Командир 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы ответил на 25 вопросов о личном

15 Января 2016 7461

О таких, как командир 116-й гвардейской штурмовой авиационной базы гвардии полковник Андрей Сергеевич Рачков, говорят: настоящий профессионал, патриот. Вся его жизнь связана с авиацией. Заслуги отмечены рядом наград: медалью «За безупречную службу» 3-й и 2-й степеней, наградами Российской Федерации – орденом Дружбы, медалью «За укрепление боевого содружества». Полковник Рачков имеет нагрудный знак высшей категории «Военный летчик-снайпер».

Редакция «Лідскай газеты» благодарна Андрею Сергеевичу за то, что он не отказал в просьбе стать гостем рубрики «Особенности частной жизни, или 25 вопросов о личном».

1. Расскажите об основных вехах своей биографии.

– Родился я в 1973 году в семье военного в городе Орел Российской Федерации. А вот рос в разных гарнизонах Беларуси и России, в которых служил отец. В выпускном классе школы я учился в Гомеле. Оттуда поступил в Черниговское высшее авиационное училище летчиков, но с перестройкой училище сменило статус, его объединили с Харьковским, так что в 1996 году я уже заканчивал Харьковский институт летчиков Военно-Воздушных Сил. Из возможностей остаться в Украине, быть направленным в Россию или Беларусь выбор сделал в пользу Беларуси. Был направлен в распоряжение командующего Военно-Воздушными Силами республики. Распределился в Лиду. Признаюсь честно, на тот момент желал попасть служить не сюда, а в Березу. Для этого имелось несколько причин: хотел летать на истребителе МиГ-29; в Березе в свое время начинал карьеру военного мой отец; этот город был мне знаком с детских лет – некоторое время наша семья жила там. Но вскоре Лида стала родной, да и штурмовик Су-25, на котором стал летать, полюбил.

2. Какие ступеньки по служебной лестнице вы прошли в Лидской авиабазе?

– Летчик, старший летчик, командир звена. Затем, в 2008 году, поступил в российское учебное заведение, в Военно-воздушную академию имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Через два года, после окончания ее с отличием, опять вернулся в Лиду. Был назначен на должность начальника отделения боевой подготовки. Затем служил командиром эскадрильи, заместителем командира по летной подготовке, заместителем командира части. После ряда согласований моей кандидатуры Военным Советом, Коллегией Министерства обороны Республики Беларусь возглавил авиабазу.

3. После того как вы получили эту должность, расширился ли круг вашей компетенции?

– Расширился значительно, ведь командир отвечает буквально за все: от организации полетов, поддержания в надлежащем состоянии аэродрома и полигона до обеспечения питания в столовой. Не буду кривить душой: первые полгода было очень тяжело. К тому же мое назначение пришлось на празднование аэродромом юбилейной даты – 100-летия со дня образования. Но вскоре все вошло в свою колею.

4. В каком возрасте у вас возникло желание посвятить себя авиации?

– Я военный в третьем поколении. Желание продолжить династию, пойти по стопам отца и стать летчиком было у меня, сколько себя помню. Другого варианта профессии никогда не рассматривал. Поскольку жили в гарнизонах, нравилось вместе с пацанами бегать смотреть на полеты.

r4

5. Опираясь на свой пример, скажите: воспитание в семье военного летчика отличается от воспитания в обычной семье?

– Думаю, отличается. Отца в будние дни допоздна не было дома, находился на полетах. Зато в выходные с дневником приходилось держать перед ним отчет за прожитую неделю. Да и безобразничать было непозволительно. Гарнизон маленький, все друг друга знают, о шалости (а ведь пацаны есть пацаны) быстро становилось известно. Так что бывали случаи, когда снималась отцовская портупея…

6. Уверена, что отец одобрил желание сына стать летчиком. Какой багаж наставлений дал он вам в самостоятельную жизненную дорогу?

– Отец всегда говорил мне: «Береги честь смолоду». Когда я начал осваивать профессию летчика, совет был такой: «Осторожность не трусость, безумство не героизм». Я стал подниматься по служебной лестнице – отец советовал: «Показывай личный пример. В отношении с подчиненными руководствуйся правилом: «Делай как я». Помню, когда я получил звание лейтенанта, отец снял с кителя свой значок «Летчик 1 класса» и отдал мне: «Возьми и к этому стремись». Этот значок лежит у меня и сейчас на видном месте. К сожалению, в 2002 году отец умер. И пообщаться с ним, получить какие- то наставления теперь нет возможности. Но вся его жизнь – жизнь порядочного человека, грамотного офицера – служила и по-прежнему служит для меня примером.

7. Вспомните свой первый полет, ощущения в небе за штурвалом самолета.

– Понравилось. Впервые поднял самолет в небо в 1993 году с аэродрома города Конотопа Сумской области, будучи курсантом, во время учебных полетов. Что такое небо и подъемы вертолета, я знал до этого: с парашютом совершил больше ста прыжков. Но когда сел в кабину самолета, ощущение появилось другое: ведь теперь, во-первых, все зависит только от тебя, во-вторых, скорость у самолета совсем другая, чем у вертолета. Мелькнула мысль: «Получится или нет?» Но все получилось, выполнил задачу одним из первых на курсе. Когда приземлился, снова захотелось оказаться в небе.

r1

8. Что дала вам учеба в военном авиационном училище летчиков?

– Профессию. Годы учебы были сродни срочной службе в армии. Те же форма одежды, довольствие по питанию, наряды, жизнь в казарме. (Кстати, жили мы в те перестроечные годы значительно скромнее, чем живут нынешние солдаты.) И через все это надо было пройти, чтобы реализовать свое главное желание – летать. На курс нас поступало 125 человек, выпускалось 47. Многих списали по неуспеваемости, отставании в летной практике, некоторые сами ушли, остались те, кто поистине был верен профессии.Кстати, именно верность профессии помогает сейчас летному составу, техникам-специалистам авиабазы решать главную нашу задачу – защищать Родину.

9. Как бы вы охарактеризовали личный состав авиабазы?

– В авиабазе служат образованные, грамотные, исполнительные офицеры, которые понимают поставленные задачи с полуслова и четко по своим направлениям выполняют их. Общая заслуга в том, что по итогам прошлого года наша авиабаза признана лучшей среди авиационных частей белорусской армии. Также два года подряд офицерское собрание нашей авиационной базы занимало первое место среди воинских частей Вооруженных Сил Республики Беларусь.

10. Сколько часов вы провели в небе?

– Более 1300 часов. Для дальней авиации, возможно, это не такая и большая цифра, но надо учесть, что у нас полет в среднем длится 30-35 минут. За это время нужно взлететь, выполнить поставленную задачу, вернуться обратно на базу.

11. Поднимали ли в небо учебно-боевые самолеты Як-130, которые поступили на вооружение в авиабазу?

– Четверо наших летчиков прошли в России теоретическую и летную подготовку и сейчас успешно летают на этих самолетах и обучают остальной личный состав авиационной эскадрильи. У меня же из-за занятости пройти такую учебную программу не получилось. Постигаю самостоятельно инструкцию и планирую уже в текущем месяце поднять в небо Як-130.

12. Насколько я знаю, летчики авиабазы показывали высший пилотаж, приземляясь на участки трассы. Вы были среди них?

– В позапрошлом и текущем году работал как инструктор. Мы выполнили несколько визуальных заходов до минимальной высоты над дорогой для отработки глиссады снижения с последующей посадкой. При посадке на дорогу проверяются мастерство и опытность летчика, поскольку приходится работать визуально.

r2

Перед выполнением поставленной задачи.

13. Наверное, такая точность называется «точность до миллиметра»?

– Конечно, сесть на дорогу – это сложная задача, но не основная. Главное – работа по наземным объектам, поддержка сухопутной составляющей, поэтому самым четким «миллиметровщиком» можно назвать того, у кого на авиационном полигоне каждый снаряд и каждая бомба попадают в цель. Приятно, когда в ходе важных учений (я тоже водил звено на полигон) мы разбиваем все мишени, скажем так, в щепки.

Три года подряд мне довелось водить группу самолетной авиации на параде. Когда за тобой идет строй крылатых машин, необходимо придерживаться четкого расчета – секунда в секунду – и четкой линии пути. Я благодарен за слаженность действий своему штурману – гвардии подполковнику Ярошуку Алексею Александровичу.

Не раз доводилось и крутить групповой пилотаж (мне это делать нравится) в ходе показательных выступлений перед зрителями. Понимаю, что навыки летного мастерства важно передать молодежи, подготовить смену.

14. Хотелось бы услышать ответ на следующий вопрос: вам не кажется, что у молодого пополнения, как в целом в наше время у нынешней молодежи, несколько утрачено чувство патриотизма по сравнению с советским временем?

– Это в корне не так. Многие молодые летчики идут по стопам своих отцов, они воспитывались в таких семьях, где авиационные традиции, авиационные законы свято чтутся и приумножаются. И еще, о чем я говорил в начале, – случайные люди в авиации не останутся. Зарплата не остановит. Для того чтобы работать и выполнять поставленную задачу в любое время, в любые погодные условия, нужно иметь особый внутренний стержень.

15. Давайте коснемся теперь другой стороны, так сказать, вашего тыла. Расскажите о своей семье.

– Женился не очень давно. Жену привез в Лиду из Чернигова (мы были с ней знакомы еще со времени моей учебы в Черниговском училище). Сейчас супруга работает в нашей авиабазе.

r3

Супруги Рачковы.

16. Живете в доме или квартире? Имеете машину?

– Машину и гараж имею. Живу же в однокомнатной квартире в офицерских Досах в Северном городке. Если раньше, в период холостяцкой жизни, жилищному вопросу уделял мало внимания, то с созданием семьи возникла необходимость в квартире побольше. Планирую улучшить свои жилищные условия.

17. Вы человек занятой. Но когда появляется свободное время, чему его посвящаете?

– Свободного времени сейчас действительно мало, но случается. Тогда в выходной день выбираемся с женой в город. А еще я люблю рыбалку. Есть излюбленное место на торфоразработках вблизи Евсеевич. Самым большим рыбацким счастьем, которое здесь привалило, была щука весом более пяти килограммов.

18. Какую работу умеете делать по дому?

– Как всякий мужчина, все: обои поклеить, лампочку заменить, электропроводку починить, кран поменять и другое.

19. Готовить умеете?

– Умею, и делаю это неплохо, научился в холостяцкую бытность. Могу приготовить борщ, плов и пожарить картошку.

20. Как укрепляете свою физическую форму?

– У нас есть хороший спортзал и тренажерный зал, в нем занимаются все желающие. Я не исключение.

21. Любимый фильм, книга об авиаторах?

– Из любимых книг – книга заслуженного летчика-испытателя Горнаева «Проверено на себе». Она очень содержательная и поучительная для любого летчика. А любимый фильм – легендарный «В бой идут одни старики». Пересматривать его могу бесконечно. Жалко, что сейчас кинематограф мало уделяет внимания профессии авиатора.

22. Были ли у вас случаи, когда вы были безгранично счастливы? И как воспринимаете критические ситуации?

– Наверное, больше всего положительных эмоций испытал, когда надел офицерские погоны. Вообще, я считаю, что надо радоваться каждому дню, находить в жизни позитивные моменты. А как воспринимаю критические ситуации? Как-то прочитал шутливое выражение: «Я всегда быстро нахожу решение по выходу из трудных ситуаций, непонятно только, как я туда попадаю». Так вот, я, в отличие от героя этой шутки, стараюсь заранее подумать, что может быть в той или иной ситуации. Ну а когда случается критический момент (будь-то за рулем, на рыбалке, в небе), самое главное – не паниковать.

23. Вы родились за пределами Беларуси, ездили с родителями по гарнизонам. Считаете ли вы Лиду родным городом?

– Конечно! Полжизни прожил здесь. У меня много друзей и в России, и в Украине, но именно Беларусь я считаю своей родиной. Ведь маленькими ножками я пошел именно по белорусской земле, вырос и состоялся как офицер и человек в Беларуси. В Беларуси, в Гомеле, похоронен мой отец, там живет моя мама.

24. Какими кажутся Лида и Беларусь из кабины самолета?

– Белорусская земля отличается от других. Проходишь границу (а ее не видно в воздухе) – и чувствуешь: вот она, родная наша Беларусь, каждый клочочек возделан, ухожен. Лиду также ни с каким другим населенным пунктом не перепутаешь: сверху она компактная, со своей особенной системой озер, ухоженная, благоустроенная. Впрочем, это также ощущаешь на земле. В прошлом году в Лиде произошло знаковое событие: был установлен памятный знак в честь героев-авиаторов. Особая благодарность местной власти за то, что общими усилиями мы смогли это сделать, за оказанную помощь, поддержку.

25. Можно узнать о ваших планах на будущее?

– 2016 год только начался. Он будет напряженным. Важно в течение года выполнить качественно все поставленные задачи. Постараемся добиться результатов на Армейских международных играх в конкурсе «Авиадартс», к нему уже идет подготовка экипажей физически и теоретически. Планируем занять одно из призовых мест.

Но главное – закончить год, никого не потеряв, сохранив здоровье и жизнь личного состава. Конечно же, мы сделаем все от нас зависящее, чтобы мирное небо над Беларусью оставалось мирным, защитим его, не давая даже подумать кому-то, что может быть иначе.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться