«Правило двух полос». Очередной рейд с сотрудниками ГАИ (фото)

02 Июля 2015 12942

На минувшей неделе проходила республиканская профилактическая акция «Безопасный переход». В один из дней ее проведения корреспондент «Лідскай газеты» вместе с сотрудниками ГАИ подежурил на пешеходном переходе на пересечении улиц Черняховского и 8 Марта. Уточню: не на самом переходе, а метрах в ста от него. Целью нашей было не наказать нерадивых водителей или пешеходов, а понаблюдать со стороны за поведением участников дорожного движения. В частности, как водители при осуществлении поворота пропускают (или не пропускают) пешеходов, а те, в свою очередь, выполняют правила дорожного движения.

Почему был выбран именно этот Т-образный перекресток? Недавно в редакцию обратился 57-летний водитель, который считает, что его незаконно оштрафовали сотрудники ГАИ – за непропуск пешехода на данном перекрестке. Он поворачивал со стороны тоннеля направо, к санстанции, пешеход находился еще на первой полосе, и лидчанин, не останавливаясь, проехал «зебру». Через несколько мгновений его догнал дежурный автомобиль ДПС, и водитель был оштрафован. «Я больше тридцати лет за рулем, – рассказывал корреспонденту Михаил, – и всегда пропускаю пешеходов, но в данном конкретном случае считаю, что наказали меня неправильно, пешеход был далеко, я свободно мог проехать». Ситуация типичная, и касается она не только Михаила. Разобраться в ней мы попросили старшего госавтоинспектора Павла Кирильчука. Но об этом чуть ниже, а пока понаблюдаем за водителями и пешеходами.Что касается первых, то в основном пешеходов они пропускают. Но все же несколько автомобилистов за час нашего наблюдения оказались в подобной с Михаилом ситуации: они могли остановиться и пропустить идущего в нескольких метрах человека, но проехали, в принципе, никому не помешав, но штраф им «светил» однозначно. Как, например, водителю МАЗа, который, мало того что ехал непристегнутый, так еще и не пропустил пешехода.

9

10

– Да устал немного, вот и не пристегнулся, – оправдывается водитель. – Привез из Гродно стройматериалы, в десять точек уже заехал в Лиде, выгрузился. А что касается пешехода, так он еще на желтый начал идти.

Здесь гродненец немного лукавит, мы видели, что для пешеходов горел уже зеленый. И никакая усталость не может служить оправданием нарушений правил дорожного движения.

…Женщина с ведром клубники перешла дорогу и идет нам навстречу. Мы поинтересовались, как она оценивает отношение местных водителей к пешеходам, возникали ли конфликтные ситуации на дороге?

1

– Ничего плохого не могу сказать, – охотно отвечает лидчанка Тереза, – водители всегда пропускают, но и я сама, прежде чем ступить на «зебру», стараюсь внимательно смотреть по сторонам. Несложно мне лишний раз и остановиться, я не перехожу дорогу с мыслью, что все здесь обязаны меня пропускать.

И это правильно.

При пересечении дороги пешим участникам движения необходимо быть предельно внимательными и вести себя так, чтобы не создавать дополнительного риска попасть под колеса автомобиля. Нельзя выходить на проезжую часть из-за предметов, которые могут помешать водителю вас заметить: припаркованных автомобилей, деревьев, ограждений, мусорных баков, зеленых насаждений и т.п.

Не лишним будет сказать несколько слов о велосипедистах. Некоторые из них заслуживают неплохой взбучки: пересекать дорогу по переходу они обязаны пешком, ведя велосипед рядом, но из примерно пяти велосипедистов спешивается в лучшем случае один! И, заметьте, это будет человек немолодой.

7

За час моего наблюдения за перекрестком подростки на байках ни разу не пересекли дорогу пешком, ведя, как положено, велосипед сбоку. Причем иногда они выскакивали на зеленый, даже не притормаживая, вынуждая водителей в ужасе давить на тормоз. Глупые: больно ведь будет не автомобилю…

6

Однако вернемся к теме проезда пешеходных переходов водителями. В каком случае при повороте направо нужно пропускать пешехода? Многие ответ пытаются найти в определении термина «уступить дорогу». В соответствии с пунктом 2.76 ПДД он означает, что водитель не должен возобновлять или продолжать движение или осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения.

Виктор, лидчанин, профессиональный водитель, стаж вождения более тридцати лет:

– Почему сотрудники ГАИ наказывают за непропуск пешехода, если я проехал, а человек как шел прямо, так и идет дальше, не останавливаясь и не изменяя скорость и траекторию движения?

– Если Вы вынудили пешехода остановиться, побежать, повернуть, тогда Вас привлекут к ответственности совсем по другой статье – за создание аварийной обстановки. А это уже чревато лишением прав до двух лет и штрафом до 20 б.в., – разъясняет старший инспектор ДПС ГАИ Павел Кирильчук.

Ответ же на вопрос Павел Васильевич демонстрирует в книге «Комментарий к Правилам дорожного движения». (В 2009 году появилось такое научно-практическое издание размером в 560 страниц с черно-белыми иллюстрациями. Правда, на данный момент «Комментарий к Правилам дорожного движения» не отражает некоторых изменений, внесенных в ПДД Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2014 г. № 483 «О внесении изменений и дополнений в Правила дорожного движения», однако относительно пропуска пешеходов ничего кардинально не изменилось.)

42

И вот что там сказано: «Перед пешеходом по ходу его движения должны быть свободны как минимум две смежные полосы движения (принцип «двух свободных полос»).

3

Данное правило расставляет все точки над «і». Конкретно на нашем перекрестке получается: при повороте с ул. 8 Марта можно не ждать пешехода, если он только ступил на первую полосу (с противоположной стороны, после островка безопасности).

8

Если же пешеход находится на середине первой полосы (так было в ситуации с нашим читателем Михаилом), водитель обязан его пропустить. Но как видим на снимке ниже, не все так делают и, в принципе, идущему не мешают, но штраф сотрудники ГАИ за данное нарушение могут выписать.

IMG 3896

Помните: на дороге всё может поменяться в одно мгновение – пешеход может идти спокойным шагом, а потом ускориться, увидев мигающий сигнал светофора, и т. д. Первостепенная задача водителя – при приближении к пешеходному переходу думать прежде всего о том, как обеспечить безопасность переходящих дорогу людей. Когда становится ясно, что их безопасности ничто не угрожает, вот тогда, во вторую очередь, и появляется возможность прикинуть: а можно ли проехать пешеходный переход, по которому идут люди? К сожалению, первая мысль у многих водителей именно про то, как «проскочить», а не «как уступить». Вот и возникают потом спорные ситуации.

Но у каждого есть право отстаивать свою точку зрения. Не исключено, что при обращении в ГАИ и проведении дополнительной проверки выяснится, что вы действительно не нарушали требования ПДД. Пожалуйста – отстаивайте свои права. Видеорегистратор вам в помощь.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться