Среднее образование стало обязательным. Об основных изменениях Кодекса об образовании рассказала начальник управления образования Лидского райисполкома Ольга Тарасюк
В этом году Президент Республики Беларусь подписал Закон «Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании». Какие новшества в нем предусмотрены? За разъяснениями журналист «Лідскай газеты» обратился к начальнику управления образования Лидского райисполкома Ольге Тарасюк.
Система образования непрерывно развивается, необходимость новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании продиктована временем, – отмечает Ольга Зигмундовна. – В течение прошедшего года органы управления образования и педагогическая общественность имели возможность внести предложения к новой редакции данного документа, а также поучаствовать в его обсуждении. В настоящее время новая редакция Кодекса изучается. Деятельность управления и учреждений образования будет скорректирована в соответствии с новыми требованиями.
До сих пор обязательным в нашей стране являлось базовое образование. Новая редакция Кодекса Республики Беларусь об образовании содержит норму – обязательное среднее образование. Означает ли это, что каждый учащийся должен отсидеть за партой в школе 11 классов?
– Не только в школе. Новая редакция Кодекса действительно определяет общее среднее образование как обязательное. По факту – закрепляет сложившуюся практику. Получить общее среднее образование, как и ранее, можно, как обучаясь в 10-11 классах учреждений общего среднего образования, так и в учреждениях среднего специального и профессионально-технического образования. Взвешенный выбор остается за учащимися и их законными представителями.
Согласитесь, обязательное среднее образование стало требованием времени. Кроме повышения образовательных компетенций в целом, оно дает больше возможностей при определении личного трудового пути. И современное поколение это очень хорошо понимает.
По информации Министерства образования Республики Беларусь, две трети выпускников базовой школы продолжают обучение в учреждениях общего среднего образования, еще треть – в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. Для тех, кто по каким-то причинам не продолжил обучение в указанных учреждениях, предусмотрена возможность его получения через обучение в вечерних классах либо в порядке экстерната.
С 2023 года выпускники будут сдавать централизованный экзамен?
– Действительно, обновляется форма итоговой аттестации по завершении обучения на третьей ступени общего среднего образования. Выпускникам 11 класса предстоит централизованный экзамен – итоговое испытание в виде совмещенного выпускного экзамена и централизованного тестирования по одному из государственных языков и математике. Такая форма оптимизирует количество испытаний (итоговых и вступительных) для учащихся, завершающих обучение на третьей ступени общего среднего образования. К примеру, по белорусскому или русскому языку – выпускной экзамен в виде изложения, вступительный – в форме теста. Сдав централизованный экзамен, учащиеся получают отметку в аттестат об общем среднем образовании и сертификат для поступления в учреждение высшего образования.
Уже сегодня предварительно прорабатывается вопрос о пунктах проведения централизованного экзамена. К примеру, для нашего района – несколько (2-3 пункта). Но, как и ранее, подход к подготовке к экзамену должен оставаться серьезным и ответственным.
Новшества ожидаются в части приема в первые классы. Что изменится?
– Новой редакцией Кодекса удовлетворяются запросы граждан, которые хотели бы отдать своего ребенка в школу ранее установленного срока. В прежней редакции могли быть зачисленными в первый класс дети, кому на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть лет и более, по желанию родителей допускался прием в первый класс ребенка, которому 6 лет исполняется с 1 по 30 сентября. Новая редакция предусматривает возможность принимать в первый класс детей, которым шесть лет исполняется в текущем календарном году, то есть и тем, кто родился в октябре-декабре. Безусловно, выбор остается за родителями, и они должны понимать, готов ли ребенок к школе эмоционально, сформировалась ли у него мотивация к получению знаний и, конечно же, может ли ребенок соблюдать нормы поведения в обществе и устанавливать взаимоотношения с педагогами и одноклассниками.
Ольга Зигмундовна, каковы теперь условия приема в лицеи, гимназии?
– Здесь тоже есть изменения. Для поступления в лицей необходимо сдать два экзамена по предметам, которые учащийся хотел бы изучать на повышенном уровне. Изменение в следующем: чтобы старшеклассника зачислили в 10 класс лицея, он должен сдать каждый из вступительных экзаменов не менее чем на 6 баллов. Если учащийся хочет изучать на повышенном уровне в лицее, к примеру, математику, физику и так далее, то в свидетельстве об общем базовом образовании по данному предмету отметка должна быть не ниже 7 баллов.
Прием в гимназии будет осуществляться в соответствии с контрольными цифрами приема по конкурсу на основании результатов итоговой аттестации по учебным предметам, которые выбраны для изучения на повышенном уровне, и среднего балла аттестации в год приема. Вне конкурса при поступлении в гимназию зачисляются победители (дипломанты I, II, III степеней) заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.
Учебный год будет равен календарному? Так прописано в новой редакции Кодекса об образовании?
– Да, новой редакцией Кодекса об образовании расширены границы учебного года: не до 31 мая, как было ранее, а до 31 августа. Однако продолжительность учебного процесса не меняется. Все те же четыре учебные четверти, осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, имеет непрерывный характер, продолжается и в период летних каникул через организацию культурно-досуговой, трудовой деятельности, оздоровления.
В связи с тем что целевых направлений будут выдавать больше, конкурс при поступлении в вузы среди целевиков возрастет?
– Теоретически – да. Ранее организации и предприятия, которые претендовали на целевой набор, могли давать целевое направление только в случае, если находились на территориях с количеством жителей, к примеру, не более 20 тысяч. Сейчас территориальный принцип снят: даже работающие в Минске или областных центрах предприятия и организации могут направлять на обучение ребят, подразумевая их дальнейшее трудоустройство у себя.
В правилах приема тоже есть изменения на этот счет. Увеличивается процент целевого набора во время приема в учебное заведение. Скажем, в системе здравоохранения – до 80 процентов, в сельском хозяйстве – до 70 процентов.
В последнее время много говорится об инклюзивном образовании. Что предусмотрено Кодексом в этом направлении?
– Государственной политикой в сфере образования уделено серьезное внимание принципу инклюзии, обеспечивающей равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учетом разнообразия особых индивидуальных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Новой редакцией Кодекса предусмотрено создание классов совместного обучения и воспитания – классов, в которых дети с особенностями психофизического развития осваивают содержание образовательных программ общего среднего образования совместно с лицами, не имеющими таких особенностей. Конечно же, здесь очень важным будет являться формирование инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.
Знаю, что в нашем районе шаги в данном направлении делаются активно...
– Рядом учреждений образования в рамках волонтерской деятельности реализуются социальные культурно-досуговые проекты. Так, на базе районного центра экологии, туризма и краеведения работает инклюзивный экологический проект «ЭкоДом и дети в нем», в районном центре творчества детей и молодежи – инклюзивный театр «Теремок», который практически готов представить премьерную постановку. Имеется практика включения учащихся с ОПФР совместно с детьми, не имеющими особенностей здоровья, в работу объединений по интересам. Обеспечивается проведение недель инклюзивного образования, мероприятия которых позволяют лучше понять проблемы детей с особыми образовательными потребностями.
Ольга Зигмундовна, в Кодексе идет речь о новом виде дополнительного образования. Что это?
– Дополнительное образование одаренных детей и молодежи – вид дополнительного образования, направленный на выявление и развитие у учащихся способностей к научно-исследовательской и изобретательской деятельности. Учреждением дополнительного образования одаренных детей и молодежи является детский технопарк. К слову, двое учащихся из нашего района уже обучались в национальном технопарке.