О чем говорит привязанность к детской игрушке?

05 Марта 2021 50858
«Ребенок ходит во второй класс. Еще с детского сада у него есть любимая игрушка (небольшой медвежонок), с которым он никогда не расстается. Вначале мы не придавали этому значения, было даже умилительно наблюдать, как сын привязан к подаренной нами игрушке. Но теперь ему уже семь лет, а со своим плюшевым «другом» он до сих пор не может расстаться ни на минуту. Меня это немного пугает. О чем может говорить такая привязанность к игрушке?»

Елена.

На вопрос отвечает психолог Татьяна Каральчук:

– Большинство из нас на вопрос, была ли у него в детстве самая любимая игрушка, мечтательно улыбнутся и вспомнят плюшевого медведя, подаренную на день рождения куклу, потрепанного зайца…

Для чего игрушка? «Чтобы играть», – скажут дети. Играть – значит изучать ее цвет, вкус, детали. Играть – значит придавать новый смысл знакомому предмету. Например, банальный кубик может быть и домиком, и машинкой, и пирожным, и лошадкой. Роботы, куклы, фигурки животных, предметы быта – великолепные игрушки. Любой предмет в руках ребенка – уникальная игрушка. С одним маленьким условием: взрослым не нужно вмешиваться! Первая симпатия к определенной игрушке (а в некоторых случаях даже к детскому одеяльцу или подушке) может возникнуть, когда ребенок начнет осознавать, что он уже не одно целое с матерью: есть «он», а есть «другие».

Чем может помочь малышу любимая игрушка? 

Игрушка может помочь справиться с болезненными переживаниями и стрессовыми ситуациями: далекое путешествие, адаптация к детскому саду, переезд. Игрушку можно взять с собой на прием к врачу для придания храбрости. Она может помочь спокойнее засыпать в своей кровати или справиться с чувством тоски по родителям, если малышу приходится провести какое-то время вдали от дома.

Что делать родителям?

  • не высмеивать привязанность ребенка к любимцу, и не пытаться разлучать ребенка с любимой игрушкой раньше, чем он сам будет к этому готов;
  • помочь найти постоянное место для любимой игрушки, чтобы ребенок всегда знал, где он может ее найти;
  • постараться убедить малыша не уносить игрушку из дома слишком часто. «Идем на улицу – зверушка ждет нас дома, так она не запачкается и не потеряется»;
  • если игрушка сломалась или порвалась, предложить ребенку починить ее;
  • спрашивать разрешения, прежде чем постирать игрушку. Дети с повышенной чувствительностью могут болезненно воспринять эту процедуру, опасаясь, что стирка сильно повредит их любимцу.
С возрастом роль игрушек в жизни ребенка должна ослабевать, на смену им приходят игры со сверстниками, учебная деятельность, новые увлечения.

В вашей ситуации стоит очно обратиться к детскому психологу, исследовать эмоциональную сферу ребенка. Возможно, такая сверхпривязанность к игрушке говорит о повышенном уровне тревожности, о том, что он не комфортно чувствует себя среди сверстников, стремится защититься, уйти от контактов. С ребенком нужно проработать его чувства, помочь осознать страхи, и если необходимо, помочь адаптироваться в коллективе.

И еще один очень важный момент! Ни одна игрушка не заменит совместного общения с ребенком! Если ребенку не будет доставать теплых родительских эмоций, он может начать добирать их с помощью игрушечного друга. Тогда вполне вероятна чрезмерная привязанность, которая может испугать родителей, особенно, когда в семейном кругу в присутствии мамы и папы ребенок все равно предпочитает общение с игрушкой. Если же в семье есть прочная душевная связь родителей с детьми, то игра останется игрой. И по мере того как ребенок будет расти и научится управлять эмоциями, ему станет легче воспринимать любимца не как главного утешителя, а просто как игрушку, которая всегда будет важной частью его детства, даже когда само детство останется далеко позади.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться