Сергей Бугасов: «Музыка приходит, когда я влюбляюсь в стих»

25 Февраля 2016 4583

28 января в Минске, в Белорусской государственной филармонии, прошел концерт хоровой музыки, состоящий из произведений лидского композитора, преподавателя государственного музыкального колледжа Сергея Ивановича Бугасова. Это – значимое событие не только для самого композитора, но и для всей Лидчины. Десять лет назад Сергей Бугасов стал первым лидчанином (и единственным), который был принят в Белорусский союз композиторов. Он носит почетное звание «Гордость Лидчины». Поэтому неслучайно в Год культуры редакция «Лідскай газеты» пригласила Сергея Ивановича для интервью традиционной рубрики «Особенности частной жизни, или 25 вопросов о личном».

1. Сергей Иванович, расскажите подробнее о вашем творческом вечере «Душе моя…»

– Концерт проходил на сцене малого зала филармонии. Произведения исполнял заслуженный коллектив Республики Беларусь, государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы. Ее художественный руководитель и главный дирижер – народная артистка Республики Беларусь Людмила Ефимова. В концерте приняли участие хормейстеры этого заслуженного коллектива. Павел Сопот провел программу из произведений православной тематики. Они написаны на тексты православных молитв и лирику таких известных поэтов, как Константин Романов (племянник русского царя), Александр Блок, Николай Серебряков. Дмитрий Хлявич дирижировал исполнением произведений светского характера на стихи Татьяны Мушинской, Леонида Прончака, Сергея Есенина и других поэтов. Состоявшийся концерт можно назвать вечером премьер, поскольку из шестнадцати моих произведений десять были новыми и до этого не исполнялись.

Пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо администрации Лидского музыкального колледжа, отделу идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома за оказанную помощь и поддержку моего творчества.

2. Как появилась идея провести концерт заслуженного коллектива Республики Беларусь, государственной хоровой капеллы им. Г. Ширмы, на произведениях композитора из Лиды Сергея Бугасова?

– В моей жизни большое значение имеет случай. Встретил нашу землячку, бывшую выпускницу музыкального колледжа Ирину Гадаеву, которая сейчас работает в капелле Г. Ширмы. Разговорились. Показал ей свои произведения. Она, в свою очередь, предложила показать их руководству капеллы для возможного использования. Согласился, но сомневался, ведь коллектив придерживается другого стиля исполнения. Однако – оценили, и, как говорится, завертелось…

3. Философия трактует, что случайность есть объективная закономерность. И поэтому мероприятие столь высокого уровня можно считать оценкой вашего таланта и трудолюбия. И, кстати, ведь такая оценка не первая?

– Важной оценкой своего труда считаю то, что в 2006 году я был принят в Белорусский союз композиторов. Своеобразным доверием, стимулом в творчестве всегда считал для себя и то, что Виктор Владимирович Ровдо, профессор, народный артист СССР, который в свое время заведовал кафедрой хорового дирижирования Академии музыки и являлся руководителем заслуженного хора Белтелерадиокомпании, еще до принятия меня в Союз композиторов записал с коллективом семь моих произведений. Записи сочинений сейчас хранятся в музыкальном фонде. Своеобразным мерилом творчества для себя считаю и три моих авторских вечера, которые состоялись в Лиде и при непосредственном участии лидских коллективов. Но, наверное, самую высокую оценку дают зрители, которые присутствуют на моих концертах, творческих вечерах. Ведь композитор, да и любой творческий человек работает в первую очередь для зрителя, слушателя, читателя.

4. Удача, что такой творческий человек, как Сергей Бугасов, некогда был направлен работать именно в Лидское музыкальное училище. Как это произошло?

– Я окончил Ворошиловградское музыкальное училище, отделение хорового дирижирования, затем, в 1976 году, Донецкий государственный музыкально-педагогический институт с отличием. Предлагали возглавить комсомольскую организацию института. Ведь я, как отличник и комсомольский активист, во время учебы был удостоен чести сфотографироваться около Знамени Победы в Москве в составе делегации Донецкой области. Однако я тяготел к исполнительству, преподавательской деятельности. Кроме того, была ответственность перед семьей: на то время не только женился на одногруппнице, но и имел трехлетнюю дочку. Поэтому перед вузовским распределением написал около сотни писем в разные музыкальные учебные заведения тогда еще Советского Союза с вопросом: нужны ли им молодые специалисты? Полтора десятка писем пришло мне с положительным ответом. Мы с женой выбрали Лиду. Честно скажу, руководствовались чисто житейскими интересами. Тогда было хорошо налажено авиасообщение Донецк – Вильнюс. Кроме того, в этом городе жила тетя моей супруги. Ну а до Лиды от Вильнюса рукой подать. В Лидском музыкальном училище нас буквально обаял директор Кириленко, как внешним видом, так и размахом своих планов.

018

Минск, филармония. После концерта, 28 января, с преподавателями Лидского музыкального колледжа.

Первый год я работал преподавателем и вел группу как клас-сный руководитель, а затем, в 1977 году, был назначен заместителем директора по учебной работе и проработал на этой должности 17 лет. Одновременно я преподавал хоровое дирижирование. Не без гордости скажу, что признавался лучшим завучем республики и по рекомендации Министерства культуры Беларуси изучал передовой опыт музыкального образования г. Одессы, Луганска и Винницы.

5. Насколько я знаю, кроме работы в училище, вас, как хоровика, приглашали вести самодеятельные хоровые коллективы предприятий.

– По приезде в Лиду встал вопрос с обеспечением жильем. Пообещали предоставить блок в общежитии завода «Оптик», если подниму на предприятии самодеятельность. Через полтора года самодеятельный хоровой коллектив завода был признан лучшим в городе. Правда, продолжения не последовало. С должностью завуча у меня возникла необходимость больше времени отдавать основной работе. Да и жилищный вопрос решился – наша семья получила квартиру. Однако через несколько лет тогдашний заведующий отделом культуры райисполкома Николай Антонович Гребень буквально упросил меня поехать познакомиться с участниками хора Первомайского Дома культуры. Познакомился – и проработал с «Журавінкай» двадцать лет.

6. А у вас чувство музыки откуда? Передалось по наследству?

– Думаю, что да. Я родился на Украине, в шахтерском поселке города Енакиево Донецкой области. А вот мама была родом с Кубани, в их большой семье Вериховых, кубанских казаков, практически все имели музыкальные таланты. Так что оттуда музыкальное наследие получили и мы с сестрой. Мама часто мне говорила: «Сережа, какая музыка звучит у меня в голове! Вот бы знала я ноты да сумела ее записать!» В то послевоенное время, я считаю, мама совершила подвиг: залезла в долги и купила для нас, своих детей, пианино. У нее было огромное желание видеть нас музыкантами. Признаюсь, будучи мальчишкой, я думал посвятить себя спорту, ведь занимался боксом и даже стал чемпионом города. Но мама ненавязчиво сумела переубедить меня и направить на жизненную дорогу, связанную с музыкой. Также я благодарен своим преподавателям Луганского музыкального училища Алле Михайловне Ливентуб, Донецкого государственного музыкально-педагогического института Петру Даниловичу Горохову, Юрию Алексеевичу Филатову. Они способствовали тому, чтобы я рос дальше нравственно, культурно и профессионально.

7. Что вы стараетесь привить своим ученикам помимо профессиональных навыков?

– Веру в себя как личность, ответственность за работу, преданность избранной профессии, честность, отзывчивость, доброту и работоспособность. Ведь если, помимо природных данных, у человека имеется трудолюбие, он достигает значимых высот. Если человек талантлив от природы, но ленив или не научен трудиться, он не добьется результатов. В прошлом году моя ученица Гражина Пуйдак окончила музыкальный колледж с красным дипломом и поступила в институт культуры, где также учится на отлично. У нее было большое желание получить музыкальное образование, и она для этого усердно трудилась.

8. Откуда у вас возникло желание заняться композиторской деятельностью?

– Свое первое произведение написал довольно поздно, в сорок пять лет. В это время Бог послал мне испытание в виде болезни, я перенес операцию. И, думаю, не случайно в основу моего произведения легла религиозная тематика. Когда обратился к тексту псалма 66 Библии – родилась музыка! Затем начал писать хоры на православные тексты. Обратился и к светской тематике. Сейчас у меня более ста оригинальных произведений различной степени сложности для различных составов хоровых коллективов детских, женских, смешанных.

9. И эти произведения собраны в сборники.

– Да. Выпущены три моих авторских хоровых сборника: «Сонца на Купалу», «Душе моя…» и «Христославы». Ряд произведений издан в республиканской учебно-методической литературе.

bg

С народным артистом СССР, профессором В. Ровдо.

10. Расскажите о процессе написания: вот вы садитесь – и… приходит музыка.

– Нет, не так. Если я нахожу стих, который соответствует моему желанию, я влюбляюсь в него, то он не отпускает меня, пока в голове все не сложится до последней точки. Хотя Петр Чайковский говорил: «Не ждите его величество вдохновение, работайте».

11. Говорят, что талантливый человек талантлив во многом. Я знаю, вы смогли раскрыть свою индивидуальность не только в музыке.

– Пробовал себя в журналистике. Сотрудничал с частными изданиями. Писал статьи на самые разные темы. Есть у меня и стихи собственного сочинения, но они сугубо личные и на философские темы.

Но есть у меня и нетворческое увлечение – люблю копаться в земле и собирать урожай.

12. Так вы что, заядлый дачник?

– Еще какой! Дача в Гончарах – моя отдушина. Еду туда с удовольствием. Вотчина супруги – это заготовки на кухне, выращивание цветов и общее руководство. А всю основную физическую работу на даче беру на себя. Ведь я же трудоголик! У родителей в Енакиево всегда были замечательные сад, огород. Поэтому и я, приехав в Лиду, стремился заиметь дачный участок. Дом на нем построил сам: пригодился опыт работы в студенческих строительных отрядах. Тем более за работу в студенческих отрядах я был награжден медалью «За трудовое отличие».

13. Теперь – подробнее о своей семье: жене, детях. Кто из них связал свою жизнь с музыкой?

– Я счастливый муж, отец, дедушка. Как я уже говорил, в Лиду мы приехали вместе с супругой. С того времени моя Татьяна Алексеевна работает в музыкальном колледже.

Дочь Алена окончила музыкальное училище по двум отделениям как пианистка и хоровик, затем – консерваторию. Работает в Минске, в музыкальном театре. Сын Дмитрий хоть имеет музыкальные способности, но пошел учиться в Лидский техникум. После его окончания получил высшее образование и профессию, далекую от музыки. У меня есть и двое замечательных внуков.

14. Вы лидер в своей семье?

– Это было когда-то. Сейчас в этом вопросе у нас с женой нет четкого разделения. И даже скорее я отдаю супруге лавры первенства. Скажу честно, после того как стал заниматься композиторской деятельностью, петь с женой в церковном хоре, я во многом переосмыслил свое отношение к действительности.

12 066

С внуками Натальей и Артемием и супругой Татьяной Алексеевной.

15. Чувствуете ли вы красоту природы?

– Безусловно. Это еще одна причина, почему я увлекаюсь дачей. Вы знаете, когда моя мама впервые приехала в Беларусь, она восхитилась: «Сынок, это же рай! Сколько зелени! А какой воздух!» Очень нравилась белорусская земля и папе. Кстати, он воевал во время Великой Отечественной в Беларуси, здесь был ранен. Отец мне много рассказывал о войне.

16. Значит, война прошла и по вашим родным? Наверное, поэтому так проникновенно звучат ваши произведения военной тематики?

– У меня есть произведение так называемой крупной формы на стихи Анатолия Вертинского «Рэквіем па кожным чацвёртым». Первым его записал Виктор Ровдо с хором Белтелерадиокомпании.

В программе концерта, который состоялся 28 января в Белгосфилармонии, звучало произведение на стихи Леонида Прончака «Белыя бярозы». Музыка буквально в один миг выплеснулась из меня, ибо текст задел за живое. Автор стихотворения ассоциирует белые березы с погибшими на войне. «Белыя бярозы Беларусі – памяць аб загінуўшых сынах…»

17. Белорусский язык вам не родной, вы не учили его в школе. Но по музыкальным произведениям ощущается, что вы его чувствуете.

– Это так. Разговаривать на белорусском языке я не могу. Но вот белорусскую поэзию не только понимаю, но и люблю. Обращаюсь к творчеству Купалы, Коласа, Граховского, Бородулина, Богдановича, Гилевича, Вербы… К слову, поскольку владею украинским языком, у меня даже сразу, по приезде в Беларусь, не возникло проблем с пониманием белорусского языка.

18. А называют вас каким композитором?

– Белорусским. Таковым себя и считаю, хотя и украинец по национальности.

19. Насколько я знаю, вы стояли у истоков создания на Лидчине общественного объединения украинцев «Трембита».

– Честно скажу, это была не моя идея. Ее мне предложила реализовать специалист идеологического отдела райисполкома, которая курировала вопросы религий и национальностей. Она даже предоставила фамилии украинцев, кто когда-то обращался в отдел и хочет заниматься общественной работой. Я начал обзванивать их и не только. Создали объединение «Трембита», которое вошло в Минское общественное объединение «Ватра». После этого я стал заниматься созданием украинского музыкального коллектива, а председателем общественного объединения был избран Александр Литвиненко.

20. Иногда вас можно видеть в жюри конкурсов.

– Являюсь членом оргкомитета и жюри вокально-хорового фестиваля «Слава в вышних Богу» Новогрудско-Лидской епархии (с прошлого года у нас Лидская и Сморгонская епархия).

21. Вы готовы откликнуться на чужую радость?

– Если бы я не ценил людей, не радовался их успехам, не появилось бы в различных изданиях более двухсот моих заметок, четверть из которых о моих талантливых коллегах, музыкантах. Я писал о Елене Сечко, Алле Догилевой, Ларисе Руто, Людмиле Пясецкой, Галине Пушкиной, Александре Потапейко, Константине Степанове, Аркадии Двилянском, Нине Сушко и других.

Однако все же я хочу сказать, что при всей отзывчивости, дружелюбии у меня непростой характер.

22. И в чем вы видите сложность своего характера?

– Я вспыльчив, эмоционален. Не умею врать, режу правду-матку в глаза. Мне близка позиция Фаины Раневской: «Не можешь сказать в глаза – не гавкай за спиной». Иду на компромиссы, если уверен, что потом за это решение не буду краснеть. И этим я, конечно, человек неудобный. (Правда, когда понимаю, что не прав в суждениях, прошу прощения.) Есть у меня и другие грехи, которые осознаю и прошу у Господа их простить.

23. В вашей жизни было много значимых событий. Какие из них считаете самыми важными?

– Они есть в разных аспектах и направлениях. Это само рождение, поступление в музыкальные учебные заведения, приезд в Лиду. Это рождение детей, их рост, возмужание, становление как личностей. Это и возможность заниматься творчеством. А вообще, самое важное событие – это сама жизнь.

24. Сергей Иванович, я знаю вас очень давно. Мне кажется, вы даже внешне мало изменились. И ваша энергия на протяжении нескольких десятилетий остается такой же. На какой возраст себя ощущаете?

– В Библии сказано примерно так: странность бытия в том, что стареет человек физически, а душа остается молодой. И в этом не может быть сомнения. Подтвердят многие. Что касается меня, то я действительно по внутреннему ощущению чувствую себя на лет тридцать-тридцать пять.

25. Какие планы у вас на будущее?

– Жизнь покажет.

MFL 9605

Поиск вдохновения.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться