Прерванный полет сынов Беларуси. Вдовы погибших под Барановичами лидских летчиков Анастасия Ничипорчик и Татьяна Куконенко вспоминают о том, какими были их мужья

03 Февраля 2022 7596

Медаль Героя Беларуси… Этой высокой государственной награды в нашей стране удостоены 13 человек. Двое из них – летчики 116-й штурмовой авиационной базы майор Андрей Ничипорчик и лейтенант Никита Куконенко, погибшие при крушении самолета под Барановичами весной прошлого года.

От момента возникновения аварийной ситуации до падения самолета прошло чуть более минуты. В этих условиях неимоверными усилиями на высоте около 50 метров экипажу удалось стабилизировать направление полета и направить Як-130 в единственную точку, которая была вне жилых построек.

Пилоты посмертно удостоены почетной награды за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга.

«Будь моей женой!»

С Анастасией мы разместились в уютной кухне, светлой от белого (если не сказать «белоснежного») гарнитура. Посудомоечная машина чуть слышно ворчала, охотно помогая многодетной маме по дому. Настя несколько раз предложила мне выпить чаю.

Детей слышно не было. В одной из комнат богатырским сном спал двухлетний Максим. В другой перед экраном телевизора притихла Вика: вниманием четырехлетней девочки завладел популярный мультфильм про трех котов. Шестилетний Леша был у дедушки: отец Андрея – Владимир Леонидович – живет неподалеку и часто берет внука-первенца к себе.

Рассматривая те немногие фото супруга, что сохранились в телефоне, Настя мечтательно обронила фразу о том, как было бы здорово вернуться в то время, до трагедии.

Со своим будущим мужем девушка познакомилась, когда работала в магазине «Потсдам». Андрей в то время был еще курсантом Военной академии и в 116-й авиабазе проходил летную практику. Для Насти все посетители были просто покупателями, а вот будущий летчик обратил внимание на обворожительного кассира, правда заговорить не решился, а прочитав ее имя и фамилию на бейдже, отправил Насте сообщение через социальные сети. Сперва общались по интернету, позже договорились о встрече. На первое свидание, что было назначено у новогодней елки, молодой человек приехал с шикарным букетом.

Решение создать с Настей семью Андрей принял спустя несколько лет. Предложение руки и сердца своей избраннице молодой летчик также сделал оригинально – прямо в... супермаркете. В то время Настя уже работала заведующей отделом в «Евроопте» по улице Гагарина. Наверняка посетители магазина, случайно ставшие свидетелями романтической сцены, когда молодой человек, стоя на одном колене прямо посреди торгового зала, протянул обаятельной девушке кольцо, и сегодня вспоминают тот случай с улыбкой.

Как позже признавался невесте сам Андрей, реализовали план Б. Планом А было сделать предложение Насте по громкой связи супермаркета, однако с охраной магазина договориться не удалось.

Свадьба была скромной. Жить молодожены стали в служебной однокомнатной квартире, что была выделена Андрею в доме по улице Тухачевского. Позже, когда семья стала больше, родители помогли купить детям более просторную квартиру в новом Южном городке.

Крушения с разбежкой в четверть века

Воспоминания о том роковом дне, отнявшем у семьи Ничипорчиков любимого сына, супруга и отца, Насте давались непросто: пытаясь завладеть хрупкой женщиной, то и дело накатывала волна непреодолимого отчаяния. Но Анастасия уже научилась управлять своими эмоциями и подробно рассказала события весеннего дня, разделившего жизнь на «до» и «после».

19 мая 2021 года все было как обычно. В семь утра Андрей ушел на работу. Супруги еще несколько раз созванивались, обсуждая тонкости ремонта, который днями затеяли в ванной комнате, решив переложить плитку. Младшие дети гостили у бабушки.

Особым теплом тот день не радовал, но зная о том, как полезен для малышей свежий воздух, Настя с детьми и дедушкой вышла на прогулку. В небе над новым Южным городком мелькнули самолеты. «Андрей из Баранович вернулся», – подумала жена летчика, увидев стальных птиц.

Придя с улицы, детей покормили и уложили спать. Воцарившуюся тишину неожиданно нарушил звонок в дверь: из воинской части родителям принесли недобрые вести. Огорошенные услышанным, свекор и свекровь долго подбирали слова, чтобы сообщить невестке о трагедии, что случилась в Барановичах.

Внутри у Насти все оборвалось, сознание не хотело воспринимать страшную новость. Жена погибшего летчика до последней минуты верила в то, что это ошибка. Звонки от знакомых сыпались градом. Телефоны пришлось отключить: объяснять что-либо не было сил.

В те скорбные дни Ничипорчики от ворвавшегося в их жизнь горя не могли сдержать слез. Глядя во влажные глаза взрослых, дети чувствовали: что-то случилось. Но что именно, понять не могли, ведь родные, боясь ранить маленькие души, правду скрывали. Первое время на вопрос малышей, где папа, им уклончиво отвечали, что тот улетел в далекую Африку. И лишь спустя сорок дней Настя решила сказать детям правду: «Наш папа умер. Сейчас он на небе и оттуда за нами наблюдает».

Такое совпадение кажется невероятным, но 25 лет назад, с разницей в четыре дня, под Барановичами разбился еще один летчик – Владимир Карват. Трагедия случилась 23 мая 1996 года. Как и пилоты 116-й авиационной базы, Владимир Николаевич ценой своей жизни увел неисправный самолет от населенного пункта. Владимир Карват стал первым в республике, кому за исключительные заслуги перед государством и обществом было присуждено высшее звание «Герой Беларуси».

Вдов породнило общее горе

По молодым пилотам Андрею Ничипорчику и Никите Куконенко, жизнь которых трагически оборвалась в возрасте 33 и 22 лет, скорбела вся страна. Семьям погибших летчиков сопереживали не только родные и знакомые, но и совершенно незнакомые люди. Молодая вдова не осталась один на один со своей бедой. Как могли, Настю поддерживали родные и близкие люди, и в первую очередь родители.

Лидские авиаторы также не забывают о семье погибшего сослуживца. Военнослужащие всегда готовы протянуть руку помощи Насте и по первому звонку помогают ей решать различные бытовые вопросы, поздравляют детей с праздниками и днями рождения.

А еще 116-я авиабаза ходатайствует о том, чтобы Андрея Ничипорчика и Никиту Куконенко навечно зачислили в списки учебно-боевой авиационной эскадрильи, а также о том, чтобы именами пилотов были названы улицы в микрорайоне Север, а на домах, в которых жили летчики, на средней школе №9, где учился Андрей, были установлены мемориальные доски.

Общее горе, что легло на плечи жен погибших летчиков, сблизило и породнило молодых женщин. Татьяна, вдова Никиты Куконенко, часто навещает Анастасию, заходит на чай... У вдов Героев много общих тем, переживаний.

Браку Татьяны и Никиты суждено было продлиться всего восемь месяцев, хотя симпатия между ними возникла еще в школьные годы. Татьяна знала Никиту с третьего класса, некоторое время они учились в одном кадетском училище. 

Когда же стали курсантами, у каждого в своем вузе были свои заботы. В сентябре 2019 года Никита пригласил Татьяну на свидание и на смотровой площадке Национальной библиотеки предложил встречаться. Спустя какое-то время девушка приехала в Лиду, где будущий пилот проходил летную практику.

– Мы кормили уточек возле Лидского замка и заговорили о нашей дальнейшей жизни, – вспоминает молодая вдова. – Тогда Никита сказал: «Я хочу, чтобы ты стала моей женой. Хочу, чтобы мы были вместе, чтобы ты была рядом, а не так, что между нами 400 километров. Я хочу от тебя детей». И через месяц мы расписались. Расписались по-быстрому, чтобы меня распределили служить по месту службы мужа. Татьяна тогда училась в Академии МВД, а Никита был на стажировке в 116-й авиабазе.

Чтобы оформить брачный союз, невеста на час приехала из Полоцка в Лиду (дорога в одну сторону заняла 6 часов), а курсант Военной академии... ушел в самоволку. 

Обнаружив пропажу бойца, первым тревогу забил командир эскадрильи. Он позвонил Никите на телефон и поинтересовался, где тот находится. Молодой человек сказал, что регистрирует брак в загсе, на что командир сказал, чтобы по возвращении жених показал свой паспорт. Однако, убедившись в наличии штампа в документе, простил курсанту самовольную отлучку.

Настоящую свадьбу молодожены планировали сыграть летом, но, как отмечает вдова, май расставил все на свои места. В день трагедии Татьяна готовилась к выпускному в Академии МВД. В комнате общежития подруги настояли на том, чтобы она позвонила мужу.

– У меня вдруг сразу такая пустота внутри, прямо сердце останавливается. Я звоню – он не берет, – рассказывает Татьяна. – Я спрашивала, что случилось. Девочки выбежали из комнаты, зашли с курсовым офицером, он и сообщил, что Никиты нет. Я сразу не поняла. Позвонила своему будущему начальнику (на тот момент я должна была идти на службу в исправительное учреждение открытого типа), он с командиром авиабазы хорошо общается. Он подтвердил. А потом позвонил командир эскадрильи и тоже сказал прямо: «Ваш муж погиб». Я помню, что закричала (наверное, вся академия услышала), и все… Потом помню только гроб, и больше ничего.

В одном из интервью, рассуждая о смысле высокого звания Героя Беларуси, Татьяна отметила:

– Герой – это человеческая жизнь. Цена человеческой жизни. Такой поступок не каждый готов совершить... Да, это человеческая жизнь, а также преданность своей Родине.

В конце июня 2021 года Татьяна Куконенко получила диплом об окончании Академии Министерства внутренних дел. Церемония вручения состоялась на площади Государственного флага. На торжественном мероприятии присутствовали сослуживцы ее супруга, летчики учебно-боевой авиационной эскадрильи 116-й ШАБ.

По окончании академии Татьяна переехала в Лиду и теперь служит в 116-й штурмовой авиационной базе в качестве помощника начальника юридической службы.

Осиротели сразу трое

Мы продолжали разговаривать. Время от времени в окно заглядывал солнечный лучик, даря нам свое тепло и словно передавая привет с бескрайней высоты. На вопрос, что помогло не впасть в отчаяние, Анастасия Ничипорчик ответила не сразу:

– Скорее всего, мысль о том, что Андрей все сделал правильно. Если бы от крушения самолета пострадали люди, он бы просто не смог жить дальше... И, конечно же, наши дети, в которых я вижу продолжение Андрея: Леша, Вика, Максимка.

Андрей всегда хотел троих детей и мотивировал к этому Настю. «Родишь третьего – на работу можешь не выходить», – обещал он любимой жене. Настя дарила детей супругу одного за другим и вскоре стала многодетной мамой.

– Я рожала детей, не выходя из декретного отпуска, – отмечает моя собеседница. – Андрей словно куда-то торопился: быстрее, быстрее... Вика родилась, когда первому сыну, Леше, едва исполнилось два года. Спустя еще два года на свет появился Максим. Помню, мне подходило время рожать, а Андрею надо было на учения. Ситуация словно в старых советских фильмах: муж везет жену в роддом, а сам уходит на фронт.

– А когда подходил срок рожать третьего ребенка, супруга хотели перевести служить в Барановичи, – вспоминает Настя. – Новость меня скорее огорчила, чем обрадовала: ехать в незнакомый город, снова обживаться... Но согласие на переезд дала спустя час. «Что ж делать, если вышла замуж за военного? В конце концов, не за границу же отправляют», – убеждала сама себя. Правда, в Барановичи мы все-таки не поехали: туда перевели другого.

Андрей очень любил детей. Первенца Лешу старался воспитывать как будущего мужчину, не последнее место уделяя физической подготовке: в пять лет мальчик мог подтянуться на перекладине 12 раз. Брал с собой сына летчик и на пробежку вокруг нового Южного, во время которой Леша сопровождал отца на велосипеде. Со своей дочуркой же Андрей был предельно ласков и нежен.

Тем временем я поинтересовалась у Вики, которая продолжала смотреть мультики, кем она хочет быть. Оказалось, что предпочтения девочки, как и многих других детей ее возраста, достаточно изменчивы. Малышка бойко ответила, что сперва мечтала стать врачом, затем балериной (Вика даже потанцевала в напоминающей балетную пачку юбке, вращаясь вокруг себя на одной ноге), но при этом заметила, что теперь ее больше привлекает косметология. Что ж, желание освоить секреты макияжа и маникюра вполне естественно для будущей модницы, которая пока делает мейкап лишь своим любимым куклам.

Старший же, Леша, который родился в День Военно-воздушных сил Республики Беларусь, по словам Анастасии, увлечен самолетами. И пока верен своему идеалу: мечтает стать летчиком, как его папа и дедушка. У мальчика много моделей стальных птиц, которых он, нося по квартире, умело «пилотирует».

Пока еще Леша посещает детский садик, в школу пойдет следующей осенью. Конечно, с годами сын и внук летчиков может отдать предпочтение иной профессии, но для себя многодетная мама решила: «Перечить сыну не буду. Это его жизнь, его выбор».

* * *

В конце нашей беседы Настя показала железную модель самолета Як-130, которую своими руками сделал и подарил Леше на день рождения один из военнослужащих 116-й авиабазы. Прототип того самого Яка, на котором лидские пилоты ушли в свой последний полет. Черный силуэт летательного аппарата четко выделялся на фоне белой скатерти, напоминая о погибших патриотах Республики Беларусь – майоре Андрее Ничипорчике и лейтенанте Никите Куконенко.


Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться