Этично ли проверять телефон ребенка, читать сообщения и страницы в соцсетях?
«Моему сыну 13 лет, как и у всех современных детей, у него есть вайбер, ватсап, своя страничка в социальных сетях, от которой я знаю логин и пароль. Как вы считаете, нужно ли читать его переписку, чтобы знать о внутреннем мире ребенка, о друзьях, с которыми он общается, чтобы никуда не «влип», чтобы не попал в дурную компанию и т. д. Или это подло и ребенок должен иметь личное пространство?»
Дарья.
Татьяна Каральчук:
– Здесь нет однозначного ответа. С одной стороны, так делать нельзя, потому что это нарушение личного пространства, личных границ – поскольку мы говорим о ребенке как о формирующейся личности. Но есть ситуации, когда ребенок не вполне способен справиться со своим состоянием, особенно если речь идет о подростке.
Он не может попросить помощи прямо, но при этом хочет, чтобы родители как-то поняли, что ему плохо. Тогда он оставляет телефон на столе или «забывает» выключить компьютер. Если при этом вы замечали, что ребенок подавлен, напряжен или неестественно оживлен, думаю, меньшим злом будет посмотреть его переписку или аккаунт в соцсети и выяснить причину. Возможно, ему нужна экстренная помощь. Но это не должно становиться нормой, и стоит принести извинения за вторжение в личное пространство, объяснить, почему именно вы так поступили.
Проблема заключается еще и в том, что в использовании соцсетей ребенок всегда умнее родителей – если ему надо, он найдет способ скрыть то, что он хочет скрыть. Поэтому излишние попытки контроля лишь загонят ваши отношения в угол. Наверное, здесь важнее, чтобы у вас с ребенком были такие отношения, в которых ему хотелось бы обсуждать с вами свои впечатления и чувства.
Вы обязательно должны рассказать ребенку, какие угрозы могут подстерегать его, что в соцсетях нельзя дружить с незнакомцами, предупреждать о рисках, связанных с сообщением личных данных или согласием на встречу. В остальном воспринимать онлайн-увлечения, дружбу (и даже любовь!) надо так же, как происходящее с ребенком в реальной жизни: если вас что-то беспокоит – говорите об этом. Если вы не видите причин для беспокойства, не придумывайте их себе. Интересуйтесь увлечениями ребенка, попробуйте разделить их, если они представляют для вас интерес.