Анна Хвойницкая: «Успешность в жизни начинается со школы»

06 Января 2018 2534

В рейтинге лучших школ Лидчины пятую позицию занимает средняя школа №11 г. Лиды. Она на слуху у лидчан и далеко за пределами региона благодаря своему участию и победам в олимпиадах, проектах и конкурсах различных направлений. К тому же это школа с давней, богатой историей, которая и сегодня работает как слаженный, живой механизм. А умело «дирижирует» им педагог, влюбленный в свое дело и настроенный только на положительный результат, – директор Анна ХВОЙНИЦКАЯ.

– Моя влюбленность в профессию начиналась в Шейбаковской школе благодаря моей первой учительнице Надежде Никитичне Ходунковой, – рассказывает Анна Александровна. – Она была для меня примером во всем. В 1 классе мы писали сочинение о том, кто кем хочет стать. И я написала: учителем. Когда мы уже были выпускниками, Надежда Никитична раздала нам эти сочинения – мой выбор не изменился. Все годы учебы в школе я чувствовала: это то, что я люблю. Поступила в Лидское педучилище, окончила его с отличием. Заочно училась в Гродненском государственном университете и параллельно работала в Гончарской средней школе. Вот уже 28 лет, как я в педагогике. И мне очень нравится моя профессия. Конечно, мне всегда хотелось быть учителем, просто учителем. Но жизнь сложилась по-другому. Хотя рвения к карьерному росту не было… Я работала в специальной общеобразовательной школе №2, и у меня была замечательная наставница – директор этой школы Таисия Владимировна Дубаревич. Ей понравилась моя работа как учителя, и она предложила мне занять должность заместителя директора по учебной работе. Я решила попробовать и отработала в этой должности четыре года. Конечно, я старалась, но… удовольствия от этой работы не получала. Я больше творческий человек. Когда Таисия Владимировна уходила на заслуженный отдых, начальник отдела образования Владимир Иванович Русак и начальник отдела кадров Тамара Ивановна Крипец решили доверить мне вторую школу. Помню наш разговор с Владимиром Ивановичем:

– Я, наверное, не справлюсь, ведь это целая школа!

– Но дома же ты справляешься. Значит, и здесь справишься!

И он был прав. Это то, что мне действительно понравилось, – организовать процесс и потом увидеть результат (положительный, конечно). Однако спустя некоторое время вторую школу закрыли, а мне предложили должность директора СШ №11.

– Это была уже другая ответственность? Одна из лучших школ города... Как встречала она вас?

– Признаюсь, я не боялась. Была уверена, что много знаю. Во второй школе у меня была хорошая подготовка. Конечно, я была в восторге от самой одиннадцатой школы! Это была одна из лучших школ в городе. Со своими традициями – интересными, глубокими. Среди педагогов было много таких, которые ее когда-то окончили и стали в ней работать. Меня приняли очень хорошо. Как-то спустя год секретарь Вера Алексеевна Астапчик (опытная сотрудница, много лет отдавшая школе) сказала: «Мы с ветеранами посовещались (а ветеранов в школе было и есть много, и все они активно общаются) и решили, что ты наша».

А потом был 50-летний юбилей школы... Он тоже сплотил меня с коллективом и ветеранским активом. Мы проводили акцию, посвященную ветеранам труда, и я встретилась с каждым из них. На видео записывались их воспоминания, и я из первых уст узнала всю историю школы. Вот так, постепенно и в то же время быстро, я влилась в коллектив, меня приняли. На сегодняшний день я очень довольна тем, что я здесь, потому что у работы есть результаты.

– Вам досталась школа с полувековой историей, а это в первую очередь необходимость укрепления материально-технической базы...

– Действительно, школу нужно было преобразовывать, перестраивать, изменять внешне. За девять лет (сколько я здесь работаю) мы заменили крышу, отремонтировали пищеблок, санузлы, коридоры, актовый зал… Именно с актового зала все начиналось. Когда я пришла сюда работать и увидела, что здесь такие талантливые дети, мне очень захотелось, чтобы у них был просторный, красивый зал. В школе еще много предстоит сделать. Но уже меньше...

Изображение 160

– Расскажите о коллективе педагогов, который работает вместе с вами.

– Команда очень хорошая. Хотя она потихоньку меняется, и на это есть разные причины: кто-то уходит в декретный отпуск, кто-то переезжает, а кто-то просто понимает, что здесь нельзя отсидеться – нужно двигаться вперед, работать над собой. Мне очень нравятся те, кто все время к чему-то стремится. Наверное, это самое важное – когда человек развивается, идет в ногу со временем. Тогда и детям мы интересны, они берут с нас пример.

– Средняя школа №11 напоминает многофункциональный живой механизм. Назовите важные направления ее деятельности.

– На первом месте – работа с одаренными учащимися, надо увидеть талант и развить его. На втором – внеклассная работа, шестой школьный день. Следующее направление – это энергосбережение. Увлекаясь этим, мы одержали победу в областном конкурсе и смогли заменить в школе 28 окон. Еще один вектор работы – творческая копилка наших педагогов. Некоторые из них являются руководителями районных методических объединений. Наша школа – единственная в Лидском районе и одна из немногих в области, где создан музей воинов-афганцев, который активно пополняется экспонатами и, самое главное, востребован посетителями.

– Как удается управлять, «дирижировать» этим механизмом, «оркестром»? Какие золотые правила позволяют вам делать его работу слаженной, эффективной, успешной?

– Есть золотые правила, правда, не мои, а Дейла Карнеги, которые очень близки и импонируют мне. «Начинать с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника. Обращать внимание людей на их ошибки не прямо, а косвенно. Прежде чем критиковать другого, подумать о собственных ошибках. Задавать вопросы вместо того, чтобы приказывать. Давать человеку возможность спасти свое лицо. Выражать одобрение по поводу малейшей неудачи, поощрять каждый успех. Быть искренним в своей оценке. Создать человеку хорошую репутацию, которую он будет стараться оправдать (это, по-моему, самое важное). И чаще прибегать к одобрению, делать так, чтобы ошибка казалась легко исправимой. Стараться, чтобы людям было приятно делать то, что вы им предлагаете…» Главное, что в моей практике помогает, – хорошие человеческие отношения. Когда ты сделаешь что-то хорошее человеку, он не может сделать в ответ тебе плохое. Это мой основной принцип – откликнуться на чью-то просьбу первой. Люди в коллективе видят хорошее отношение к себе и хотят просто отблагодарить за это. Поэтому у нас все делается легко… Кстати, закрепилось это правило тогда, когда мы своими руками делали ремонт школы. Приходили дети, учителя, родители и помогали демонтировать полы, подносить строительные материалы, убирать мусор – мы делали ремонт всем миром. Да и недавно, на осенних каникулах, мы меняли окна – достаточно было просто попросить о помощи, и работа организовывалась. Никто не сказал «нет», все понимали, что это делается для каждого из нас. Мы как большая семья.

– С чего начинается и как проходит ваш рабочий день?

– Обычно он начинается в 8.30 утра. Сегодня, как и почти всегда, первым у ворот школы меня встречал… дворник. «Территория в порядке, все хорошо, – сдал он объект. – Проверять не нужно». Впрочем, иногда я и проверю: пройдусь по территории, посмотрю. А в школе первым делом направляюсь в пищеблок – посмотреть, все ли хорошо, как организовано питание. Спустя короткое время уже звенит звонок на перерыв… На перерывах самое любимое мое дело – «идти в народ». Общаясь с детьми, все узнаю: тепло ли, светло, где, что, как... В школе обязательно должно быть тепло, сытно, уютно и по-доброму.

Мой план работы расписан по часам и даже минутам. Конечно, план стопроцентно не выполняется, ведь планирование – одно, а специфика – другое. Для решения возникших вопросов ко мне приходят педагоги, учащиеся, родители... Проводятся открытые уроки, которые нужно посетить. Решаются финансово-хозяйственные дела. И все равно планированию мы уделяем большое внимание. Недаром же мы пишем планы на год, еженедельно проводим планерки – прописываем все, что должен сделать коллектив, ставим задачи, анализируем. Планирование, я считаю, это путь к успеху.

Хотя, повторюсь, ни один план не выдерживает испытания тем, чем наполнена ежедневная школьная жизнь. Рабочий день ограничен, но в мыслях о школьных делах я порой круглые сутки. Зачастую на то или иное дело нет денег, сил. Думаешь, как, к кому обратиться... Пользуясь случаем, я хотела бы отметить наших партнеров: «Лидапищеконцентраты», Лидскую мебельную фабрику, стройтрест №19, Белагропромбанк, – без постоянной помощи которых школа многого не смогла бы сделать.

– Анна Александровна, вы являетесь депутатом районного Совета депутатов. Какие вопросы приходится решать?

– Глава Центризбиркома Лидия Ермошина как-то отметила, что депутат – это не тот, к кому должны все время обращаться и кто должен решать чьи-то вопросы, а тот, кого выбрали для того, чтобы он был представителем местной власти либо другого уровня и, как представитель, участвовал в решении вопросов, возникающих в том или ином округе. Получая материалы очередной сессии районного Совета, я их изучаю, пишу себе краткие тезисы и стараюсь быть в курсе дел. Что касается обращений, то их немного. Потому что мои избиратели – это родители, бабушки, дедушки наших учащихся, люди, которые приходят на родительские собрания, видят, что делается, и понимают, что моя миссия – создать условия для того, чтобы дети от учебы получали не только положительные результаты, но и удовлетворение. В моей практике имели место обращения по поводу благоустройства дворовой территории, перекрытия проезжей части, оформления пенсии по инвалидности… В решении некоторых проблем обращаюсь к члену Совета Республики, председателю районного Совета депутатов Инессе Геннадьевне Белуш, делаю депутатские запросы в соответствующие организации. Многие вопросы (оказания помощи, шефства над пожилыми людьми, ветеранами труда, проживающими в микрорайоне) мне решать легко, поскольку в школе создан волонтерский отряд «Забота», налажено тесное сотрудничество с Красным Крестом.

– Когда дети берут с вас пример и выбирают профессию педагога, какое напутствие им даете?

– Я всегда приветствую и поддерживаю выбор выпускниками профессии педагога. Рассказываю, каким образом молодой человек может стать успешным руководителем, начиная свою деятельность с профессии учителя. И это совсем нетрудно. Нужно просто работать. Тот, кто уже умеет, как ученик, работать, и в жизни добьется успеха. Если ребенок в школе приучен трудиться, он и в дальнейшей жизни будет нацелен на успех. Для меня это один из важных критериев. Я всегда спрашиваю: «Как вы учились в школе?» В основном это люди, уже «заточенные» на успех. Они умеют его добиваться. Хотя это не значит, что те, кто в школе учился хуже, ленился, не получат профессию… Мы встречаемся с ребятами, которые поступили в профессионально-технические лицеи, и радуемся тому, что они нас помнят. Вдвойне радостно, когда бывший выпускник приходит в школу что-то сделать, помочь. Я ему говорю: «Без тебя я никак не могу этого сделать». И он счастлив мне помочь. Это счастье учительства: через десять, а то и двадцать лет увидеть результат своего труда.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться