«Перед соревнованиями дежурил на дискотеке». Тренер по боксу Александр Помахо о лихих 90-х, Олимпиаде и нынешних амбициях

19 Ноября 2020 31360
В спортивной отрасли нашего района, пожалуй, нет специалистов, чей тренерский опыт может сравниться по продолжительности с карьерой Александра Ивановича Помахо. Наш земляк вот уже сорок три года не расстается с боксом в качестве наставника, а если еще посчитать и годы личного выступления на ринге, то итоговая цифра уверенно перешагнет за полсотни.

Понятно, что самое успешное время в истории лидского бокса связано именно с его тренерской работой. Среди воспитанников Александра Помахо фамилии тех, кто прославлял наш город на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы. Несколько лет назад, после продолжительного периода работы в России, специалист вернулся в родной город, чтобы постараться вернуть местному боксу былую славу.

«Ученикам уделяешь времени больше, чем своим детям»

– Александр Иванович, от тренеров по разным видам спорта часто приходилось слышать фразу «раньше был отбор, а сейчас – набор». В боксе ситуация такая же?

– Для единоборств она особенно актуальна. В секции по боксу действительно стояли очереди из детей. Некоторые не могли дождаться свободного места и уходили в другие виды спорта. Да и вообще, дети раньше были с характером. Росли во дворе, на улице, а не так, как сейчас, – в квартирах под колпаком интернета. Группы по боксу были укомплектованы ребятами из разных районов, между которыми шло соперничество, поэтому даже отбор на областные соревнования внутри секции был очень серьезным: на одно место претендовали 4-6 боксеров. 

Ныне родители начинают поворачиваться в сторону единоборств, хотя сами дети не особо готовы к физическим нагрузкам. Популярны, так сказать, спортивно-развлекательные секции. Карате, например. Бокс же нравится тем, кто постарше. Часто студенты приходят к нам, просятся позаниматься. Для себя это хорошо, но для какого-то спортивного результата – не очень. В таком возрасте сложно показать что-то на соревнованиях. Но в армию парни идут – как им не помочь?

Сейчас в спорте наблюдается серьезное омоложение. Мы же в основном принимаем детей с десятилетнего возраста, но только через годы прорезается какой-то результат и становится видно, есть ли у парня перспективы.

– Одно дело – найти перспективного боксера, другое – талантливого и увлеченного тренера…

– Мой, ныне покойный, наставник Евгений Кулинкович говорил: «Тренер – это раб своей судьбы». У него практически всегда собственная семья на втором плане, а ученикам уделяешь времени гораздо больше, чем собственным детям. Сейчас же и среди тренеров нет массовости, и вряд ли когда-то будет, ведь многое зависит от финансовой стороны вопроса. Некоторые уезжают, многие ищут более прибыльное дело.

Мне же 65 лет. Понятно, что тренирую я детей не ради денег. Просто в моем возрасте уже не нужно искать другое занятие в жизни, да я и в боксе еще многого не знаю! Пока есть порох в пороховницах, постараюсь сделать еще что-то для развития бокса в Лиде. Вот базу создали отличную, зал хороший, инвентаря в достатке. В общем, стараемся хорошо выполнять свою работу. Не скажу, что таланты к нам бегут (скорее ползут), однако костяк по возрастам собрали. Есть ребята, которые способны показывать хороший результат, да и тренерская бригада собралась хорошая. Хоть мы и пенсионеры, зато одно целое. А вообще, дело не остановить, если есть желание его продолжать.

«Первым тренером был кореец»

– Вы сами-то как в бокс попали?

– Я деревенский. Но учился в школе-интернате, в Лиде, где теперь располагается педагогический корпус местного колледжа. Мать меня определила сюда, так как понимала, что своих детей нужно постараться устроить в городе. Как-то увидел, как школьники гурьбой бегут куда-то, ну, и я за ними. Оказалось, на бокс. А еще раньше в деревню с учебы возвращался парень, который занимался боксом. Всегда привозил с собой перчатки, давал мальчишкам примерить. Иногда мы «проверяли» друг друга, и у меня неплохо получалось. В общем, я узнал, что в Лиде всего одна группа по боксу – в Доме офицеров. Занятия проводил кореец Валерий Те.

– Раньше слышал несколько историй о нем. Он на самом деле был корейцем?

– Кажется, да. Корейские корни в родословной этого тренера точно присутствовали, хотя родители его проживали в Узбекистане. В советское время на территории данной страны было много корейцев. Да и сейчас, наверное. Валерий Федорович служил здесь, после женился и остался работать в Лиде тренером. Знаю, что потом он заболел, начались семейные неурядицы – пришлось уехать обратно к родителям. Еще в 90-х пересекался с его детьми на соревнованиях, сказали, что там он и умер от своих болячек.

Валерий Те – мой первый тренер. Он был отличным организатором, регулярно проводил первенство города по боксу. Потом я уехал в Гродно, поступил в институт, но нашкодил немного – подрался, – и старший тренер отправил меня в физкультурный техникум. Институт уже оканчивал заочно, когда сам начал работать тренером в Лиде…

– …где и вырастили плеяду известнейших боксеров – чемпиона Европы, участника Олимпийских игр.

– Бернадский, Янчи, Адамович, Филиппов – это поздние ребята, уже из 90-х. До них было очень трудно подготовить боксера международного уровня. Мои ученики становились победителями в своей стране, но чтобы поехать на международное соревнование, нужно было выиграть первенство СССР. А это турнир с участием лучших представителей пятнадцати республик. Кто-то побеждал честно, кто-то – с помощью денег и авторитета. Если стал сильнейшим благодаря своей подготовке, то автоматически становился главным претендентом на «золото» чемпионата мира или Олимпиады. В советское время в Беларуси бокс развивался, но все усилия, все средства буквально вкладывались в одного-двух самых перспективных спортсменов. Попасть в их число было чрезвычайно сложно.

Возможно, это прозвучит странно, но 90-е открыли нам, боксерам, дорогу в мир. К тому же наборы были очень массовыми, благодаря чему и удалось подготовить спортсменов, громко заявивших о себе. Было сложно: своим же ходом, за свои же деньги ездили на соревнования. Но для увлеченных людей это не помеха.

«После Олимпиады начали предлагать работу в России»

– В 90-е было неспокойно в плане криминала. Как удавалось дисциплинировать ребят, которые, как я думаю, так и норовили подраться?

– Драки район на район, стычки на танцплощадках… Все это было. Но никто из боксеров с прутьями по городу не бегал. Ну, зацепились и разошлись. Перед ответственными соревнованиями я сам шел на дискотеку в клуб обувной фабрики. Гнал бойцов по домам, так как с «фонарем» к поединку не допустят, да и травму получить можно. Каким бы ты сильным ни был, если толпа на толпу, то может и прилететь. Поэтому иногда жена вечером спрашивала: «Ты куда?» А я отвечал: «На танцы в «Каблук» (смеется).

К сожалению, были и те, кто ввязался в серьезный криминал. Я прекрасно понимал, что скоро это должно закончиться, лишь бы без последствий. Увы, кого-то даже не стало. Потом наступило безденежье… Но трудные периоды пережили, продолжали тренироваться и после показывать серьезные результаты, в том числе на международной арене. А после Олимпиады в Греции мне начали звонить, предлагать работу в России.

 – Участие Михаила Бернадского в Олимпиаде-2004 – это ваше высшее тренерское достижение?

– Миша был третьим в Европе, пятым на чемпионате мира, но Олимпийские игры всегда считались более значимыми соревнованиями. Особенно учитывая то, что ранее о них приходилось только мечтать, так как прорваться через союзную стену было просто нереально. Жаль, что не получилось добраться до пьедестала. Сначала Миша выиграл у колумбийца, а потом боролся за попадание в четвертьфинал против представителя Румынии. Решил ошарашить его танковым наскоком, но тот не поддался, оказался хитрее. Миша физически был готов хорошо, хотел продавить соперника напором, однако проиграл. Занял в итоге девятое место. Но я все равно считаю это хорошим достижением.

– Еще вы вырастили чемпиона Европы среди профессионалов – Валерия Янчи.

– На тот момент он сам себя тренировал. Хотя признаю, в Испанию Валера уехал с нашим «багажом». У меня он был чемпионом страны, побеждал на турнире во Франции. К моменту своего европейского триумфа Валера вышел на пик формы, сбросил вес. Но профессиональный бокс – это уже бизнес.

«Темнота, нехватка кислорода…»

– С каким настроением уезжали в Ненецкий автономный округ жить и работать?

– В Лиде к тому моменту все было хорошо. Продолжали тренироваться в Доме офицеров, но когда его преобразовали в школу искусств, понял, что надолго мы там не задержимся. Мальчишки в майках, потные… Какое там искусство?! Решили сделать зал в Северном городке, на территории бывшего госпиталя. Только начали строить – мне поступило предложение из города Нарьян-Мар. На севере России местных тренеров не нашлось, поэтому искали авантюриста, который согласится приехать и начать создавать там все с нуля. А мне что: пятьдесят лет всего-то, здоровья хватало! Еще квартиру выделили, деньги неплохие предложили.

– Почему там решили развивать бокс? Кто проявил инициативу?

– Один из местных чиновников. Раньше он сам занимался боксом, поэтому прикипел к этому виду спорта. Начали участвовать в турнирах, перелеты только на чартерных рейсах – иначе не доберешься. Деньги хорошие вкладывались, поэтому в мои задачи, кроме самого бокса, ничего больше не входило. А это для тренера очень важно. В плане акклиматизации было тяжело: постоянная темнота, недостаток кислорода. Перелеты бесконечные по всей территории России. Это теперь мне шестьдесят пять – лишние нагрузки не нужны. Тогда же смотрел на ситуацию с огромным интересом. 

Да и тыл мой был прикрыт: уехал в Нарьян-Мар вместе с семьей. Жена – молодец. Поддержала меня, сама согласилась разделить все трудности жизни на Севере. Хотя, повторюсь, главная проблема там с жильем: до сих пор некоторые люди живут в деревянных бараках 50-х годов постройки. Новое съемное жилье – дорогое. Нам же выделили однокомнатную квартиру, наподобие общежития. Перегородку поставили, и получилась «двушка».

– Наверное, природа там все же особенная…

– Самое красивое время – в сентябре. Тундра как ковер, вытканный цветами. Желтые березы, лиственницы, все кругом в грибах и ягодах. Потеряться легко, поэтому лично я далеко из города не выходил. Сам же Нарьян-Мар расположен в устье большой реки Печоры, поэтому рыбалка там – круглогодичное занятие.

Обычно добирался оттуда в Беларусь самолетом, но потом узнал, что некоторые ездят и на машинах. Вот однажды сам решил поехать из Лиды в Нарьян-Мар на «Туареге». Романтика! Но дорога такая, что даже отвлечься боялся. Как говорят, дороги нет, есть только направление. Лужи, грязь, и так по шестьсот километров в день как минимум, чтобы не заночевать в лесу. Обязательно нужно было брать с собой бензопилу – на случай, если упавшее дерево перегородит путь. Через Печору – на барже вместе с машиной.

«Важно, чтобы в родном месте был порядок»

– Вы там пробыли более десяти лет. Что удалось сделать в плане развития бокса?

– В 2005-м уехал из Лиды, в 2016-м вернулся. Для начала привлек к работе молодого местного парня, который помогал мне по многим вопросам. Все-таки одному было трудно охватить такой объем. Как мне показалось, трудились мы продуктивно: быстро пошли кандидаты в мастера спорта, потом и мастера спорта. Выигрывали с юношами первенство России, даже несмотря на то что в каждом весе было по двадцать претендентов на медали. Страна-то большая. Это у нас по пять-шесть боксеров в весовых категориях, а в некоторых еще меньше. Та обстановка мне нравилась, для тренера и лучшего места не найти. В душе готов был снова поехать в Нарьян-Мар, однако надо поберечь себя, да и поработать еще на благо Лиды.

– Знаю, что вы не только занялись возрождением местного бокса, но и решили навести порядок в родной деревне Черевки.

– Что-то глобальное я не сделаю: не миллионер. Пока что привел в порядок родительский дом. Кладбище огородил забором, улицу каменную откопал, все заросли повырезал. Деревня небольшая, всего-то пару домов осталось. Большинство людей использует их в качестве дач. Но мне нравится там работать – настоящая отдушина. Появится идея – может быть, еще что-то сделаю. Пока же самому нравится приезжать, да и гостям приятно. Все-таки это родное место, а для меня важно, чтобы там был порядок.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться