Заведующий отделением анестезиологии и реанимации Лидской ЦРБ – о своей профессии, самой продолжительной операции и борьбе с COVID-19

21 Июня 2020 15874
Врач анестезиолог-реаниматолог, заведующий отделением анестезиологии и реанимации №1 Лидской ЦРБ Александр Циунчик рассказал об особенностях своей непростой профессии, о самой продолжительной за свою практику операции и о том, как удается сохранить работоспособность в условиях пандемии и постоянного напряжения.

Мы называем их просто: «люди в белых халатах». Злимся, когда они не могут быстро помочь, принять тогда, когда нам надо (то есть прямо сейчас) и когда, как нам кажется, диагноз поставлен неправильно. Мы уверены, что они должны лечить и врачевать 24 часа в сутки, все знать и никогда не ошибаться. Среди всех медицинских специальностей есть одна, совершенно особенная. Удивительно, но об этих врачах либо не помнят совсем, либо стараются забыть поскорее. Но они всегда настороже, всегда у черты. Потому что работают в реанимации.

Накануне профессионального праздника журналист «Лідскай газеты» позвонил заведующему отделением анестезиологии и реанимации №1 Лидской ЦРБ Александру Циунчику, чтобы поговорить о профессии. Так, как есть. Без сантиментов.

«Профессия меня сама выбрала»

Мне очень хотелось бы встретиться с Александром Ивановичем лично, но в силу обстоятельств разговор пришлось вести по телефону. На том конце трубки мне ответили сразу. Уставший, но спокойный, уверенный голос попросил перезвонить через час – занят был. Перезвонила. «Только, пожалуйста, недолго. Пока вы делаете свою работу, моя “простаивает”». Я тоже все понимаю, поэтому стараюсь быть краткой, хотя столько всего хочется спросить, о многом узнать…

– Я никогда не мечтал стать космонавтом, летчиком или представителем какой-нибудь другой героической или не очень профессии. Только врач! Потому что перед глазами был достойный пример родителей, которые всю жизнь отдали медицине: отец, Иван Владимирович, невролог по специальности, в последние годы возглавлял 8-е отделение больницы «Островля»; мама, Любовь Васильевна, работала медсестрой в 6-м отделении этой же больницы. Поэтому профессия сама меня выбрала.

После школы Александр Циунчик с легкостью поступил в Гродненский медицинский университет. После его окончания для прохождения интернатуры в 2008 году был направлен в Лидскую ЦРБ.

– Мечтал о хирургии, – честно признался Александр Иванович. – Мне хотелось работать там, где непросто, чтобы по максимуму применять свои знания и навыки, быть полезным. Но интернатуру я проходил в качестве анестезиолога-реаниматолога. Помню свою первую операцию: очень нервничал и боялся навредить пациенту, но тогда же я понял, что нашел свое призвание.  Работа сложная, требующая максимальной концентрации и максимальной быстроты реакции, она не терпит проволочек и раздумий. «Сооброжалка» должна работать на все 100%. Врач анестезиолог-реаниматолог вводит больного в медикаментозную кому и управляет жизненно важными системами организма, выводит больного из состояния наркоза и продолжает лечить болезнь уже после операции. Вдобавок врачу нужно иметь обширные знания: аппаратура очень сложная и специальность граничит с хирургией, терапией, педиатрией, акушерством, биохимией. У анестезиолога высокое эмоциональное напряжение, большие затраты физических сил. Иногда после операции приходится выхаживать больного по несколько суток. Требуется особая преданность профессии.

Александр Циунчик вспомнил самую продолжительную свою операцию: она длилась 8 часов, это была кишечная непроходимость у онкобольного пациента. Самая сложная… они все непростые. «Конечно, особое место занимают экстренные операции, различного рода ранения, травмы, полученные при ДТП. Но это же реанимация, здесь ты всегда в тонусе», – на том конце телефонной трубки мой собеседник устало улыбнулся.

С 2015 года врач анестезиолог-реаниматолог Александр Циунчик возглавил отделение анестезиологии и реанимации №1 Лидской ЦРБ. С тех пор он, по сути, работает за троих. В одной своей «жизни» он анестезиолог и по возможности вместе с хирургами работает в операционной. Во второй – реаниматолог. Тот самый, который всегда в гуще событий, всегда на бегу, чтобы успеть помочь. И в третьей – заведующий, который координирует работу всего отделения, отвечает за своих коллег, является их плечом и опорой, заполняет тонну документов…

– Бывают ли у меня выходные? Условно, да. Но мой телефон всегда заряжен, интернет включен, я всегда «в сети», – говорит Александр Циунчик. – В любое время суток «пиликает» смартфон – значит нужно бежать, нужна кому-то срочная помочь.

– Александр Иванович, анестезиологов-реаниматологов часто называют «бойцами невидимого фронта»...

– Честно, впервые сталкиваюсь с таким «диагнозом» (смеется), но логика ясна: анестезиологов-реаниматологов не помнят и не видят. Чаще всего больные либо в крайне тяжелом состоянии, либо в коме поступают. А как только больной начинает подавать признаки жизни, восстанавливать сознание, не нуждаться в каких-то интенсивных мероприятиях, его тут же отдают в отделение. Нас чаще помнят родственники, которые стоят у дверей реанимации.

«Быть в напряжении – это часть моей работы»

Как бы мне не хотелось хотя бы раз в беседе с медицинским работником не касаться темы пандемии, не получается. Сложившаяся в стране эпидемиологическая ситуация внесла свои коррективы и в работу отделения анестезиологии и реанимации №1 Лидской ЦРБ – оно переквалифицировалось на лечение больных с коронавирусом.

– Моя личная встреча с COVID-19 состоялась 17 апреля, – рассказал Александр Иванович. – К нам поступила тяжелая пациентка, мы долго продержали ее на ИВЛ и, к счастью, выходили. Около месяца она и мы вместе с ней сражались за ее жизнь – и победили.

Заведующий отделением анестезиологии и реанимации №1 Александр Циунчик в то же время признается, что с приходом пандемии кардинально в его и работе его коллег ничего не изменилось. Они всегда были на передовой, всегда работали с самыми сложными пациентами, всегда находились в напряжении. «Это часть нашей работы. Невозможно расслабиться, когда знаешь, что твой больной сейчас лежит «под трубками», что в любой момент может зазвонить телефон, и ты поспешишь на вызов… Но это часть нашей работы, которые все мы без исключения любим и стараемся делать максимально хорошо», – говорит Александр Иванович.

А вот на вопрос, что сегодня является наиболее сложным, не задумываясь отвечает: «По многу часов ходить в защитных костюмах. Лето… Вы не представляете, как в них жарко! Но мы врачи, мы привыкли бороться, нет – побеждать трудности! Прозвучит, возможно, цинично, но чем сложнее, тем нам интереснее», – отметил анестезиолог-реаниматолог.

Мои разрешенные 15 минут истекали, и у меня оставалось время только на один вопрос, и он был следующим: «Александр Иванович, все говорят, что после пандемии мир уже никогда не будет прежним. Что лично вы вынесете для себя, как коронавирус изменил лично вас?»

– Я врач, и меня сложно чем-то удивить. Я всегда знал, что жизнь коротка, что оборваться она может в любую минуту, и ты никогда не сможешь быть к этому готов. Поэтому, как бы пафосно сейчас ни прозвучало, нужно ценить каждую минуту, правильно расставлять приоритеты, больше времени проводить с родными и близкими. Чему все-таки научила меня пандемия? Никогда не переставать учиться и по возможности больше читать специализированной медицинской литературы, потому что появляются новые болезни и нужно быть готовым их распознавать, искать противодействие. А еще пандемия показала, сколько надежных людей со мной рядом, ответственных, по-настоящему влюбленных и верных своей профессии. У нас всех есть семьи, у каждого присутствует риск заразиться COVID-19, но мы все равно продолжаем работать. Потому что медицина – это не просто часть нашей жизни, это и есть наша жизнь. Я хочу сказать коллегам: «Спасибо, что вы есть», – в конце нашей телефонной беседы сказал врач анестезиолог-реаниматолог, заведующий отделением анестезиологии и реанимации №1 Лидской ЦРБ Александр Циунчик.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться