«Правило двух полос». Очередной рейд с сотрудниками ГАИ (фото)
На минувшей неделе проходила республиканская профилактическая акция «Безопасный переход». В один из дней ее проведения корреспондент «Лідскай газеты» вместе с сотрудниками ГАИ подежурил на пешеходном переходе на пересечении улиц Черняховского и 8 Марта. Уточню: не на самом переходе, а метрах в ста от него. Целью нашей было не наказать нерадивых водителей или пешеходов, а понаблюдать со стороны за поведением участников дорожного движения. В частности, как водители при осуществлении поворота пропускают (или не пропускают) пешеходов, а те, в свою очередь, выполняют правила дорожного движения.
Почему был выбран именно этот Т-образный перекресток? Недавно в редакцию обратился 57-летний водитель, который считает, что его незаконно оштрафовали сотрудники ГАИ – за непропуск пешехода на данном перекрестке. Он поворачивал со стороны тоннеля направо, к санстанции, пешеход находился еще на первой полосе, и лидчанин, не останавливаясь, проехал «зебру». Через несколько мгновений его догнал дежурный автомобиль ДПС, и водитель был оштрафован. «Я больше тридцати лет за рулем, – рассказывал корреспонденту Михаил, – и всегда пропускаю пешеходов, но в данном конкретном случае считаю, что наказали меня неправильно, пешеход был далеко, я свободно мог проехать». Ситуация типичная, и касается она не только Михаила. Разобраться в ней мы попросили старшего госавтоинспектора Павла Кирильчука. Но об этом чуть ниже, а пока понаблюдаем за водителями и пешеходами.Что касается первых, то в основном пешеходов они пропускают. Но все же несколько автомобилистов за час нашего наблюдения оказались в подобной с Михаилом ситуации: они могли остановиться и пропустить идущего в нескольких метрах человека, но проехали, в принципе, никому не помешав, но штраф им «светил» однозначно. Как, например, водителю МАЗа, который, мало того что ехал непристегнутый, так еще и не пропустил пешехода.
– Да устал немного, вот и не пристегнулся, – оправдывается водитель. – Привез из Гродно стройматериалы, в десять точек уже заехал в Лиде, выгрузился. А что касается пешехода, так он еще на желтый начал идти.
Здесь гродненец немного лукавит, мы видели, что для пешеходов горел уже зеленый. И никакая усталость не может служить оправданием нарушений правил дорожного движения.
…Женщина с ведром клубники перешла дорогу и идет нам навстречу. Мы поинтересовались, как она оценивает отношение местных водителей к пешеходам, возникали ли конфликтные ситуации на дороге?
– Ничего плохого не могу сказать, – охотно отвечает лидчанка Тереза, – водители всегда пропускают, но и я сама, прежде чем ступить на «зебру», стараюсь внимательно смотреть по сторонам. Несложно мне лишний раз и остановиться, я не перехожу дорогу с мыслью, что все здесь обязаны меня пропускать.
И это правильно.
При пересечении дороги пешим участникам движения необходимо быть предельно внимательными и вести себя так, чтобы не создавать дополнительного риска попасть под колеса автомобиля. Нельзя выходить на проезжую часть из-за предметов, которые могут помешать водителю вас заметить: припаркованных автомобилей, деревьев, ограждений, мусорных баков, зеленых насаждений и т.п.
Не лишним будет сказать несколько слов о велосипедистах. Некоторые из них заслуживают неплохой взбучки: пересекать дорогу по переходу они обязаны пешком, ведя велосипед рядом, но из примерно пяти велосипедистов спешивается в лучшем случае один! И, заметьте, это будет человек немолодой.
За час моего наблюдения за перекрестком подростки на байках ни разу не пересекли дорогу пешком, ведя, как положено, велосипед сбоку. Причем иногда они выскакивали на зеленый, даже не притормаживая, вынуждая водителей в ужасе давить на тормоз. Глупые: больно ведь будет не автомобилю…
Однако вернемся к теме проезда пешеходных переходов водителями. В каком случае при повороте направо нужно пропускать пешехода? Многие ответ пытаются найти в определении термина «уступить дорогу». В соответствии с пунктом 2.76 ПДД он означает, что водитель не должен возобновлять или продолжать движение или осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения.
Виктор, лидчанин, профессиональный водитель, стаж вождения более тридцати лет:
– Почему сотрудники ГАИ наказывают за непропуск пешехода, если я проехал, а человек как шел прямо, так и идет дальше, не останавливаясь и не изменяя скорость и траекторию движения?
– Если Вы вынудили пешехода остановиться, побежать, повернуть, тогда Вас привлекут к ответственности совсем по другой статье – за создание аварийной обстановки. А это уже чревато лишением прав до двух лет и штрафом до 20 б.в., – разъясняет старший инспектор ДПС ГАИ Павел Кирильчук.
Ответ же на вопрос Павел Васильевич демонстрирует в книге «Комментарий к Правилам дорожного движения». (В 2009 году появилось такое научно-практическое издание размером в 560 страниц с черно-белыми иллюстрациями. Правда, на данный момент «Комментарий к Правилам дорожного движения» не отражает некоторых изменений, внесенных в ПДД Указом Президента Республики Беларусь от 13 октября 2014 г. № 483 «О внесении изменений и дополнений в Правила дорожного движения», однако относительно пропуска пешеходов ничего кардинально не изменилось.)
И вот что там сказано: «Перед пешеходом по ходу его движения должны быть свободны как минимум две смежные полосы движения (принцип «двух свободных полос»).
Данное правило расставляет все точки над «і». Конкретно на нашем перекрестке получается: при повороте с ул. 8 Марта можно не ждать пешехода, если он только ступил на первую полосу (с противоположной стороны, после островка безопасности).
Если же пешеход находится на середине первой полосы (так было в ситуации с нашим читателем Михаилом), водитель обязан его пропустить. Но как видим на снимке ниже, не все так делают и, в принципе, идущему не мешают, но штраф сотрудники ГАИ за данное нарушение могут выписать.
Помните: на дороге всё может поменяться в одно мгновение – пешеход может идти спокойным шагом, а потом ускориться, увидев мигающий сигнал светофора, и т. д. Первостепенная задача водителя – при приближении к пешеходному переходу думать прежде всего о том, как обеспечить безопасность переходящих дорогу людей. Когда становится ясно, что их безопасности ничто не угрожает, вот тогда, во вторую очередь, и появляется возможность прикинуть: а можно ли проехать пешеходный переход, по которому идут люди? К сожалению, первая мысль у многих водителей именно про то, как «проскочить», а не «как уступить». Вот и возникают потом спорные ситуации.
Но у каждого есть право отстаивать свою точку зрения. Не исключено, что при обращении в ГАИ и проведении дополнительной проверки выяснится, что вы действительно не нарушали требования ПДД. Пожалуйста – отстаивайте свои права. Видеорегистратор вам в помощь.