«В соответствии с призванием!» – так я отвечаю, когда спрашивают, как правильно выбрать ребенку профессию

22 Мая 2019 688
«Здравствуйте. Будьте добры, посоветуйте, нужно ли влиять на предпочтения ребенка в выборе профессии. Дочке 13 лет. Спасибо».

Ольга.

На вопрос отвечает психолог Татьяна Каральчук:

– Выбор профессии действительно очень важный и ответственный шаг в жизни каждого человека. И большое количество поступающих вопросов на эту тему – яркое тому подтверждение. 

В начале апреля, отвечая на аналогичный вопрос, я говорила о том, что окончание школы – это рубеж между детством и взрослостью, когда подростку предстоит совершить первый ответственный выбор. Если до этого все его решения в той или иной степени контролировались родителями, то сейчас он делает шаг, за который будет нести полную ответственность. И очень важно, чтобы этот выбор он сделал самостоятельно. При этом роль родителей в данном процессе никоим образом нельзя отменять. Но заключаться она должна не в навязывании собственных взглядов и представлений о том, кем должен стать их ребенок, а в сотрудничестве, в поддержке ребенка в этот непростой момент его жизни.

Выбор профессии и карьеры во многом определяется семейным воспитанием. Некоторые родители подсознательно стремятся «прожить» в детях свою вторую жизнь. Тогда они тянут детей «за уши» в профессию, которая им совершенно не интересна. Послушный, зависимый ребенок соглашается, расплачиваясь позже за выбор, сделанный вместо него. Непослушный и независимый – бунтует, в крайних случаях доводя отношения с родителями до разрыва. Иногда такого рода конфликт становится источником энергии, стимулом для достижения карьерных успехов. Тогда подросток, стремящийся оправдать ожидания родителей или доказать свою правоту, достигает профессионального успеха в спорте, бизнесе, политике, искусстве. Но так бывает нечасто. 

Среди условий успешного взаимодействия родителей с ребенком можно выделить следующее:

  • Знание родителями интересов и потребностей ребенка.
  • Умение упрочить сотрудничество в достижении общей цели.
  • Общаться с ребенком нестандартно, естественно.
  • Глубоко «по-настоящему» чувствовать ребенка, быть готовыми и способными к сопереживанию, становиться на позицию ребенка, видеть в нем личность.
  • Умение управлять собой, своим поведением, чувствами.
  • Исключить во взаимоотношениях с ребенком грубость, авторитарность, назидательность, панибратство.
Еще хочется сказать о двух наиболее частых ошибках, которые я встречаю в практике работы с родителями в рамках профориентации.

Первая – это, когда ребенок интересуется профессией, которая не так высоко оплачивается, а родители выступают против. Как разрешить такую ситуацию? В данном случае, я считаю, не надо бояться выбирать малооплачиваемую профессию. Надо опасаться, что ты останешься посредственным в высокооплачиваемой профессии.

Если ребенок выберет ту деятельность, которая будет его утомлять, пять дней в неделю он будет находиться в угнетенном душевном состоянии. Так не должно быть. Деятельность должна заряжать энергией, приносить удовольствие. Ведь мы тратим на работу огромное количество часов. А если это время человек отдает нелюбимой работе, он достоин сожаления.

Когда человек нашел свое призвание и вложил туда силы, к нему приходит признание и финансовая состоятельность. Поэтому когда родители спрашивают меня, как правильно выбрать ребенку профессию, я отвечаю: «В соответствии с призванием».

Вторая распространенная ошибка – выбирать профессию, опираясь на предметы, по которым лучше оценки в школе. Это очень вредная иллюзия. Лучше все-таки поступать в соответствии со своим талантом, со своим предназначением. Академическая одаренность, которая в основном востребована в школе, – это только один из девяти видов одаренности. И когда педагоги говорят, что если ребенок плохо учится, то из него ничего путного не выйдет, они берут грех на душу, ломая человеку самооценку. Ведь даже красный диплом не всегда значит, что он 100% будет отличным специалистом.

Одаренность не сводится к победам в олимпиадах и десяткам за контрольные работы. Это понятие гораздо шире. Нужно давать каждому возможность найти свое поле одаренности, состояться там, реализоваться и дальше выбрать профессию.

И в завершение хочу еще раз напомнить, что такая форма работы, как психологические консультации по поводу выбора профессии, на старте имеют очень большой смысл. Они ребенка ни к чему не обязывают, это не приговор, это просто спокойный разговор, чтобы он не тратил свои силы, не стучался в двери, которые для него закрыты.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться