А навстречу – веселый гудок! О том, как журналист «Лідскай газеты» прокатилась с ветерком по узкоколейке

22 Сентября 2023 2579
Говорит ли вам о чем-нибудь число 750 миллиметров? Если нет, то из этой статьи вы узнаете много нового. Например, то, что когда-то Беларусь была самой «узкоколейной» страной в Европе, а 750 – это нестандартное расстояние между рельсами (на привычных железнодорожных путях ширина колеи почти вдвое больше). По мини–железной дороге обычно возят торф и лишь иногда туристов. Именно такой малыш тепловоз однажды увез меня с торфобрикетного завода “Дитва” в мир дикой природы, где вместе с другими путешественниками я прошла экспресс-курс по болотоведению, угостилась клюквой, собрала букет из пушицы и даже встретила лося. Впрочем, обо всем по порядку…

По своей колее

Подъезжая к торфобирккетному заводу “Дитва”, удивилась: у проходной припарковались туристический автобус и несколько десятков авто. Оказывается, на экскурсию по узкоколейке записались полсотни человек. Неожиданно! 

– Свершилась наша давняя мечта – объединить промышленный туризм с экологическим! – не может скрыть своего восхищения гид нашей экскурсии Артем Слизкий. Молодой человек, который уже много лет интересуется узкоколейками, решил выйти за рамки личного хобби и начал проводить увлекательные экскурсии для всех желающих. А весной он зарегистрировал частное историко-культурное учреждение по сохранению наследия узкоколейных железных дорог «Неизведанная узкоколейка». Столичный энтузиаст ищет старую технику, чтобы спасти ее от газового резака. Благодаря Артему и его единомышленникам уникальные экспонаты получили шанс на вторую жизнь в музее под открытым небом, который работает на базе ОАО “ТБЗ Дитва”. 

– Это наш совместный проект с торфодобывающим предприятием. У завода “Дитва” есть не только действующая узкоколейка, но и самый богатый в стране парк техники. Словом, это идеальное место для музея-заповедника, где можно увидеть оригинальные экспонаты в “естественной среде обитания”. 

Итак, наше путешествие началось с посещения единственного в Беларуси музея узкоколеек. Ценители раритетной техники увидели здесь хоппер-дозатор, путевой струг, стройремпоезд, крытый грузовой вагон для перевозки штучных грузов и даже вагон-столовую, который до сих пор доставляет горячие обеды работникам прямо на торфяные поля. 

Дальше экскурсия переместилась в музейную комнату, где хранятся более мелкие узкоколейные экспонаты. Чем семафор отличается от светофора, что такое электрожезловый аппарат и как выглядит рельсорезный станок?.. Кажется, Артем мог бы бесконечно рассказывать о том, к чему так тяготеет, но веселый гудок мини-тепловоза оповестил: пора переходить от теории к практике. Поехали!

Маленький вагон бежит, качается…

Путешественники равномерно распределились по двум миниатюрным пассажирским вагончикам. 

– Какое здесь все крошечное и старенькое! – умиляется кто-то по соседству

– И, как в детстве, пахнет машинным маслом. М-м-м-м…

– На этом поезде мы прокатимся до действующих торфоразработок, на полевой базе познакомимся с торфоуборочной техникой, затем совершим марш-бросок через болото и вернемся к нашему поезду с другой стороны, – вводит в курс дела “вожатый”. 

Пока ехали, Артем рассказывал про историю узкоколеек. Оказывается, всего в Беларуси их осталось около 20. Прокладывать такие мини-пути было легче, чем обычную железную дорогу, поэтому они появлялись там, где были нужны, и так же легко разбирались за ненадобностью. 

– Смотрите: лось! – вдруг крикнул кто-то из туристов, и все прилипли к окну вагона в надежде увидеть сохатого. 

Тем временем у нас первая остановка: нужно пропустить грузовой состав. И пока я пыталась придумать, как разминуться двум поездам на однопутной железной дороге, помощник машиниста вручную перевел стрелки и съехал в специальный карман. 

За очередным поворотом – безмятежная водная гладь. Поля, где когда-то велась добыча торфа, сейчас повторно затоплены естественным путем. Это низинные болота, и для их разработки используется искусственное водоотведение. Насосы отключили, дамбу разобрали, и вода вернулась на свое место. Теперь здесь можно наблюдать бакланов, белых и серых цапель, гоголей, лебедей…

Прибываем на конечную. Если бы хотели ехать дальше – рельсов больше нет. Вокруг глушь, не ловит мобильная связь, а запах полевых трав бодрит лучше, чем утренний кофе. Идем на торфяное поле. Обувь мгновенно становится черной от торфяной пыли. Недалеко от нас вихрями проносятся валкователи. Они формируют торфяные валки шириной в полметра и длиной во все поле. Эти горки равномерно, слой за слоем, со всего болота собирают большие оранжевые машины – торфоуборочные комбайны. “Черное золото” белорусских полей складывают в большие кучки, которые называют караванами. Торф доставляют по узкоколейке на завод “Дитва”, где изготавливают из него торфяные брикеты. 


Кладовая солнца

– Предупреждаю: это не праздная прогулка по экотропе! Сегодня вам придется промочить ноги, научиться пользоваться шестом и повстречать типичных обитателей болот. Если кто-то не готов к полному погружению в природу, лучше оставайтесь возле поезда – загорайте, фотографируйтесь. А все остальные – обувайте резиновые сапоги и за мной! – скомандовал молодой человек. 

Удивительно, но остаться возле поезда никто не пожелал. По дороге Артем рассказывал, как добывают торф, как подсчитать возраст болот и почему их называют легкими планеты. Вспомнили и про “кладовую солнца” – так Михаил Пришвин называл в своей повести болото. 

Какое-то время мы пробирались свозь заросли леса, пока не почувствовали, что идем словно по батуту. Вот оно – болото. Верховые, или олиготрофные, болота питаются атмосферными осадками. Здесь вырабатывается в разы больше кислорода, чем в наших сосновых лесах.

Каждый шаг приходилось делать максимально выверенным. Ноги периодически проваливались в мох и воду, поэтому лучшим помощником в пути оказался шест: им можно было прощупывать подозрительные кочки. На пути нам периодически попадалось пушица — растение с белым пушистым хохолком, которое хотелось прижать к щекам. 

А еще мы наткнулись на «чистяк» – так называют болото, где растет клюква. Все было усыпано красными ягодами – неописуемая красота! 

– Вкусненько и кисленько! – юная путешественница дегустирует клюкву прямо с ладошки своего отца. 

«Очень необычно! Это новое предложение в сфере белорусского туризма!»

Местное верховое болото оказалось совсем небольшим, поэтому, пройдя его насквозь, мы вышли к тупику узкоколейки, откуда мини-паровозик помчал нас снова в цивилизацию. Назад ехали без остановок. Кто-то из туристов расслабленно смотрел в окошко, переваривая впечатления, кто-то просматривал удачные кадры в фотоаппарате, а кто-то и вовсе задремал от усталости.

Внимательнее всматриваюсь в своих соседей по вагончику – почти все они приехали из Минска. “Интересно, в столице развлечения закончились или для жителей мегаполиса такое путешествие – экзотика?” – мысленно прикидываю я. Впрочем, зачем гадать? Можно ведь подойти и познакомиться.

– Не каждый офисный работник, мечтающий на время вырваться из рутины, просто так рванет на настоящее болото, а вот в составе экскурсионной группы – другое дело! Лично я именно такую поездку и хотела: чтобы пробираться по лесным зарослям, попасть в какое-нибудь приключение... Словом, выйти из зоны комфорта, – признается бизнесвумен Оксана. 

– И как, получилось? 

– Еще бы! Проветрила голову как в прямом, так и в переносном смысле! – смеется девушка.

И хотя путь не предполагал легкого маршрута, среди экскурсантов было много детей. Запомнилась семья из Минска, по виду которой читалось: к поездке тщательно готовились – бинокль, монокуляр, репелленты, удобная обувь, головные уборы и сухпаек. Восьмилетний Мартин признался, что больше всего ему понравилась переправа через болото, где он прыгал по кочкам, словно лягушка, а десятилетней Лизе пришлась по вкусу спелая и кислая клюква. 

– Мы любим активный отдых: велопрогулки, турпоходы, сплавы на байдарках… Путешествие по узкоколейке лишь дополнит наш семейный досуг этим летом, – делится со мной глава семейства. 

– Как-то из соцсетей узнал, что планируется такая необычная экскурсия. Записался на нее не раздумывая. Это новое предложение в сфере белорусского туризма, – с воодушевлением объясняет минчанин Дмитрий. 

Комби-тур понравился и мне. Все-таки совместить промышленный туризм с экологическим – прекрасная идея. К слову, за это лето по необычному маршруту прокатилось более четырехсот человек. Были среди них и иностранцы – гости из соседних стран, а также из Швейцарии и Израиля. И хотя сезон путешествий по узкоколейке подходит к концу, у Артема и его единомышленников все только начинается: за зиму нужно отреставрировать немецкий вагон-электростанцию 1948 года постройки, привести в порядок столовую на колесах, поработать над новыми маршрутами...  

– Чтобы в следующем году порадовать туристов очередной порцией впечатлений, – говорит Артем Слизкий. 

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться