По следам бродячих псов. Журналисты «ЛидаМедиаКомпании» изучили ситуацию, которая возникла на территории Гончарского сельсовета

06 Сентября 2022 6467

Поводом для подготовки данного материала стали серия видеосюжетов (в том числе любительских) и статья на страницах одиозной прессы. Речь шла о том, что на территории Гончарского сельсовета стая бродячих собак гуляет по окрестностям и нападает на домашних животных, что, безусловно, вызывает беспокойство у местного населения.


Материал о ситуации, в которой оказались жители, и о путях решения вопроса готовила к печати и «Лiдская газета». Однако уже вброшенная различными источниками информация о данной конкретной проблеме сельчан настолько обросла разного рода предположениями, кто прав и кто виноват (иногда на уровне слухов), что главный редактор ГУ «Редакция «ЛидаМедиаКомпания» Павел Ивуть предложил расширить рамки готовящейся статьи, без каких-либо предпочтений посмотреть на обсуждаемый вопрос, скажем так, не через щелку в заборе, а зайти на территорию, увидеть, что действительно происходит внутри.

У страха глаза велики

Первыми, с кем связались журналисты газеты и телевидения «ЛидаМедиаКомпании», стали сотрудники ЗАО «Белсалттрэйд», что находится в деревне Доржи: «Хотим посетить ваши объекты». Закрытое акционерное общество занимается переработкой отходов животного происхождения, и именно на него в большей степени начали грешить жители окрестных деревень и некоторые из тех, кто обсуждал возникшую ситуацию. Мол, с предприятия вывозят на скотомогильник, который расположен в лесу, в направлении деревни Дитрики, кости животных, поэтому бродячие собаки и устроили на нем свое лежбище, сделав, чтобы попасть на огороженную территорию, подкопы. Кстати, такое утверждение было подкреплено и любительским видео, на котором действительно видна груда костей. Кроме того, еще в одном сюжете утверждалось, что зловонный запах не дает возможности близко подойти к скотомогильнику.
 
Сказать по правде, и журналисты «ЛидаМедиаКомпании», напуганные всей этой информацией, с опаской отправлялись в путь, чтобы побывать и на самом предприятии, и на скотомогильнике. На всякий случай захватили с собой защитные медицинские маски. Ведь воображение рисовало не совсем приятные картины. Однако оказалось, что как внешне, так и внутри территория и корпуса предприятия имеют вполне современный и ухоженный вид. 

 Более того, сейчас здесь ведется дальнейшее благоустройство и идет снос старых построек. Как объяснили журналистам сотрудники ЗАО, в свое время литовская компания возвела перерабатывающее предприятие рядом с ветсанутильзаводом, который начал функционировать в 1986 году, а затем прекратил свою работу. Когда в апреле 2021 года у предприятия сменился владелец, большое внимание стало уделяться его дальнейшему развитию.
  Например, на площадке, которая появится после сноса старых сооружений, планируется провести строительство дополнительных производственных объектов. Немаловажен и тот факт, что новый генеральный директор ЗАО активно занялся вопросом строительства новых очистных сооружений. Закупленное оборудование планируется установить до конца текущего года и запустить в работу в первом квартале следующего года. На сегодняшний день, чтобы не нагружать существующие очистные сооружения, производственная линия занята только на 60 процентов. 

 А что же представляет собой производственный процесс переработки отходов животного происхождения? С заместителем директора по производству и качеству Еленой Нессон журналисты прошли по территории завода. Увидели, что сырье с мясоперерабатывающих заводов, убойных цехов, сельскохозяйственных предприятий доставляется сюда в специальных закрытых контейнерах транспортом ЗАО.

Выгрузка отходов идет в сырьевом цеху. Сама производственная линия полностью автоматизирована и управляется с помощью компьютеров аппаратчиками производства технической продукции.

 Благодаря имеющемуся на каждом этапе производства видеонаблюдению они имеют возможность руководить процессом, начиная от загрузки сырья до выхода готовой продукции, и устанавливать необходимые параметры работы. К слову, мясо-костная мука как пищевая белково-витаминная минеральная добавка для животных и жир животный технический очень востребованы потребителями. 


– Процесс переработки отходов животного происхождения, в принципе, безотходный. Тогда как на скотомогильнике оказалась груда костей, которые были запечатлены с помощью видеосъемки? И в целом, для чего же тогда существует скотомогильник? – поинтересовались журналисты у помощника директора Ольги Зайко. 


 – Скотомогильник используем в редких случаях, например, в аварийных ситуациях (скажем, произошла поломка производственного оборудования в жаркий летний период), – говорит собеседница. – Сырье отвозится на скотомогильник, выгружается в специальную траншею и пересыпается хлорной известью и песком. По мере наполнения траншеи она засыпается землей. 

 – В данный момент происходит снос старых корпусов производственной постройки некогда функционировавшего ветсанутильзавода, – объясняет Ольга Анатольевна. – В процессе работ, в старых сырьевых ямах, были обнаружены кости животных. Они были извлечены, отвезены на скотомогильник, выгружены там и вечером того же дня сброшены в траншею. Следует сказать, что при утилизации отходов мы всегда действуем в соответствии с санитарными правилами, выполнение которых строго контролируют работники райветстанции.
 
Журналисты предложили Ольге Зайко вместе с ними посетить скотомогильник и посмотреть, что же на самом деле находится на его территории. Так и не воспользовавшись за ненадобностью защитными медицинскими масками на самом перерабатывающем предприятии, думали, что они потребуются на подходе к скотомогильнику, но и здесь такая защита от неприятного запаха не понадобилась.

 Ольга Анатольевна сняла с ворот скотомогильника замок (кстати, посещение, как и проведение фото- и видеосъемки данного объекта, без согласования с предприятием категорически запрещено) и распахнула их. Огороженная территория представляла собой не свалку костей, а площадку с грудами песка. Вдали виднелась глубокая траншея, в которой останки животного происхождения были присыпаны песком и хлорной известью. При подходе к ней действительно улавливался специфический запах.
   – Но ведь мы находимся не на кондитерском заводе и не на парфюмерной фабрике, – заметила Ольга Зайко. – Этот вынесенный на определенное расстояние от жилой зоны специальный объект служит для захоронения останков животных и отходов животного происхождения, которые непригодны для дальнейшего использования в производстве. 

  Нельзя не согласиться с собеседницей: питаться содержимым траншеи собаки, пусть даже бродячие, не станут. И все же журналисты отправились искать подтверждение присутствия четвероногих. Обошли территорию внутри скотомогильника, а также по всему внешнему периметру. С внешней стороны ограждение присыпано внизу слоем земли. Подкопов замечено не было, как и свидетельств того, что проделанные лазы недавно ликвидировались. Хотя, по словам Ольги Анатольевны, слой земли действительно периодически подсыпается, когда он делает усадку.

  – А откуда же тогда появился в серии видео о бродячих собаках-«террористах» кадр присутствия подкопа? Ведь он запечатлен около ограждения скотомогильника, – не отступали журналисты и попросили у помощника директора объяснения. 

  – У ворот при въезде на территорию были сняты две колеи от транспорта, которым завозили на скотомогильник отходы из сырьевых ям старого предприятия, – ответила собеседница. – Сейчас, как вы видите, колея ликвидирована и дополнительно укреплены ворота. 

  Проблема и ее решение

Так где же все таки искать следы бродячих псов, которые, по представленной читателям и зрителям информации, якобы держат в страхе всю округу? Журналисты, пригласив с собой председателя Гончарского сельского Совета Валерия Колодко, отправились в деревню Дитрики, на жителей которой в сюжетах имелась ссылка. Начали спрашивать: «Насколько сильно стая собак донимает деревню?» – и услышали следующее.

  – Нет, в наших так называемых новых Дитриках (более поздней застройки. – Прим. автора) такого вообще не было. Может, спросить в старых Дитриках? А наши дворовые собаки, которых местные хозяева спускают с привязи погулять, вреда не делают, – ответил на вопрос арендатор земли Виктор Бутурля.

  – Слышал, что где-то бродячие собаки нападали на овец и коз, но особо не вникал в этот вопрос, – сказал житель Дитрик Михаил Стефанов.

  – А откуда это вы взяли, что мы живем в страхе от бродячих собак? На мой участок никакая такая свора не заходила, – пожал плечами Владимир Мурин.

  Поинтересовались журналисты, как сейчас обстоит ситуация, у фермера Игоря Хлопкова. Он говорит, что для решения проблемы был проведен ряд мероприятий. Видел однажды, как работники ДЭП Лидского ГУП ЖКХ с ночи до утра несли дежурство возле его подворья. Охотники, которые прочесывали окрестности, тоже попадались ему на глаза. По словам Игоря Викторовича, он и сам стал больше заботиться о безопасности скота. Следит, чтобы в темное время суток все животные были за заграждением, на ночь включает прожектор и освещает территорию.
 
А почему вообще возникла проблема с бродячими псами? Вот что рассказал журналистам председатель Гончарского сельского Совета Валерий Колодко:

  – Вся эта суматоха вокруг собак началась не сегодня. Были отдельные обращения граждан в сельский Совет по поводу того, что собака курицу загрызла, и раньше. Но речь о стае псов не шла. Дело в том, что в окрестных деревнях проживает много дачников, которые приезжают сюда на время летнего сезона из Лиды и Дятлово. Они возделывают огороды, держат подсобное хозяйство и заводят собак. Когда же наступают холода, дачники собираются уезжать в город и своих четвероногих питомцев попросту отпускают на «вольные хлеба». Первые сообщения о том, что якобы бродячие псы находятся в районе скотомогильника, начали поступать в сельский Совет от жителей в начале текущего года. Мы выехали на место, осмотрели окрестности и поняли, что собаки не могут находиться на скотомогильнике. Не было собачьих следов на снегу, да и питаться на скотомогильнике животным нечем. Решили: значит, бродячие псы, которых видели, обосновались в лесу, где есть дичь. А месяц назад к нам обратился фермер, житель деревни Дитрики, и сообщил о том, что бродячие собаки загрызли нескольких его домашних животных. Сразу была направлена заявка в Лидское ГУП ЖКХ с просьбой отловить бездомных псов. Так как мы не были уверены, что ущерб причинили именно собаки, связались и с районной организацией Белорусского общества охотников и рыболовов. Попросили охотников выехать на место, и если вред наносят дикие животные, то провести их отстрел. И коммунальная служба, и районная организация БООР отреагировали на наши обращения и проделали определенную работу. Жалоб на нападение собак на домашних животных от местных жителей нам в последнее время не поступало. Кстати, за четыре с половиной года (столько времени я возглавляю сельский Совет) не было ни одной жалобы на то, что собаки напали на человека или реально испугали его.

  – Считаю, что в том, что собаки пришли ко двору фермера, частично виноват он сам, – добавил Валерий Колодко. – Хозяин подворья занимается разведением домашних животных, в том числе и кроликов. Кроликов он разделывал, а отходы, шкурки и внутренности, утилизировал вблизи участка. Вот и учуяли псы добычу. Да и овец фермера можно было увидеть в свободном выгуле. А ведь одичавшей собаке не объяснишь, что это домашнее животное и его трогать нельзя. 

  Журналисты не могли не связаться с представителями ДЭП Лидского ГУП ЖКХ. Интересовало, что конкретно было предпринято, чтобы бродячая стая не гуляла в окрестностях.

  – Нам поступали заявки от председателя Гончарского сельского Совета и жителей деревни Дитрики с просьбой отловить свору собак, – говорит ветврач Лидского ГУП ЖКХ Оксана Позняк. – Работники, которые занимаются отловом бродячих животных, вместе со мной пять раз выезжали в Дитрики для обследования деревни и близлежащей территории.


Во время первого выезда бродячих псов обнаружено не было. Тогда руководитель ДЭП Светлана Белопетрович поставила перед нами задачу изменить время выездов, так как хозяин фермерского хозяйства утверждал, что свора собак приходит к его ферме либо в утреннее, либо в вечернее время. Следующий выезд состоялся в три часа ночи. Дежурство несли до самого рассвета. За это время провели обследование деревни, обошли все подворья и опять свору не обнаружили. Тогда взяли курс в сторону железнодорожного переезда. Именно там увидели нескольких бродячих собак и усыпили их. В общей сложности за время наших выездов мы отловили пять бродячих псов. Сейчас мы поддерживаем связь по телефону и с сельским Советом, и с фермером. Если вдруг возникнет дополнительная необходимость в нашем участии, сразу выедем на место.

  На этом можно было бы поставить точку. Но есть два момента, на которые хотелось бы обратить особое внимание.

  В беседе с журналистами местный житель Владимир Мурин очень правильно заметил, что люди в ответе за тех, кого приручили: 

  – Все должны быть на своем месте: и собака, и кот, и овца, и козочка. Завел в хозяйстве ту же собаку – корми ее, держи на привязи или в вольере. Зачем создавать лишние трудности животному, себе и людям?

  А еще в народе не зря говорят: «Собака лает – ветер носит». Проблема, которая возникла, в итоге снята. А ведь какую бурю раздул ветер из-за собачьего лая!..

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться