Лидчанин занялся разведением форели
Лет двадцать назад такая рыба, как форель, была для нас чуть ли не экзотикой. Как и икра, она завозилась на прилавки местных магазинов очень редко и пользовалась повышенным спросом.
Сегодня купить ярко-розовый стейк лосося, кеты – не проблема. Ассортимент, как говорится, на любой вкус. Но что удивительно! Оказывается, с недавних пор такой вид рыбы, как форель, стал активно приживаться и на нашей земле. А занялся ее разведением лидчанин Андрей Королев.
Так сложились обстоятельства, что в 2006 году мужчина побывал на платной рыбалке в Подмосковье. Увидел, какое многообразие рыбы выращивается в местных водоемах, и подумал: «А почему бы не попробовать реализовать подобную идею дома! Тем более что российские озера ничем не отличаются от белорусских». Вернулся в Лиду и принялся за дело.
– Много читал специальной литературы, – рассказывает герой статьи. – Хотелось быть уверенным, что все получится, а само предприятие окажется экономически верным. Нашел подходящий водоем, арендовал, при этом заселив в него десять видов рыб.
Карп, белый амур, толстолобик, ленский осетр, стерлядь, бестер, форель, линь… Вскоре все это многообразие стало сосуществовать на сравнительно небольшой площади водоема, а на берегах озера – появляться рыболовы-любители. И все шло своим чередом, пока два года назад платную рыбалку не запретили и перед мужчиной не встал закономерный вопрос: «Что делать дальше?»
Вариантами решения проблемы оказались два: выловить рыбу и вернуть водоем арендодателю или, наоборот, продолжать любимое дело, но уже в новом ключе – перенимая мировой опыт, выращивать некоторые виды лососевых для дальнейшей продажи. Так на Лидчине появилось новое садковое хозяйство.
Чем холоднее, тем лучше
Сегодня в озере по-прежнему живет большое разнообразие хладнокровных. Но преимущество, конечно, на стороне форели.
– Подвидов этой рыбы на самом деле несколько десятков, – продолжает Андрей Викторович. – Все выведены людьми и являются гибридами. Цель человека и такой науки, как селекция, – сделать так, чтобы они выдерживали широкий диапазон температур. Ведь, как известно, основная среда обитания форели в природе – горные речушки с холодной водой. Вот и получается, что к нашей обстановке она очень чувствительна и, как девушка, капризна. А значит, условия содержания (температурный и кислородный режимы, качество воды) должны быть надлежащие.
Оказывается, золотая рыбка из северных регионов не любит, когда температура воды выше двадцати пяти градусов тепла. А еще чешуя ее не очень развита. Поэтому если форель подержать в руках, от температуры тела человека рыба получает сильнейший термический ожог и впоследствии погибает. При транспортировке к ней также должно быть особое отношение. Например, Андрей Королев использует специальные емкости, или, как он еще называет, «термосы». Они поддерживают нужную температуру внутри, что позволяет сделать процесс перевозки максимально безболезненным для ценного содержимого.
Особое внимание, конечно же, воде
На самом деле пробы воды из озера с частой периодичностью проверяются в специальной лаборатории. Но, как образно замечает мой собеседник, лучший исследователь ее – это рыба.
– Чтобы форель чувствовала себя комфортно, ей нужен постоянный приток кислорода, – говорит Андрей Викторович. – Его содержание в водоеме мы измеряем специальным прибором. Если кислорода недостаточно, включаем аэрационные установки. Их у нас два вида: один подает воздух так, чтобы пузырьки выходили на поверхность, а второй – создает поток длиной восемьдесят метров, обогащенный кислородом. Это очень мощные установки, благодаря которым озеро не замерзает зимой. Таким образом, мы можем спокойно, без всяких рисков содержать форель. И при верном подходе ее можно выращивать бесконечно.
Прибавилась и «радужная»
Когда состоялась наша встреча с Андреем Викторовичем, он как раз заселял водоем двумя видами форели, с красивыми названиями «янтарная» и «радужная». Это были мальки весом четыреста граммов.
– Сколько рыбешек вы планируете выпустить сегодня в озеро? – интересуюсь у заводчика.
– На самом деле методы учета в рыболовстве очень приблизительные, – увлеченно говорит мужчина. – За три этапа в озеро мы запустим триста килограммов форели. Вес одного малька в среднем составляет четыреста граммов. Вот теперь считайте. Получается, где-то 750 особей. Рыбам, которых выпускаем на сегодня, – год. И к осени при правильном уходе они достигнут веса в полтора килограмма.
Под правильным уходом мужчина подразумевает сбалансированный рацион, который составляет корм импортного производства. Официальный импортер привозит его из Польши или Германии на территорию Республики Беларусь, материал тщательно исследуется, допускается к продаже.
– Форель – всеядное «животное», – шутит мужчина. – Кушает все, потому что хищник. Любит стрекоз, мух, личинок комаров, мелких жуков. Сейчас, весной, меню разнообразят головастики, которые вскоре появятся из икринок лягушек. А значит, у моей рыбы будет пир!
Есть ли перспектива?
Андрей Королев считает: производство рыбы, особенно такой, как форель, очень выгодно. Но с учетом того, что она будет пользоваться спросом. К счастью, он есть. Ведь местная рыба выращена только на натуральном сырье и в экологически чистом водоеме. Конечно, она не идет ни в какое сравнение с привозной из западных стран, где в производстве используются как красители, так и гормоны роста. А еще – ее мясо очень полезно: насыщено множеством витаминов и микроэлементов. Но особенно ценится за содержание таких жирных кислот, как омега-6 и омега-3. Вкусна рыба после приготовления, например, на гриле. Именно этим блюдом угощает своих гостей Андрей Королев.
– К сожалению, в нашем водоеме форель не размножается, – говорит мужчина. – Мы не дошли до такого уровня, чтобы содержать маточное стадо. Поэтому на данном этапе наше хозяйство не является хозяйством полного цикла. Это сложнейшие производства, и их в Беларуси единицы.
Несмотря на все трудности в деле выращивания золотой рыбки, останавливаться на достигнутом мужчина не собирается. В будущем он планирует поместить в садки мальков на разных стадиях развития, чтобы затем реализовывать рыбу круглый год. А еще – попробовать выращивать какой-нибудь вид осетровых.
«Почему бы и нет! – заметил напоследок Андрей Викторович. – В настоящее время фермы по производству рыбы являются весьма прибыльным занятием. И это очень интересно!»