Детские страхи. Как помочь ребенку?

24 Сентября 2021 1606
«Пятилетний ребенок испытал сильный испуг. С того момента у него появилось много страхов, например, темноты, громких звуков. Что делать?»

Наталия.

На вопрос отвечает психолог Татьяна Каральчук:

– Страх – одна из защитных реакций организма человека, обусловленная инстинктом самосохранения. Возникает она в результате столкновения с опасностью и может вызвать рефлекторную реакцию – испуг. Однако по отношению к детям термин «испуг» имеет несколько иное значение. Это состояние, которое отличается характерной симптоматикой, ассоциируется с пережитым стрессом и может иметь последствия для детской психики. 

Нервная система маленьких детей еще недостаточно зрелая, чтобы стойко переносить потрясения из внешнего мира. В ситуациях, когда взрослый может лишь вскрикнуть «Ой!», малыш пугается по-настоящему. Последствия такого испуга могут быть разные – от легких, которые быстро пройдут (внезапный плач, истерика, беспокойное поведение, оцепенение), до тяжелых (невроз, энурез, заикание, нервные тики, тревожное расстройство). Также выделяют среднетяжелые последствия испуга, к которым относят нарушение аппетита, ночные кошмары, бессонницу, пробуждения среди ночи, боязнь темноты, замкнутого пространства, громких звуков и т. д.

С последствиями легкой и средней степеней можно справиться самостоятельно либо с помощью детского психолога. Тяжелые последствия необходимо лечить у врача.

Вот несколько техник, которые родители могут самостоятельно использовать при работе с детскими страхами.

1. Обсуждайте с ребенком случившееся.

Как и любая сильная эмоция, которая остается внутри, страх «давит» на ребенка, создает постоянное напряжение. Проговаривайте за малыша то, что он не может сформулировать сам: «Ты так сильно испугался, когда на тебя залаяла злая собака», «Ты не хочешь выходить на улицу, потому что там темно». Так вы поможете ему выпустить страх наружу. Во время разговора старайтесь создать безопасную и спокойную обстановку. Как правило, одного разговора не хватает, и приходится повторять много раз разными словами, пока вы не заметите, что страх постепенно убывает.

2. Проиграйте напугавшее событие.

Предложите разыграть вызвавшую испуг сцену с игрушками. Будьте готовы передать ребенку управление игрушечными актерами и следовать его собственному сюжету. 

3. Предложите ребенку нарисовать его страх или то, что его испугало.

Это очень действенный способ справиться с эмоциями. Как ребенок будет выражать свой страх, зависит от него. Некоторые дети рисуют или лепят испугавшую их сцену с точностью до мельчайших деталей, другие покрывают листы черной или красной краской, до дыр черкают на бумаге ручкой. Не стоит направлять ребенка к какому-то «правильному» пути выражения или оценивать художественные достоинства результата. Главная задача такого творения – выплеснуть наружу то, что гнетет ребенка внутри.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться