все это не привычно. И тут надо найти ту ниточку, за которую потянуть, чтобы прийти к нужному результату, чтобы ребенок понял, что мы любим его и желаем ему добра. Иногда для этого требуется целый год. Но все в итоге удается. Большое значение в этом имеет тот факт, что я поддерживаю отношения с родителями детей, отношусь к ним уважительно. Дети это видят и понимают, что их не оторвали от кровных родных.
9. Я так понимаю, к каждому воспитаннику, чтобы отогреть его сердце, вы находите определенный подход. А каких общих правил проживания в доме должны придерживаться дети?
– Я не выделяю ребят, все дети в одинаковых условиях. А основное правило у нас одно: один за всех и все за одного. Реализации его способствуют наши общие коллективные дела: вместе отдыхаем, вместе трудимся, вместе помогаем друг другу.
10. Не всех воспитанников вы доводите до выпускного класса?
– Нет. У нас есть необычные выпускники, которые передаются на усыновление либо в семьи родственников. Таких 16 ребят. (В возрасте от нуля до года у нас было на воспитании 4 малыша, от года до трех – пять.) Семь человек переданы под опеку родственникам, трое деток были возвращены в биологические семьи. Многие ребята по окончании 9 классов, желая получить профессию, продолжают учиться в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях. Выпускников после девятого класса девять человек. Я знаю о судьбе каждого из своих воспитанников. Немало общаемся в соцсетях.
Так сложилось, что многие мамы и папы, усыновившие воспитанников, по своей инициативе поддерживают со мной связь. Я вижу, что дети растут счастливыми, они любимы своими родителями, они окружены теплом и заботой. Что может быть дороже? Я спокойна: моя миссия родителя-воспитателя выполнена сполна.
11. Вы делитесь опытом воспитания с родителями-усыновителями?
– Конечно. Особенно много вопросов задают будущие родители, когда они знакомятся с малышами, а затем навещают их в период знакомства. Я рассказываю будущим родителям все о ребенке: как кушает, спит, если есть проблемы со здоровьем, то какие процедуры нужно выполнять и т. п., да и в целом, что значит быть мамой.
Был случай, когда мы еще в Бердовке жили: мне поступил звонок на мобильный около 12 часов ночи. Родители, которые удочерили ребенка, волновались, что малышка плачет и никто ее не может успокоить. Я нашла возможность, чтобы сразу же поехать в эту семью. Причина плача оказалась простой: ребенку было жарко, новые родители, заботясь о доченьке, очень сильно ее укутали.
12. Приемной мамой быть тяжело?
– Приемной мамой быть интересно. Никто не говорит, что эта работа легкая – она колоссальная. Но работа мамы всегда такая, будь то в семье свои биологические или приемные дети. Правда, при воспитании приемных детей чувствуешь еще большую ответственность. Некоторые женщины говорят мне: «Я бы не смогла так, как ты, ведь даже с одним ребенком ничего не успеваю». «А мне помогает соблюдение режима и порядка дня, – отвечаю. – И не надо бояться быть приемным родителем. Детям, оставшимся без попечения родителей, очень нужны мамы, которые имеют нерастраченный запас материнских качеств и чувств, успешный опыт воспитания своих детей. Также государство выплачивает приемным родителям достойную зарплату, обеспечивает социальным пакетом, предоставляет, как и педагогам, отпуск в 56 календарных дней».
13. Есть ли у вас свободное время, которое можете потратить на себя?
– Стараюсь найти. Ведь если его не будет, можно получить эмоциональное выгорание. И тут, конечно, как я уже сказала, важно следовать распорядку дня семьи, тогда четко будешь знать, когда можно выкроить свободное время. Как правило, оно чаще появляется вечером, когда дети уже улеглись спать, и я уверена, что они во мне не нуждаются.
14. Вы в доме часто принимаете гостей?
– Нередко. Ведь всегда рядом неравнодушные люди, спонсоры, готовые оказать посильную помощь. Среди высокопоставленных гостей у нас были: заместитель Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Валерий Вацлавович Мицкевич, заместитель министра образования Александр Владимирович Кадлубай, заместитель председателя Гродненского облисполкома Виктор Францевич Пранюк. Также посещает наши дома семейного типа руководство Лидского райисполкома: председатель Сергей Васильевич Ложечник, заместитель председателя Геннадий Анатольевич Владыко, обязательно – начальник управления образования райисполкома Ольга Зигмундовна Тарасюк. Бывают у нас представители воинских частей, Лидского районного отделения ОО «Белорусский детский фонд», ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат», хоккейного клуба «Лида», БРСМ, профсоюзных организаций и многие-многие другие. Гости обязательно приходят к нам с подарками во время акции «Наши дети», которая ежегодно стартует в декабре.
15. А если в доме возникают проблемные бытовые вопросы, куда обращаетесь за помощью?
– В первую очередь обращаемся к Анатолию Марьяновичу Ковзе, начальнику районного центра для обеспечения деятельности в сфере образования. Он всегда находит решение, какое бы материально трудное время ни было. Необходимо было заменить газовую плиту – вопрос решился, возникли проблемы с отопительным котлом и бойлером – они тоже сняты. Безусловно, часть вопросов стремимся решить своими силами. Вот, например, летом прошлого года сами провели косметический ремонт в доме. Поклеили обои в жилых комнатах и подсобных помещениях, покрасили стены. Участие в таком коллективном трудовом деле приняли и наши взрослые дети, и наши воспитанники. Такой общий семейный труд возымел для подрастающего поколения педагогическое значение.
16. Скажите, от бывшего родителя-воспитателя дома семейного типа остались какие-нибудь традиции? Добавили ли вы к ним свои? И правда ли, что у вашей большой семьи появился свой гимн?
– В доме праздновалось католическое и православное Рождество – и эта традиция оставлена. Как и традиции встречи Нового года. Когда пробьют куранты, выходим на площадку участка и запускаем фейерверк. Если есть снег, дети (да и мы, взрослые, следуем их примеру) ложатся на него, смотрят на небо и загадывают желания. Я ввела традицию завтракать и ужинать всей семьей, а по воскресеньям мы собираемся за столом на блины с мочанкой. А еще я, как человек творческий, переехала в дом семейного типа со своим баяном. Разучиваем песни, стихи, и когда приходят гости, дети показывают им свои таланты. Кстати, в этом году готовы продемонстрировать выступление нашего ансамбля шумовых инструментов. Я играю на баяне, а дети – с трещоткой, колокольчиком, ложками, маракасами....
Да, у нас есть свой гимн. Мы взяли за основу песню “Радость моя”, в которой поется о доме, о семье. Там есть такие слова: “Вечер стучится в стекло, звезды дрожат за окном, в доме тепло и светло, вся семья за столом. Будем шутить, будем играть, и говорить, и вспоминать. Это наш дом, наша семья, счастье мое и радость моя”. И это отражает суть нашей жизни в семейном доме.
17. Любите готовить? И какие еще блюда кроме блинов с мочанкой нравятся ребятам?
– Готовить люблю. Меню разнообразное. Детям очень пришлись по вкусу мои “ежики” (клецки), “рябчики” (выпекаются из дрожжевого теста и мяса), разного рода выпечка. Кстати, не только девочки, но и мальчики с удовольствием мне помогают в приготовлении блюд и приобретают при этом определенные навыки.
18. Девочки учатся у мамы быть хозяйками. А у Виктора Михайловича, как у папы, наверное, мальчики черпают навыки мужской работы по дому?
– Безусловно. Да и что такое сельхозтруд, ребята видят. Когда мы переселились как родители в дом семейного типа, на прилегающем участке не было огорода. Мы приобрели мотоблок, распахали одну четвертую участка и разбили грядки. Так что на обеденном столе вся продукция своя. К тому же на участке родительского дома мужа в Волковцах и на огороде в Бердовке для общих нужд сажаем картошку. Обходимся ей вплоть до Нового года, а потом уже покупаем.
19. Значит, у вас нет разделения: это наше, а это моих воспитанников?
– Нет, у нас с мужем нет разделения на своих и чужих. Так же это воспринимают и кровные дети, всегда готовы помочь в воспитании младших детей. Я очень горжусь, что у нас одна общая дружная семья!
20. Для родителей важно воспитать разностороннюю личность. Как развиваете способности ребят?
– Дети выбирают увлечение, которое им нравится. Посещают бассейн в спортивном комплексе «Олимп», центр творчества детей и молодежи, кружки, секции на базе СШ №12 города Лиды. Дети участвуют в различного рода конкурсах и мероприятиях. Нередки у нас совместные походы на природу, поездки и экскурсии. Летом ребята отдыхают в районных оздоровительных лагерях с круглосуточным пребыванием. Словом, воспитанники живут насыщенной жизнью, как и все дети. И я стремлюсь, чтобы эта жизнь была интересной. Ведь наша семья Горбач всегда была творческой. В 2013 году мы, например, стали победителями конкурса «Властелин земли», организованного Бердовским культурно-досуговым центром.
21. Вы по должности родитель-воспитатель, однако мама в полном значении этого слова. Но ведь даже мамам в воспитании кровных детей нередко требуется совет. Где находите поддержку?
– Наша замещающая семья является учреждением образования. И, безусловно, мы ощущаем кураторство и поддержку со стороны управления образования: начальника Ольги Зигмундовны Тарасюк и заместителя начальника Ирины Яновны Лобан. Я тесно сотрудничаю со специалистами Лидского районного социально-педагогического центра, педагогами средней школы №12. Также хочу сказать, что опытом работы со мной много делилась Анна Романовна Трудникова. И это помогло принять решение о переходе на должность родителя-воспитателя.
22. Елена Анатольевна, а как вас называют ваши подопечные?
– Некоторые называют меня мамой, некоторые – тетей Леной. У нас предоставлено право выбора. Ведь у воспитанников есть родные мамы. Некоторые звонят, отдельные приходят к детям. Знаете, какие бы замечательные ни были родители-воспитатели, какие бы блага ребенку ни предоставлялись, все равно ему хочется домой, к родной маме. Об этом я говорю в беседах с родителями, лишенными родительских прав, прошу задуматься и постараться сделать все возможное, чтобы вернуть детей в оздоровленные биологические семьи.
23. Самые незабываемые моменты в вашей жизни?
– Из недавних событий, которые остались в памяти, – свадьба дочери Юли. Вы бы видели, как увлеченно участвовали в свадебной традиции приезда жениха к невесте все наши воспитанники! Они наряжали невесту, украшали дом, говорили пожелания и искренне радовались счастью своей старшей сестры.
Вручение благодарности за воспитание дочери, институт МВД РБ, 2021 г.
24. Ваш труд мамы отмечен наградами. Назовите их.
– В рамках праздника города в 2017 году награждена Благодарственным письмом председателя Лидского райисполкома за большой личный вклад в воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. В октябре того же года участвовала в торжественном приеме у председателя Гродненского областного исполнительного комитета, посвященном Дню матери. В 2020 году была награждена грамотой управления образования Лидского райисполкома, в 2021 году – грамотой главного управления образования Гродненского облисполкома. Есть Благодарственные письма от управления образования Лидского райисполкома. Об оценке моего труда в воспитании дочери Ольги я уже говорила выше.
25. Елена Анатольевна, счастливы ли вы и чего ждете от жизни?
– Да, я счастлива, со своими и радостями, и трудностями. А чего жду от жизни? Я жду ребенка. В конце уходящего 2021 года наша семья пополнится десятым воспитанником, а в наступающем, 2022 году родится десятый внук или внучка.
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.