В Лиде работники одного из предприятий строили гараж для начальника в рабочее время

08 Декабря 2014 3795

Уверены, расскажи вовремя потерпевшие о действиях их непосредственного начальника вышестоящему руководству своей организации, сегодня бы мы не говорили о коррупционном преступлении, ибо уже в зародыше была бы уничтожена ржавчина коррупции. Но потерпевшие молчали. А в ходе следствия такое свое поведение объясняли подобным образом: «Я понимал, что начальник цеха, давая указание выполнять ему строительные работы, существенно нарушал мои трудовые права, поскольку я принят в организацию слесарем и не обязан работать лично для кого-либо из ее руководства. Однако я не мог отказаться от участия в выполнении работ, так как понимал, что в таком случае начальник цеха как мой непосредственный руководитель мог мне отомстить: уволить или доставить другие неприятности по работе. По этой же причине никуда не жаловался. Материальный ущерб мне причинен не был, ибо за эти дни мне выплатили заработную плату, а был причинен только моральный вред».

В чем же суть дела? В конце лета позапрошлого года начальник цеха одной из крупных производственных организаций Лиды приобрел недостроенный гараж в ГСК №32 по улице Качана. Ведь после постройки дома у него оставались строительные материалы, которые он решил пустить в дело. За строительные работы захотел браться незамедлительно (чтобы к зиме и стенка задняя из кирпича в гараже была возведена, и крыша накрыта, и ворота стояли), но не своими руками. Начальник цеха знал, что два его подчиненных владеют навыками строителя, и обратился к ним с предложением потрудиться на возведении «стратегически важного объекта». Те не отказали. На эту ситуацию можно было взглянуть по-другому, если бы рабочие помогали начальнику по выходным и получали бы за это из его собственного кармана деньги. Но дело было «закручено» иначе: работников забрасывала «Газель», закрепленная за цехом, на гаражный объект в рабочее время (правда, не каждый день). Зарплата работникам начислялась и выплачивалась в организации. Более того, благодаря «четким руководящим действиям» начальника цеха из организации направлялись строительный кран (чтобы загрузить плиту перекрытия у его дома и разгрузить возле гаража), машина для доставки туда стройматериалов.

Строительство велось на личном объекте до середины декабря. За это время незаконные действия руководителя среднего звена вышестоящим руководством не были замечены. Поэтому весной 2013 года все пошло по новому кругу. Начальник цеха приобрел место в гаражно-строительном кооперативе №45 по улице Красноармейской у человека, который, получив его под строительство гаража, не имел на тот момент для этого финансовой возможности. Более того, начальнику цеха еще больше повезло: у хозяина участка по соседству строительство тормозилось по этой же причине. И – данное место тоже оказалось в распоряжении начальника цеха. Ведь у него-то, как он уверовал, проблем с возведением гаража быть не может! Под руками рабочая сила, транспорт. И уже на улицу Красноармейскую спешила техника, за использование которой начальник цеха, безусловно, не думал вносить деньги в бухгалтерию. Отложив в сторону свою основную работу, отправлялись на личный объект за счет средств организации и рабочие. Кстати, в табелях учета рабочего времени все всегда было в порядке. Ибо, поставив на планерке задачи мастерам и старшим мастерам, начальник затем лично распределял рабочих, которые будут на данный день закреплены за каждым из них. Мастер, которому доверено вести табели, контролирует не занятость работника в данный день, а находится ли он на работе, в отпуске, на больничном, в отгуле. Перед тем как в конце месяца отправить табели на утверждение более высоко стоящему начальству, их просматривал все тот же начальник цеха.

Ощутив преимущества поведения руководителей-самодуров, которое в народе метко определяется выражением «Я – начальник, ты – …», начальник цеха развил свою «деятельность» и в ином направлении. Как-то поинтересовался у одного из водителей вверенного цеху технического транспорта, имеется ли у того при работе экономия дизельного топлива. (Любопытство было не праздное: именно на солярке работает автомашина жены начальника цеха.) Водитель ответил, что небольшая экономия есть. Тогда руководитель сказал, чтобы работник действовал целенаправленно и полученные «излишки» отдавал ему. И с февраля по июнь прошлого года в конце недели начальник цеха начал получать по 8-10 литров топлива, пока, в конце концов, водителя не стало серьезно волновать то, что такой вот экономией он может «добить» вверенную ему технику. Не пошла впрок руководителю среднего звена и изобретенная им процедура экономии: топливо он слил в бочку из-под краски, и оно пришло в негодность.

Коррупция – это термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды. А как иногда велик соблазн у некоторых из тех, у кого в подчинении техника, люди, урвать себе лакомый кусок, использовать свою власть и права, чтобы к зарплате иметь дополнительный привесок в виде бесплатной рабочей силы, бесплатного транспорта при строительстве, ремонте, отделке собственного дома, дачи, гаража и т. п.! В их число попал и руководитель среднего звена, о котором ведется речь. 

После того как сотрудники УБОПиК МВД начали проверку в отношении начальника цеха, он чистосердечно раскаялся в совершении инкриминируемых ему преступлений, возместил ущерб, внеся деньги в кассу организации. Потом, учитывая это, начальник цеха обратился к Президенту Республики Беларусь с ходатайством об освобождении его от уголовной ответственности на основании ст. 88-1 УК Республики Беларусь. Однако в удовлетворении ходатайства было отказано.В итоге – суд вынес решение назначить обвиняемому наказание в виде двух лет лишения свободы без штрафа и с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, сроком на два года. Исполнение основного наказания отсрочено на один год.

Никакая причина, будь то находящиеся на иждивении несовершеннолетние дети, недостаточное по принятым меркам материальное положение и т. п., не может служить оправданием в преступлении, и в коррупционном преступлении в частности!

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться