Лики святых: как рождаются иконы в руках мастеров Лидского района
27 Сентября 2024
728
В Лидском районе есть только два таких штучных мастера – иконописцы Ольга Мартишко и Нина Горош. Написанные ими иконы украшают храмы Лидчины и соседних районов. Увидеть их можно в Свято-Михайловском кафедральном соборе – иконостас в нем написан именно этими лидскими мастерами. О том, как рождаются лики святых, беседуем с одним из иконописцев Ольгой Мартишко.«Никто, кроме Бога, тебе не поможет»
Ольга родилась в Лиде, окончила Гродненский государственный университет по специальности «история», работала в школе и вела активную общественную жизнь. В молодости была далека от церкви, пока однажды не наступил тот самый момент «икс». Глубокий кризис, тупик, выход из которого она увидела только в Боге.
Сначала просто стала ходить в церковь, потом в микрорайоне Индустриальный стал образовываться приход и ее пригласили петь в церковный хор. Вроде бы жизнь налаживалась. И все же, признается Ольга, было ощущение: если не свяжет свою жизнь еще сильнее с церковью, то все прежнее плохое снова может закрутить, запутать. Как раз в этот момент знакомая рассказала ей про схиархимандрита Митрофана из Жировичского монастыря и предложила поступать в духовное училище.
– Наверное, в другой момент я бы на это не согласилась, но тогда все сошлось: я выпускала 9 класс, на работе ничего не привязывало. И мы поехали на благословение к отцу Митрофану, – рассказывает лидчанка. – Когда я впервые увидела его, сразу поняла: передо мной святой. Попросила: «Батюшка, благословите поступать». А он сказал: «Как хочешь». Именно это со мной и происходило: мне действительно нужно было посмотреть внутрь себя, чего же я хочу. И в самом деле, мы ведь часто слушаем близких, друзей, которые нам что-то советуют, говорят. А то, что идет из глубины души, свой собственный пульс, не слышим. В тот момент во мне утихли чужие голоса, и я поняла, что однозначно хочу связать жизнь с церковью. В каком качестве, все равно, просто хочу быть здесь. отец Митрофан благословил и сказал: «Никто, кроме Бога, тебе не поможет».
«Иногда мы шутили, что попали в рай…»
«Я поступила на дневную форму обучения иконописного отделения Слонимского духовного училища (сейчас оно переехало в Жировичи). Честно говоря, иконописцем я никогда не собиралась быть – основная моя профессия была связана с педагогикой. Хотя рисовала всегда хорошо, в школе работала педагогом-организатором, а по факту была и художником-оформителем, – рассказывает Ольга Вацлавовна. – А еще мне повезло: в тот год в училище прислали преподавателем выпускника иконописной школы Троице-Сергиевой лавры Дмитрия Веретенникова. Считаю, это милость Божия –учиться у специалиста такого высокого уровня. Дмитрий Александрович заложил в нас основы иконописи. Помню, как он учил: накладываем цвет, он посмотрит – плохо, стирай. Второй раз – плохо, опять стирай. И так раза 3-4, пока добьешься хорошего результата».
В училище Ольга познакомилась с лидчанкой Ниной Горош – в один год они поступили учиться: Нина Афанасьевна на заочное отделение, а Ольга на дневное. Сейчас ввиду состояния здоровья Нина Горош практически не занимается иконописью.– Это были незабываемые годы учебы и совершенно особенное учебное заведение. Иногда мы шутили, что попали в рай – так здесь было хорошо. В нас закладывались не только знания, но и умение жить: послушание, смирение, – говорит лидчанка.
После окончания училища она трудилась на приходе храма иконы Божьей Матери «Всецарица» в микрорайоне Индустриальный, а через 4 года перешла в Свято-Михайловский собор. Здесь уже 14 лет. Занимается не только иконописью – по основной должности Ольга Вацлавовна псаломщик (уставщик), кроме того работает педагогом в воскресной школе.
Иконописец должен жить церковью
– Утро и день я провожу на богослужении, и это очень хорошо. Честно говоря, не понимаю, как иконописцы могут писать вне церкви. Когда молитвы не хватает, не получается ничего, – говорит Ольга. – Бывают такие процессы, которые от руки не зависят, например, олифление – не идет и все тут. А так, на литургии мы поем, молимся.
Процесс создания иконы многоступенчатый и занимает не менее месяца. А начинается все с благословения духовника или священника-настоятеля, в храм которого пишется икона. Нередко икона создается по благословению правящего архиерея – епископа Лидского и Сморгонского Порфирия. Далее Ольга подбирает образцы, с которых впоследствии и будет писать, показывает их священнику и только после согласования начинает над иконой работать.– Каноническая икона – особенная. В 12 веке в Византии был сформирован иконописный канон (свод правил), по которому до настоящего времени пишутся иконы, – говорит мастер. – Икона, в первую очередь, – это молельный образ. То, перед чем человек должен молиться Богу. И все приемы, техника должны способствовать этому, чтобы в человеке пробуждались не какие-то земные чувства, а стремление к Богу.
Все начинается с доски
В этом искусстве все символично, имеет свое значение.
– Иконописная доска имеет углубление и внешние поля, – вводит в курс дела мастер. – Это углубление – ковчег. Глубина символизирует духовный мир, поля – мир земной. Применяются различные техники: с древности и до сих пор практикуются такие из них, как проклейка, паволока, левкас… Проклейка – это заливка горячего желатина, паволока – наклеивание марли. Левкас – нанесение грунтовки, которая варится из желатина и мела. Левка – по-гречески «белый». Кстати, доски тоже специальные – их делает мастер в Жировичах по всем канонам. На доску наносятся поочередно слои. Далее все шлифуется – процесс занимает около недели. После идет прорись рисунка черной тушью. Затем – золочение, далее идет целый ряд лаков и золото (натуральное). После засыхания этих слоев наносится рисунок.
Иконописец отличается от художника. Если у художника есть цель проявиться, выразить себя в картине, то у иконописцев – чем меньше тебя, тем лучше. Хотя, конечно, у каждого есть свой почерк.
«Святые и их родители»
Лидчанка поделилась, что пишет разные образы. Их можно увидеть в Свято-Георгиевском храме – это икона Божией Матери «Жировичская», Всех белорусских святых, святой мученицы Татианы. В храме Всех святых – икона мученика младенца Гавриила Белостокского. Много икон и несколько иконостасов написано для Островецкого благочиния. Каждый год к 10 июля она пишет икону Божией Матери «Сукневичская» (к празднованию дня этого чудотворного образа, хранящегося в Сморгони), которая дарится гостям. Особенно ей на душу ложатся образы преподобных. Конечно же, для этого иконописец должен хорошенько изучить житие святого, прочитать тропарь в его честь. Сейчас, к примеру, Ольга завершила образ Паисия Святогорца.
Есть и необычный проект, над которым Ольга работает. По предложению своей однокурсницы (а теперь она матушка в одном из сельских приходов Гродненской епархии) Ольга пишет серию икон «Святые и их родители». Уже написана икона Пресвятой Богородицы и ее родителей святых Иоакима и Анны, Иоанна Крестителя и его родителей святых Захария и Елисаветы, в процессе создания икона преподобного Сергия Радонежского и его родителей Кирилла и Марии, а также икона равноапостольной Нины и ее родителей Завулона и Сусанны.
Готова делиться своим мастерством
Ольга преподает в воскресной школе Свято-Михайловского кафедрального собора и здесь же ведет художественный кружок, на котором вместе с детьми делает предметы декоративно-прикладного искусства, связанные с церковью. Лидчанка признается, что хотела бы передать кому-нибудь из детей свое иконописное мастерство. – Пару лет назад один мальчик заинтересовался иконописью. Но когда понял, что за три дня икону не напишешь, заниматься перехотел, – говорит Ольга Вацлавовна. – К тому же, мое убеждение (об этом же говорила выше): настоящий иконописец должен жить церковью. А для этого нужно осознанное решение. Если такой человек появится, готова поделиться тем, что умею. Чтобы продолжилась в Лиде традиция.
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.







