«Вообще-то каникулы!» Как школьнику прочитать заданный на лето список литературы?

20 Июня 2022 3355

«На лето задали прочитать книги, а ребенок не любит читать. Что делать? Нужно ли его заставлять?»

Виктория 

На вопрос отвечает психолог Татьяна Каральчук:

– На улице солнышко, друзья гоняют на велосипедах, а на столе тяжким грузом лежит список литературы, которую нужно прочитать за лето, – ситуация, знакомая многим с детства. Такие списки дают даже самым маленьким школьникам. Задача родителей – помочь прочитать нужные книжки, но никак не заставлять.

Если ребенок маленький и главная цель – научить его читать и понимать текст, то родителю стоит обратить внимание на логопедические материалы, нейропсихологические методики. Но ребенок не справится с этим один. Нельзя просто научить буквам, а потом оставить его в комнате с книгой – нужно помогать. Существуют специальные книги, которые снимают страхи перед чтением. Они помогают, когда уже был неудачный опыт обучения. В таких книгах на каждой странице немного текста, он крупный, есть красочные иллюстрации. Ребенок может соотнести прочитанное с картинкой, закрепив смысл рассказа или стихотворения, получает позитивный опыт от чтения.

Если речь идет о подростке, то нужно, чтобы он научился работать с текстом. Процессы в голове не происходят насильно – нельзя заставить читать, ожидая, что у ребенка разовьются фантазия, умение мыслить образами, речь станет лучше и он начнет писать без ошибок. Так можно добиться только механического прочтения текста. Нужно ли это? Ведь чтение – это способ решения вопроса. Если у ребенка такой задачи нет, то усилия будут тщетны.

У большинства детей есть хобби. Одни любят рисовать, другие – кататься на велосипеде. И тут не возникает вопроса, зачем ребенок это делает: ему просто нравится. Хотя рисование полезно для мелкой моторики, развивает воображение, а езда на велосипеде развивает все группы мышц, реакцию. Но это не первостепенно. А первостепенны кисти, краски, велосипед, защитный шлем для занятий любимым делом. Точно так же дела обстоят с чтением. Нужно найти книги, которые помогут развить этот интерес.

Если чтение – часть школьного задания, нужно искать способы его выполнить. Если родительская цель – формально отчитаться перед школой, то это одно. А если хочется, чтобы ребенок прикоснулся к прекрасному, придется вместе читать и обсуждать книги, смотреть экранизации, ездить по писательским местам и т. д. Так взрослому удастся вписать чтение в культурную и интеллектуальную жизнь ребенка.

Как читать эффективно? Этим вопросом также часто задаются родители школьников. Читательский дневник – классический способ запомнить, о чем шла речь в произведении. Но просто вести его может быть скучно. Если ребенок любит рисовать, предложите ему подготовить картинки с кратким описанием сюжета. Школьник может даже не догадываться, что и так можно вести читательский дневник. Подросткам обычно нравится выписывать красивые цитаты, интересные моменты с глубокими мыслями. Современный ребенок может снять тик-ток, изложить свои мысли по поводу прочитанного в ролике – и это тоже способ ведения читательского дневника. В конце концов, вопросы на полях книг помогут вспомнить свои мысли во время чтения.

Просматривайте предложенный список литературы самостоятельно, рекомендуйте ребенку интересные произведения, читайте вместе. Если книги слишком сложные, перескажите их смысл, адаптируя к детскому пониманию. И помните, что не бывает единого способа мотивации – к каждому ребенку должен быть свой подход.

Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться