Почему многоквартирный дом, возведенный на частном земельном участке в Лиде, принес большие проблемы дольщикам?

22 Сентября 2016 2799

Когда в популярных телевизионных передачах типа «Пусть говорят» обсуждаются житейские ситуации, сидя у экрана, мы смотрим это как шоу, с полной уверенностью, что у нас такого произойти не может. Многие, например, могут взять под сомнение и факт, что в Лиде, на частном земельном участке, возведена многоквартирная многоэтажка. Мол, кто такое позволит? В том-то и дело, что дом был построен без соблюдения установленного законодательством порядка, и теперь его застройщики не могут выбраться из вырытого котлована проблем.

В январе 2005 года пятеро человек подписали договор о совместной деятельности по строительству жилого дома для улучшения своих жилищных условий. Он базировался не только на имущественном факторе, но и на доверительных взаимоотношениях, в основе которых лежали личные качества и деловая репутация каждого. Члены коллектива товарищей внесли на строительство жилого дома значительные денежные суммы – порядка 35 тысяч у. е. в эквиваленте к белорусским рублям. По окончании строительства каждый планировал иметь свою долю в жилом доме пропорционально внесенным денежным вкладам. Дом было решено возвести на участке, где уже стоял старый деревянный дом родственников одного из участников договора.

Костяк коллектива товарищей оказался деятельным. Трехэтажный дом из керамзитовых блоков, обложенный кирпичом, с бетонным подвалом, с блокированными квартирами, вырос к 2009 году. Были подведены и инженерно-технические сети. В сентябре 2010 года самовольную постройку даже смогли сдать в эксплуатацию. Однако в качестве застройщиков трехэтажки в акте приемки пришлось указать не участников договора о совместном строительстве жилого дома, вложивших свои денежные средства, а владельцев земельного участка и собственников домовладения – деревянного дома площадью 42,1 м2, расположенного на участке. Оно и понятно, документально те, кто вкладывал силы и средства в строительство нового дома, оказались сбоку припеку. А им еще предстояло зарегистрировать дом в соответствии с единой классификацией объектов недвижимого имущества. На просьбы и обращения об этом в компетентные организации был получен ответ, что самовольная постройка может быть зарегистрирована только за гражданами, которым предоставлен земельный участок в установленном порядке. И то при условии перевода старого жилого дома в нежилое помещение либо его сноса, поскольку строительство двух жилых домов на одном земельном участке противоречит требованиям Кодекса о земле и является нарушением целевого использования земельного участка, предоставленного для строительства и обслуживания жилого фонда. Вопрос о переводе в нежилое помещение старого дома дольщики постарались бы решить с его хозяевами, избежав особых проблем, на это и надеялись. Но глава семьи умер еще в 2002 году, а его супруга, с которой была ранее договоренность о разрешении на строительство многоэтажки, отошла в мир иной ко времени постройки дома, в 2010 году. Остались наследники.

Ситуация для дольщиков, безусловно, оказалась неприятной, а для одного из них даже критичной. С целью переезда к родственникам в Лиду женщина продала в России свою трехкомнатную квартиру, а для решения жилищного вопроса часть денег от продажи вложила в строительство квартиры в многоквартирном доме, о котором идет речь. Когда в 2009 году к построенному дому были подведены коммуникации, женщина вселилась в квартиру, которая фактически ей принадлежит, пропорционально внесенным денежным средствам. Но шло время, а никаких документов на квартиру, в которой проживает, она получить не могла, впрочем, как и другие дольщики, поскольку сам дом не был зарегистрирован в кадастровом агентстве.

В 2015 году женщина решила обратиться в суд Лидского района с иском, в котором изложила претензии на долю в спорном строении и требование признать за ней право в праве общей собственности на строительные материалы. Формулировка «право в общей собственности на строительные материалы» звучала не ошибочно. Ведь сам дом хоть и принят в эксплуатацию, но не зарегистрирован как объект недвижимости.

Журналисту для ознакомления были предоставлены материалы суда. На заседании суда о рассмотрении иска присутствовали не только сами дольщики или их представители, но и нынешние хозяева участка, на которых он зарегистрирован в разных долях на праве пожизненного наследуемого владения, владельцы деревянного дома или их представители. Наследники (а один из них несовершеннолетний) высказывали требование предоставления им квартиры в новом жилом многоэтажном доме. Иначе с какой такой радости они должны переводить свой нынешний старый дом в нежилое помещение или сносить его, чтобы многоэтажка могла быть зарегистрирована? А самим тогда что делать со своим жилищным вопросом?

Суд Лидского района в июле 2015 года, всесторонне изучив дело, принял решение истцу в иске к другим застройщикам о признании права на долю в праве общей собственности на строительные материалы, вложенные в возведение незарегистрированного дома, отказать, поскольку таким образом истец попытался в судебном порядке узаконить свои права на жилье, построенное самовольно.

По итогам рассмотрения иска суд вынес частное определение, в котором указано, что дом возведен самовольно – на чужом земельном участке, без получения необходимого разрешения на его строительство и в силу этого в органах госрегистрации недвижимого имущества как объект недвижимости не зарегистрирован. Несмотря на это, Лидские тепловые сети, Лидские электрические сети РУП «Гродноэнерго», а также ГУП ЖКХ заключили письменные договоры на теплоснабжение и водоснабжение указанного дома с одним из застройщиков, который каких-либо правоустанавливающих документов на это самовольно возведенное строение не имел.

В частном определении указывалось, что данное обстоятельство свидетельствует об игнорировании этими предприятиями требований действующего гражданского и иного законодательства, несоблюдении установленных административных процедур, что способствует возникновению гражданско-правовых споров и конфликтных ситуаций. На что суд и обратил внимание.

На днях журналист поинтересовался в Лидском филиале РУП «Гродненское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру»: возможно, уже компромисс найден, многоэтажка, возведенная на частном земельном участке, на сегодняшний день зарегистрирована? И получил ответ, что такой дом не значится.

Можно понять волнения застройщиков и пожалеть их по-человечески: кажется, есть собственность, а оказывается, этой собственности и нет. Проигнорировав требования закона в самом начале, только ступив на дорогу жилищного строительства, они и не предполагали, что она окажется такой долгой… При этом один из дольщиков за время данного пути уже умер.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться