В Лидском музее появился редкий экспонат, за которым гоняются многие истинные коллекционеры: детская коляска – «ракета»

28 Декабря 2021 6974
Лидчина – уникальный уголок Гродненской области, который отличают богатые материальные и духовные ценности. Его жители гордятся своими памятниками архитектуры, истории и культуры. Вместе с тем, из глубины веков дошли и другие уникальные артефакты, которые сейчас хранятся в фондах Лидского историко-художественного музея.

Каждый экспонат – это кладезь информации о культурных традициях и ремеслах. И сегодня в спецпроекте «Сокровищница Лидского края» мы расскажем о самых необычных и удивительных предметах, которые жители нашего региона использовали в повседневной жизни.

*  *  *

В рамках проекта «Хрущевка 60-х» в канун новогодних торжеств в Лидском историко-художественном музее появился редкий экспонат, за которым гоняются многие истинные коллекционеры не только на постсоветском пространстве, но и за рубежом. Это детская коляска ДК-3, или «ракета», как ее пафосно называли в народе. Сегодня данная модель является прекрасным образцом «транспорта» для малышей до двух лет, выпускаемого советской легкой промышленностью.

Если обратиться к истории, то первые детские коляски в Советском Союзе  начали выпускать после войны. Самым известным производителем этого нужного для родителей предмета стал завод «КАМОВ», расположенный в городе Дубна Московской области. Любопытный факт, но именно на этом предприятии с 1953 года детский транспорт выпускался наравне ни с чем другим, как с ракетной техникой (отсюда и народное название!). И, как оказалось в итоге, учитывая объемы, одно другому не мешало. 

– Принято считать, что промышленное производство советских колясок началось предположительно в 1949 году. По приказу Правительства СССР из Германии был доставлен образец детского транспорта, – рассказывает куратор проекта «Хрущевка 60-х», старший научный сотрудник Лидского историко-художественного музея Татьяна Никифорова. – Его подвергли изучению и вскоре по его подобию начали выпускать первые советские модели колясок. В больших объемах их производил Дубненский машиностроительный завод. Для производства товаров народного потребления на предприятии даже был построен специальный корпус № 105, в котором основные технологические процессы были механизированы и автоматизированы. Только с 1953 года по 1990 год было выпущено 4,5 миллиона штук колясок (к примеру, в 1989 году ежедневный их выпуск достиг тысячи штук!).

А вот как выглядела одна из моделей колясок машиностроительного завода Калининской области, сохранившаяся до наших дней,  мы можем увидеть, посетив квартиру-выставку «Хрущевка 60-х». Удобств для малыша в ней, конечно, мало. Но несмотря на то, что «ракета» имела низкую посадку и небольшие колесики (такая посадка считалась более безопасной и удобной для малыша), она могла похвастать грузоподъемностью в 20 килограммов (интересно, зачем?). По крайне мере, так в техпаспорте обещал производитель. Для морозных зим считалась холодной, так как кузов изготовлен из древесины и фанеры, а снаружи облицован  штампованными стенками из алюминиевого сплава. Тент с помощью рычага поднимался и складывался. А в дополнение к коляске в то время также прилагались дождевой фартук и съемные полозья (!) для эксплуатации зимой. Эдакая коляска-трансформер. Естественно, советские мамы были несказанно рады тому, что у них появилась возможность передвигаться вместе с малышом, а не носить его на руках. Правда, чтобы стать владельцем «ракеты», нужно было постараться: собрать деньги, записаться на очередь, время от времени названивая в магазин и уточняя сроки поставок, иметь соответствующий документ. Показал справку о рождении ребенка – покупай коляску.

– Уже к середине 60-х годов стали появляться прогулочные коляски нового типа – с высокой посадкой, – отметила Татьяна Михайловна. – А затем – и другие модели, в которых использовались большие колеса и разные формы люлек.

Смотря на коляску-ракету, как не заглянуть в прошлое, не вспомнить о детстве… Жаль, что такие раритеты сегодня днем с огнем не сыщешь. Их можно увидеть разве что в музее или частной коллекции. 

Кстати!

Изобрел детскую коляску известный архитектор Уильям Кент. Первая детская коляска появилась при дворе Уильяма Кавендиша, 3-го герцога Девонширского, отца шестерых детей, который в 1733 году заказал ему коляску для своих детей. Собственно, это была не коляска в нашем понимании, а небольшая детская повозка, в которую запрягались коза или пони.

А что у нас?

До появления промышленных детских колясок наши люди пользовались «колясками» собственного производства. В основном это были деревянные коляски или плетенные из ивовых прутьев. Дерево и лоза считались дешевым и доступным материалом, поэтому из них местные кулибины и мастерили детский транспорт. 
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться