«Осведомленность наших граждан растет с каждым днем. Наравне с виртуозностью грабителей». Лиду захлестнула волна киберпреступлений
09 Декабря 2021
1582
Мошенничество в эпоху современных технологий перекочевало в киберпространство. Каждое восьмое преступление совершается онлайн. За полгода 2021-го в Лиде зафиксировано около 120 киберпреступлений, это в два раза больше, чем за аналогичный период 2020-го. Вишинг, фишинг, фарминг...Начальник отдела по противодействию киберпреступности криминальной милиции РОВД Артем Юртаев рассказал «Лідскай газеце» о хитроумных мошеннических схемах и способах защиты от них.
Развели как девочку
Столько раз писала статьи о кражах в интернете, брала комментарии у сотрудников РОВД и совместно с ними разбирала различные схемы одурачивания людей, порой даже высмеивала наивность тех, кто попался на удочку киберпреступников. Но когда в один прекрасный день мошенники добрались и до меня – повелась как дурочка. На «Kufar.by» выставила на продажу дочкину куртку (вещь стала ребенку мала, зачем, чтобы занимала место в шкафу), и вскоре мне в WhatsApp написала девушка и попросила сделать замеры. Потом поинтересовалась наличием дефектов и в конце заключила: ее все устраивает, будет покупать. Я ликовала: только опубликовала объявление и уже нашелся покупатель. Оформить сделку девушка предлагала через «Куфар-доставку», мол, это гарантия того, что я не пришлю ей кота в мешке, а она не обманет с деньгами. На «Kufar.by» действительно появилась такая услуга. И хотя я никогда ею не пользовалась, была не против пойти навстречу покупателю.Девушка прислала мне ссылку, по которой нужно было пройти, чтобы подтвердить зачисление денег на мой счет. А затем – ввести данные карты. Неладное я почувствовала, когда потребовалось ввести CVV карты (трехзначное число). На все мои протесты и сомнения собеседница находила очень логичные ответы. И я сдалась. Ввела трехзначный код и даже указала баланс счета (такое тоже запрашивала программа). К моему счастью, что-то пошло не так: постоянно выскакивало сообщение об ошибке. Видимо, программа кибермошенников дала сбой. То, что я была почти на крючке и мне просто случайно повезло, поняла только спустя несколько дней. Сразу бросилась проверять наличие денег на счете – все на месте. Выдохнула с облегчением!
– А вот сразу выдыхать не стоит, Наталья! – начал с ликбеза Артем Юртаев, которому я тоже поведала свою историю. – Я настоятельно рекомендую заменить банковскую карту. Возможно, киберпреступники получили доступ к вашим персональным данным, но выжидают, пока на счет будет зачисление средств. Кстати, ситуацию, которую вы описали (и ей подобные) окрестили «фишингом».
Что такое фишинг и чем он отличается от вишинга
Фишинг пошел от английского слова fishing — «рыбная ловля». Проще говоря, это «развод» на выдачу личных данных: номера банковской карты, CVV-кода, идентификационного номера, логина и пароля от личного кабинета. Цель мошенника — получить доступ к вашему банкингу или счету, чтобы потом вывести средства на посторонние счета.«Одной из разновидностей фишинга выступает вишинг — это сплав слов «voice» и «phishing», проще говоря, «голосовой фишинг». При нем мошенники работают через телефонный звонок и представляются сотрудниками банка, – разъясняет Артем Юртаев. – Особенность этого вида мошенничества в том, чтобы в устной форме создать панику и запросить немедленную выдачу информации у доверчивого пользователя. Приведу пример:
– Здравствуйте! Меня зовут Мошенник Мошеннический, я являюсь сотрудником безопасности банка X. С вашей карты было проведено списание суммы N. Проводили ли вы эту операцию? Она кажется подозрительной.
– Здравствуйте. Нет, я не проводила такую операцию.
– Очень хорошо, что мы сейчас это отследили. Подскажите, на какую сумму была ваша последняя операция и какой сейчас остаток на карте? Это необходимо, чтобы удостовериться, что больше нелегального списания не было.
– На моей карте ничего нет. Остаток 0 рублей.
– 0 рублей? Вы уверены? Возможно, у вас есть карты других банков, чтобы мы связались с их службой безопасности и предупредили, что произошла утечка личных данных, для принятия соответствующих мер.
– Да, я уверена. Есть еще карты банка Z.
– Тогда переключаю на специалиста банка Z (переадресация на другой банк).
– Здравствуйте, это представитель банка Z. Хотели бы уточнить информацию по остаткам на вашей карте и последним суммам списания.
– На моей карте нет средств. Остаток 0 рублей.
– Точно 0 рублей? Вы уверены?
– Да.
– (короткие гудки)
«Именно вишинг стал одним из антигероев информационной безопасности последнего времени. По некоторым данным, в 2020 году 84% всех попыток мошенников обмануть белорусов приходились именно на телефонные разговоры, – приводит статистику Артем Борисович. – И хотя успешным оказывается лишь один из ста подобных звонков, в совокупности преступникам удается таким образом ежемесячно выкачивать из своих жертв тысячи рублей».
Пенсионеры чаще всего становятся жертвами вишинга
– Из-за низкой осведомленности и излишней доверчивости именно наши пожилые мамы и папы, бабушки и дедушки страдают от киберзлодеев, – констатирует Артем Юртаев. – Поэтому очень прошу беседовать со своими родственниками на эту тему.Кстати, преступники могут строить свою махинацию на обмане уже обманутых людей. Был случай, когда они завладели базой данных пенсионеров, купивших “чудо-добавки” и, представляясь прокурором, сообщали о возможности возврата денег. Все было похоже на правду: звонивший обращался к жертве по имени-отчеству, указывал наименование товара и точную сумму потраченных денег. Но для того, чтобы вернуть средства, нужно заплатить НДС/скинуться на подачу коллективного иска и т. п. Обрадованные возможностью вернуть потерянное, доверчивые пенсионеры переводили мошенникам деньги.
Фарминг – самый коварный вид мошенничества
– У меня для вас две новости: хорошая и не очень, – мой собеседник умеет заинтриговать.– Давайте хорошую!
– Осведомленность наших граждан растет с каждым днем, – оптимистично заявляет Артем Юртаев. – Звонок по Вайберу от «сотрудников банка» уже стал своеобразным мемом в современном обществе. Про такие уловки киберзлодеев знают и все меньше на них попадаются.
– А какая новость «не очень»?
– Виртуозность грабителей тоже растет. На арену выходит еще один вид мошенничества – фарминг. Это скрытое перенаправление пользователя на ложный сайт с помощью установки вредоносного ПО на компьютер. Фарминг, пожалуй, самый коварный вид аферы. Вирус активизируется, когда пользователь, совершенно не подозревая подмену, намеревается зайти в банкинг или онлайн-магазин. Именно в этот момент он автоматически попадает на поддельную страницу.
– И что же делать, чтобы не попасться?
– Такую кибератаку сложно распознать самому, поэтому рекомендую внимательно относиться к установке и скачиванию новых программ из интернета.
Не попадись!
● Во-первых, вас должно насторожить, что работник банка звонит вам в мессенджер. Во-вторых, код телефонного номера, с которого производится вызов, зарубежный. Запомните: ни один представитель финансового учреждения не будет по телефону уточнять ваши данные. В противном случае – вы разговариваете со злоумышленником. И назвать ему номер карты сродни тому, что вручить ключи от квартиры;● Установите блокировку телефона по пин-коду, отпечатку пальца или графическому ключу;
● В случае утери телефона смените все пароли;
● Не перезванивайте на незнакомые иностранные номера;
Тоже важно!
● Не публикуйте в социальных сетях фото билетов на концерты, балеты, спектакли и другие ивенты. Если на снимке засветился штрих-код, то его запросто можно вставить на поддельный тикет и попасть в зал. Подобные прецеденты уже случались;● Не стоит давать свой мобильный телефон в руки незнакомцам. Видите, что человеку действительно нужна помощь? Наберите номер самостоятельно и передайте абоненту просьбу. Если ваш гаджет попадет к мошеннику, то ему достаточно всего пары минут, чтобы подключить услугу v-banking, оформить на вас кредит и перевести начисленные деньги на свой счет;
● Следует быть внимательным и к бесплатному wi-fi в публичных местах. Порой мошенники создают точки доступа с наименованиями, похожими на уже существующие. Допустим, сеть в торговом центре называется center123, а их вариант – centar123. Подключившись не к той точке, вы передаете злоумышленнику конфиденциальную информацию: пароли от почты и соцсетей, предоставляете доступ к фото и видеоархиву, а также к совершенным денежным переводам.
0Комментарии
Авторизоваться
Для отправки отзыва нужно авторизироваться.







