История уникального снимка. Кто они - выпускники высшего начального училища?

31 Июля 2015 5593

Много лет пенсионер из агрогородка Далекие Валентин Янчевский хранит дома уникальный снимок, которому уже больше ста лет. Запечатленные на нем люди ему неизвестны, да и обладателем старинного снимка примерно 45х35 в деревянной рамке Валентин Геннадьевич стал совсем случайно. Но, видно, так было надо – сложись чуть иначе, и фото не сохранилось бы для истории. А не так давно сельчанин из Далеких привез этот снимок в редакцию «Лідскай газеты». И рассказал, как он у него появился.

В далеком 1992 году Валентин Янчевский работал учителем физкультуры в одной из лидских школ. В школе был музей. Однажды школьному руководству для каких-то целей понадобилось свободное помещение. Решили освободить музейную комнату. А экспонаты… выбросили на мусорку за школой. «Когда я случайно проходил мимо свалки и увидел экспонаты, как-то нехорошо на душе стало, – вспоминал бывший учитель. – Я хоть не историк, но понимал, что для потомков они могли бы представлять большую ценность. И я подобрал несколько снимков. Особенно ценным считаю вот этот». Произнеся это, Валентин Геннадьевич достал его из сумки и положил на стол.

Спасенный почти четверть века назад экспонат оказался скомпонованным фото выпускников и преподавателей учебного заведения. Несколько десятков портретов. Под ними – фамилии. В центре фотоколлажа – портреты преподавателей. Внизу – двухэтажное здание. А в самом верху коллаж венчала подпись: «І-й выпускъ Лидскаго Высшаго начальнаго училища. 1914 г.». Эта надпись очень заинтересовала Валентина Геннадьевича. Что за училище функционировало в Лиде в 1914 году? Какова судьба его выпускников, да и судьба самого здания? Самостоятельно бывшему учителю найти ответы на эти вопросы не удалось. Поэтому он и пришел в редакцию. А мы, в свою очередь, озадачили старшего научного сотрудника ГУ «Лидский историко-художественный музей» Валерия СЛИВКИНА.

Валерий Васильевич, ознакомившись со снимком, подтвердил, что он действительно уникальный. Сотрудник музея говорил об этом со знанием дела, так как тема образования на Лидчине в начале ХХ века интересует его уже давно. А чуть позже, когда он дополнительно навел в официальных источниках справки о тех, кто запечатлен на снимке, у нас состоялась беседа.

IMG 0041zz

– Валерий Васильевич, – полюбопытствовала я вначале, – что вообще представляло собой Лидское высшее начальное училище? Неужели – аналог современного вуза?

– Нет. Это – прежде всего начальное училище, а потом уже высшее. Высшее начальное училище занимало промежуточное положение между начальной и средней школами.

Лидское высшее начальное училище функционировало в 1912-1915 годах. Оно, вследствие проводившейся Министерством народного просвещения реформы, было преобразовано из бывшего 4-классного городского училища. Высшее начальное училище также состояло из четырех классов – с годичным курсом обучения в каждом. В него принимались дети в возрасте 10-13 лет, закончившие начальную школу. Как правило, это были дети средних слоев городского населения (служащих, офицеров, ремесленников, коммерсантов) и зажиточных крестьян.

– В советское послевоенное время тоже были школы различного уровня: начальные, семилетки-восьмилетки, средние. Но в начале ХХ века в Российской империи, я понимаю, структура школьного образования существенно отличалась. Вы можете кратко ее описать, чтобы можно было четче уяснить в этой структуре место высшей начальной школы?

–  Основным типом школы к началу ХХ века в Российской империи была начальная. Обучение в ней не отличалось единообразием. Начальные школы различались по ведомственной принадлежности, срокам обучения и его содержанию. Наиболее распространены были сельские одноклассные и двухклассные начальные училища и городские трех- и четырехклассные училища (подведомственные Министерству народного просвещения), а также школы грамоты, одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы (в ведомстве Священного синода).

На селе в основном функционировали церковно-приходские школы. В церковно-приходских школах упор делался на укрепление православной веры – на предметы, связанные с религией, отводилась едва ли не половина времени.

В городах основным типом начальных учебных заведений в начале ХХ века были городские училища. В них принимались дети всех сословий, обучение продолжалось 6 лет и было платным. В Лиде тоже функционировало городское училище, которое в 1912 году было преобразовано в высшее начальное училище. Программа высшего начального училища (в отличие от городского) была более насыщенной. Она включала больше обязательных предметов, которых не было в программе городского училища.

– Куда можно было поступать после высшего начального училища?

– Учащиеся высших начальных училищ, прошедшие курс 1-го и 2-го классов, имели право поступить соответственно во 2-й и 3-й классы средних общеобразовательных школ (для поступления в 3-й класс требовалась сдача экзамена по иностранным и древним языкам, что часто служило существенной преградой для продолжения образования). Выпускники высших начальных училищ обычно поступали в учительские семинарии или технические училища.

– А в университет, например, они могли поступать?

– Для этого надо было закончить среднее учебное заведение.  

– Что в те годы относилось к средней школе?

– К средним учебным заведениям относились мужские и женские гимназии и прогимназии, реальные гимназии и училища, военные и юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, коммерческие училища, духовные семинарии, учительские семинарии, институты благородных девиц.

– Какие еще учебные заведения, кроме высшей начальной школы, функционировали в начале ХХ века именно в Лиде?

– Функционировали несколько начальных школ (до 4 класса), после которых дети могли продолжать образование в высшей начальной школе. Были еще частные еврейские школы. В городе также работали две гимназии, в которых обучение проводилось с 1 по 7 класс. Это – женская частная гимназия Новицких и мужская государственная гимназия, открывшаяся в 1913 году. Выпускники этих гимназий (как и любой другой гимназии в Российской империи) получали аттестаты зрелости, открывающие доступ во все высшие учебные заведения.  Что интересно: в те годы в Лиде функционировало единственное за всю историю ее существования высшее учебное заведение – ешибот (еврейский вуз). Он просуществовал с 1906 по 1915 год.

2222

– Какие предметы преподавали в высшем начальном училище?

– Преподавались Закон Божий, русский язык и словесность, арифметика и начала алгебры, геометрия, география, история России со сведениями из всеобщей истории, естествознание и физика, рисование и черчение, физические упражнения.

– Это было русское, православное учебное заведение?

– Преподавание в нем велось на русском языке. Но принимались туда дети разных национальностей и вероисповедания. Для детей из католических семей Закон Божий в высших начальных училищах преподавали ксендзы, а Талмуд для детей из еврейских семей – раввины. Правда, конкретных сведений о том, что в Лидском высшем начальном училище преподавался Талмуд, я не нашел. Но в одном из документов тех лет сообщалось, что вакансия ксендза для преподавания Закона Божьего для католиков в Лидском ВНУ (на тот момент, когда составлялись сведения) свободна. То есть такая должность предусматривалась.

– Теперь поговорим конкретно о фотографии, принесенной в редакцию Валентином Янчевским. На ней, в самом центре, мы видим портреты семи преподавателей. Три больших вверху: Гринцевича, Трутько, Овсянникова. Под ними четыре, чуть меньших размеров: Бильдюка, Алексеева, Мансарт, Семенова. Можно ли сегодня по снимкам и фамилиям под ними найти дополнительную информацию об этих людях, их судьбах?

– Кое-что я уже выяснил. В самом центре вверху помещен портрет инспектора (заведующего училищем), титулярного советника Павла Степановича Трутько. Он был прислан в Лиду из Вильно, до этого учительствовал во 2-м Виленском высшем начальном училище и в частной 4-классной прогимназии С. А. Ковалюка. Все остальные – преподаватели. Слева от заведующего училищем мы видим Георгия Алексеевича Гринцевича, о котором известно, что он православный и что в 1915 году ему было 35 лет. Справа от заведующего размещен Иван Тимофеевич Овсянников. О нем выяснить ничего не удалось. Первый в нижнем ряду среди преподавателей – Иосиф Васильевич Бильдюк, в возрасте 34 лет, отец шестерых детей. Следующий за ним, в военной форме, – Александр Степанович Алексеев, учитель гимнастики, подпоручик, младший офицер 7-й роты 172-го пехотного полка. Единственная женщина в преподавательском составе – Наталья Александровна Мансарт – была дочерью командира 2-го батальона 170-го Молодечненского пехотного полка Александра Степановича Мансарта, ее прислали из Вильно. И, наконец, четвертым в нижнем ряду помещен Николай Васильевич Семенов – учитель пения, 29 лет, православный.

Надо отметить, что в фотоколлаже нет преподавателя очень важного в то время предмета – Закона Божьего. В 1914 году в Лидском высшем начальном училище Закон Божий преподавал отец Иосиф Коялович. И еще хотел бы добавить, что Бильдюк, Мансарт и Семенов преподавали также в Лидской мужской гимназии. Их можно увидеть еще на одном уникальном снимке 1914 года – среди учеников и преподавателей мужской гимназии (этот снимок хранится в фондах музея). Известно, что в гимназии Семенов преподавал чистописание.

111

Преподаватели и ученики Лидской мужской гимназии, 1914 г. (фрагмент снимка из фондов музея). Слева направо: Семенов, Мансарт, неизвестный, Бильдюк.

– Валерий Васильевич, скажите, пожалуйста, а из каких источников вы черпали эти сведения, помогающие пролить свет на одну из страниц истории образования на Лидчине?

– В данном случае были использованы: Памятные книжки Виленской губернии за 1914 и 1915 гг.; Журнал генеральной проверки торгово-промышленных предприятий г. Лиды; Клировая ведомость Свято-Михайловского собора за 1912 год. А также – несколько десятков других печатных и архивных материалов, изученных при исследовании темы «Образование на Лидчине».

– Вы сказали, что заведующий училищем Трутько был титулярным советником. Что это означает? Насколько высоким был этот ранг в чиновничьей среде?

– В «Табели о рангах» Российской империи (иными словами – расписании чинов) было 14 чинов. Четырнадцатый – самый низкий. Каждому чину соответствовали определенные гражданские, военные, придворные должности. Титулярный советник – это гражданский чин 9 класса, он давал личное (но – не потомственное!) дворянство. Если представитель из низших слоев общества благодаря образованности и деловым качествам дослуживался до титулярного советника, он становился дворянином. Таким образом дворянская среда пополнялась наиболее яркими представителями, интеллектуалами из других слоев общества. Хотя служащий в этом чине изначально мог быть потомственным дворянином по рождению.

– А то, что учитель гимнастики Алексеев был офицером, – это случайность?

– Нет. В воинских частях в обязательном порядке выделялись офицеры для преподавания гимнастики в училищах. Военнослужащие как бы работали на двух работах: служили в части и преподавали в гражданских учебных заведениях.

– А про выпускников, помещенных на фото, удалось что-нибудь выяснить?

– Всего в высшем начальном училище единовременно обучалось 120-150 учеников. В 1-м выпуске, мы видим, их было 29. Каждый класс вел один учитель, узкой специализации по дисциплинам у них не было (кроме гимнастики – этот предмет во всех классах вел прикрепленный к училищу военнослужащий).

Теперь – о выпускниках. Несмотря на то что фамилии многих из них в нашей местности на слуху и сегодня (Козловский, Грос, Тарас, Шмигеро, Стефанович, Дудко, Онацко), конкретно об этих парнях информации почти не осталось. Отсутствие инициалов позволяет говорить о выпускниках весьма предположительно. Беньяминович, Эпштейн, Мозшович, Беркович, Пупко, Будин – дети еврейских торговцев и ремесленников среднего достатка. Савицкий – возможно, сын священника Маломожейковской церкви Льва Савицкого. Колесинский и Носович – из землевладельцев, Стрепетов – или из чиновного люда, или из отставных унтер-офицеров. 

В 1914 году, когда состоялся 1-й выпуск училища, началась Первая мировая война. Лидское высшее начальное училище было закрыто. Можно предположить, что эти грамотные и поэтому востребованные эпохой молодые люди оказались в самом вихре событий и далеко не все в нем уцелели – кого-то арестовали и сослали, кого-то расстреляли.

Но это – лишь предположение. Возможно, публикация данной фотографии поможет больше узнать о размещенных на ней людях.

– Не меньше внимания, чем портреты преподавателей и учеников, привлекает к себе снимок здания училища. Сохранилось ли оно? Если нет, то где оно находилось?

– Здание Лидского высшего начального училища не сохранилось. А находилось оно напротив северной стены замка Гедимина. Сегодня на том месте, где стояло это двухэтажное кирпичное здание, – небольшой сквер. Пешеходная дорожка между сквером и насыпью северной стены замка раньше была улицей. Училище находилось через дорогу от замка, его главный фасад смотрел прямо на древние руины. Если от высокого каменного бордюра, ограничивающего сегодня пешеходную дорожку, пройти на 10-15 метров вглубь сквера, где-то здесь примерно и будет располагаться линия главного фасада.

444

Здание высшего начального училища (снимок из фондов музея).

Вообще, это здание изначально строилось как частный дом. Застройщик на его возведение взял кредит. Но рассчитаться вовремя не смог. Здание перешло в собственность города (кредит застройщик, возможно, брал в казначействе или городские власти выкупили вексель), и в нем организовали городское училище. А в 1912 году оно было реорганизовано в высшее начальное училище.

– Как использовалось здание после того, как училище было закрыто?

– Известно, что до 1939 года в нем размещалась всеобщая семилетняя школа №5 (всего в Лиде в 1938/39 учебном году при польской власти было семь таких школ). До 4-го класса образование в ней было бесплатным, а начиная с 5-го – платным.

В этой школе №5 когда-то училась наша землячка, писательница Евгения Ярмонт (сейчас она живет в Белостоке, пенсионерка).  Вот отрывок из ее книги «В тени замка Гедимина»: «Эта школа №5 возле замка! Обыкновенный кирпичный двухэтажный дом за северной стеной замка, приспособленный под школу. Главный вход был со стороны замка, на первом этаже располагались младшие классы – с первого по четвертый. В глубине здания находилась общая раздевалка – ряд крючков и деревянных колышков, вбитых по всей длине стены. Направо от раздевалки был большой проходной зал, где проходили уроки гимнастики и проводились собрания харцеров. Во дворе с задней стороны здания узкая и крутая деревянная лестница вела на второй этаж. Временами она еще снится мне. На главном фасаде с правой стороны располагалась широкая, но очень крутая лестница, ведущая в учительскую на втором этаже. Ею пользовались только учителя».С 1939 по 1941 год в здании была советская школа. В начале войны здание разбомбили немцы.

– В завершение обратимся непосредственно к самому фотоколлажу. Его украшают нарисованные от руки вензеля, атрибуты школьной жизни, а внизу как бы подводит под всем черту подпись автора коллажа: «Фот. Глауберманъ». Что-нибудь известно о нем?

– Да. В начале ХХ века это был очень известный в Лиде фотограф, еврей по национальности. Сохранилась масса фотографий Глаубермана. Его фотомастерская находилась по улице Виленской, в доме Янушкевича (на том месте, где сейчас музыкальная школа по улице Советской).

* * *

Послесловие к интервью. Просто удивительно, сколько всего можно узнать только лишь из одной фотографии, если всматриваться в нее с пристрастием! И это, разумеется, не все. Возможно, эту информацию захотят дополнить читатели. На всякий случай приводим здесь фамилии 29 выпускников училища, размещенных на снимке. В левой части коллажа, слева направо, начиная с верхнего ряда: Козловский, Куча, Ленкевич, Грос, Беньяминович, Эпштейн, Драгун, Шредерс, Шмигеро, Носович, Тарас, неизвестный, Стрепетов, Юшко, Щепук, Савицкий. В правой части коллажа: Онацко, Колесинский, Мозшович, Копчинский, Беркович, Гринюк, Стефанович, Кодило, Пупко, Будин, Авласевич, Дудко, Ушко.

Может, вам что-то о них известно?

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться