По дороге длиною в сорок лет

22 Июля 2023 19019
Сегодня гостем проекта «Лідскай газеты» «Время и люди», приуроченного к Году мира и созидания и 700-летию Лиды, стала Янина Прокопчик. Причин пригласить ее к беседе несколько. В свое время Янина Чеславовна являлась депутатом Лидского районного Совета депутатов. Вся трудовая деятельность Янины Прокопчик была тесно связана с ДРСУ-157. Она, будучи главным инженером, а затем руководителем дорожно-строительной организации Лидчины, вносила непосредственный вклад в обустройство дорожной сети нашего региона. 

– Янина Чеславовна, когда начался ваш трудовой путь? Как шли по ступенькам карьерного роста? 

– После окончания Белорусского политехнического института, факультета гидротехнического и дорожного строительства в 1981 году по распределению как молодой специалист была направлена работать в ДЭУ-157 (ныне Лидское ДРСУ-157 КУП «Гроднооблдорстрой»). По диплому я инженер-строитель по специальности «Автомобильные дороги». 

Моя первая должность – старший мастер по качеству. В обязанности входили осмотр дорог, проверка качества выполненных работ. Следующие ступени – инженер планово-производственного отдела, а с 1990 года, на протяжении 15 лет, – главный инженер организации с большим кругом обязанностей: от ежедневного планирования и организации работ на объектах до перспективного развития, обеспечения безопасности движения на закрепленной сети, составления отчетной документации. Это были очень напряженные, но интересные годы трудовой деятельности, так как именно на это время выпали самые большие объемы строительных работ: формировалась сеть автомобильных дорог Лидчины, к каждому населенному пункту строились подъезды, велись благоустройство участков дорог, проходящих по населенным пунктам, строительство автобусных остановок. Затем, с 2006 по 2013 год, я работала в Лидском райисполкоме и Белорусском дорожном инженерно- техническом центре. Здесь приобрела большой опыт руководящей работы и в 2013 году по предложению райисполкома и «Гроднооблдорстроя» вернулась в родной коллектив руководителем.

– Какими вам запомнились местные дороги, когда вы пришли работать в ДРСУ, и что менялось с годами? 

– В 1981 году за организацией было закреплено более 200 км местных дорог. И были они в основном гравийные, булыжные и грунтовые. Однако в 80-е и 90-е годы стало интенсивно проводиться строительство местных дорог с устройством асфальтобетонных и цементобетонных покрытий.

 С 1997 по 2003 год, в соответствии с государственной программой, от сельхозпредприятий на баланс организации было передано 350 км внутрихозяйственных дорог. Протяженность сети увеличилась вдвое, и начался новый этап – ремонт вновь принятых дорог. 

Автомобильные дороги всегда имели большое значение для экономики страны, для развития региона, и в соответствии с поручением Главы государства была разработана Программа по развитию и ремонту местных автомобильных дорог на 2017-2020 годы. А в настоящее время выполнение ремонтных работ ведется согласно утвержденной Программе «Дороги Беларуси» на 2021-2025 годы, в которой предусмотрены как устройство новых асфальтобетонных покрытий, так и ремонт существующих. 

– Вспомните, строительство каких глобальных объектов удалось осуществить и как это было.

– Сложных объектов было много. В 1996 году велось строительство дороги Поречаны – Ходюки – Голдово, в 1999 году – Дворище – Слижи – Леваши, в 2003 году – Эйтуны – Мигуны – Слижи – Мелеши и другое. Дороги строились по новым направлениям, по проселочным и лесным проездам, с устройством гравийных и асфальтобетонных покрытий, при сложных погодных условиях и с большой протяженностью. Эти объекты нельзя назвать глобальными, но они были очень важными и значимыми для жителей нашего района, так как касались социальных вопросов жизнеобеспечения населения, доставки продукции сельхозпредприятий. 

Из сложных объектов последних десяти лет – капитальный ремонт в 2018 году автодороги Реклевцы – Далекие – Палубники на участке от агрогородка Далекие до автодороги Минск – Гродно, протяженностью более 5 км. Необходимо было выполнить большой объем земляных работ, строительство искусственных сооружений, устройство асфальтобетонного покрытия. Этот объект был действительно глобальным в масштабах района, так как на тот момент агрогородок Далекие являлся единственным в районе, не имевшим с райцентром транспортной связи с асфальтобетонным покрытием. 

– Назовите тех тружеников организации, с кем вам довелось работать и кто внес весомую лепту в развитие дорожной сети района.

– За сорок лет работы в дорожной отрасли мне довелось встретить очень много трудолюбивых, ответственных дорожников, которые на высоком профессиональном уровне выполняли свои обязанности. Их многолетний и добросовестный труд воплотился в километры построенных и отремонтированных дорог. Руководителями с большой буквы, своими наставниками считаю бывших руководителей «Гроднооблдорстроя» Леонида Мороза и Марьяна Бутелевича. Большой вклад в строительство производственной базы и развитие сети дорог Лидчины внесли бывшие руководители ДРСУ Григорий Оскерко и Ярослав Миковоз.
Особые слова благодарности ветеранам труда, которые десятки лет в любых погодных условиях, в будни и праздники работали на дороге, обеспечивая проезд, выполняя производственные задания. Так, Иван Гулевич трудился в организации водителем 46 лет, Мечислав Донисевич – 40 лет. Более 30 лет трудовой стаж в ДРСУ у Леонида Филиповича, Марины Мартинчик, Леонида Закревского, Станислава Груши, Ивана Кудрявского, Марии Ганевич, Владислава Байкача, более 20 лет – у Станислава Брейво, Ивана Барана, Валерия Лукутя, Галины Шамрей, Яна Васильца, Виктора Каменецкого, Ирины Никитиной, Дануты Андруконис, Евгения Долматова, Збигнева Филипчика, Станислава Носоля.

– Янина Чеславовна, многие знают вас не только как профессионала в своем деле, но и как неравнодушного, ответственного человека с активной гражданской позицией. Все это проявлялось и в вашей депутатской деятельности. Решение каких вопросов вы инициировали как депутат районного Совета депутатов?

– Когда вводилась госпошлина за участие в дорожном движении, выделяемые на местные дороги средства разрешалось использовать только на капитальный ремонт. Было подготовлено предложение от Лидского райисполкома и районного Совета депутатов о предоставлении возможности на местах включать в перечень различные объекты, тем самым увеличив физические объемы ремонта за выделенные средства. 

– Какие вопросы в целом в этот период решал районный Совет депутатов? Какие принятые решения способствовали развитию Лидского региона?

– Спектр вопросов очень большой. Но я, как представитель строительной отрасли района, принимала активное участие в обсуждении вопросов наведения порядка на земле, использования фермерскими хозяйствами выделенных земель, водоемов, финансирования объектов благоустройства города и района. Очень эффективным методом работы депутатского корпуса считаю выездные заседания с рассмотрением вопросов работы и развития предприятия или территорий сельсовета. Так, в 2016 году на выездном заседании районного Совета депутатов, проходившем в Ваверке, был поднят вопрос о необходимости ремонта участка пешеходной дорожки, а также продления пешеходной связи с жилыми домами, построенными на окраине населенного пункта. Вопрос не остался без внимания: при ремонте участка автодороги по агрогородку Ваверка все пожелания были учтены.

– Вам, как народному избраннику, доводилось встречаться с избирателями. Какие из их наказов удалось осуществить?

– Конечно, я встречалась с избирателями не только в период предвыборной кампании, но и в течение всего срока осуществления депутатских полномочий. В моей предвыборной программе было записано: «Выполнение наказов и предложений избирателей по благоустройству населенных пунктов Лидчины». Обращения избирателей касались в основном моей профессиональной деятельности, поэтому я стремилась их выполнить, используя все возможности. По улице Молодежной в деревне Доржи Гончарского сельсовета был затруднен проезд легкового транспорта из-за образовавшихся колеи, просадок. Ямочный ремонт ситуацию не спасал. Было устроено новое асфальтобетонное покрытие протяженностью более 1 км, и улица Молодежная сразу преобразилась. В 2015 году жительница деревни Дубровня Ирина Александровна обратилась с предложением устройства пешеходной зоны в этом населенном пункте. При выполнении ремонта участка автодороги Едки – Дубровня – Тябы для обеспечения безопасности движения пешеходов была увеличена ширина покрытия, дорожной разметкой выделена пешеходная часть. После устройства нового асфальтобетонного покрытия преобразилась улица Садовая в деревне Дубровня, а также улица Речная в деревне Огородники. В связи с организацией подвоза детей школьными автобусами по предложениям учреждений образования по маршрутам движения проводились оборудование автобусных остановок автопавильонами и устройство новых посадочных площадок.

– Сейчас вы находитесь на заслуженном отдыхе. Чем занимаетесь? Зная ваш характер, уверена, что не сидите сложа руки.

– С 1 января текущего года я на заслуженном отдыхе, и, конечно, по старой традиции отдых от производственной деятельности начался с ремонта в доме.

У меня есть давняя мечта и огромное желание преобразить свой приусадебный участок в сад непрерывного цветения с редкими для нас декоративными кустарниками. Уже несколько лет обворожительно цветут магнолия, гибискусы и будлеи. Есть в моей коллекции фотиния и лавровишня, кариоптерис и пахизандра, эрика и роджерсия и много других растений, за которыми нужен правильный уход, а значит, время. 

– А в поездках бываете? Проезжая по дорогам Лидчины, вы по-прежнему смотрите на них взглядом профессионала? На что обращаете внимание?

– Поездок стало гораздо меньше. Но время работы в дорожной отрасли не прошло бесследно, и я, конечно, смотрю и звоню в ДРСУ, если что-то касается вопросов безопасности проезда. Но в целом, в последнее время по дорогам Лидчины проезжаю с хорошим настроением: дороги стали лучше (только за последние десять лет отремонтировано около 150 км), к каждому населенному пункту есть подъезд, и сейчас самое главное – поддерживать имеющуюся сеть, обеспечивать безопасность и продолжать устройство новых покрытий для комфортного проезда. 

– Поддерживаете ли вы сейчас связь с родным коллективом?

– Конечно, поддерживаю. Часто звоню и приезжаю, ведь там трудятся мои единомышленники, ставшие родными за много лет совместной работы. Я очень рада, что коллектив возглавляет инженер-дорожник. Антон Францевич Сокол свою трудовую деятельность начинал в ДРСУ. Он очень грамотный специалист, и я уверена, что под его руководством организация будет работать стабильно, выполняя все намеченные планы.

– 1 июля текущего года исполнилось 60 лет со дня образования ДРСУ-157. Что хотели бы пожелать по случаю этой даты нынешним работникам?

– Желаю коллективу много объектов, слаженной работы, чтобы и впредь трудолюбие и высокий уровень ответственности оставались главными качествами. А всем пользователям автомобильных дорог желаю хорошего настроения, удачи и счастливого пути по автомобильным дорогам Лидчины!

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться