У них появляется дом, когда темно за окном. Репортаж из Лидского дома временного ночного пребывания

07 Ноября 2020 5314
Бродяжничество старо как мир. Одни попадают в разряд бездомных волей судьбы, у других стремление жить вне дома – скорее личная мировоззренческая установка и состояние души. И если в древности скитаниям придавался духовный смысл и странники покидали свои дома, в основном пускаясь в паломничество по святым местам, то нынешние бродяги никаких «просветленных» целей не преследуют. 

Времена, когда усталых путников люди пускали переночевать в свои дома, также остались в прошлом. Сегодня вряд ли найдется желающий разделить свой кров с бездомным. Перспектива же остаться ночевать под открытым небом – не из лучших. Однако ситуация не так безнадежна, как может показаться на первый взгляд.

Бродяга, а значит, правонарушитель?

Один из способов решения данной проблемы общество придумало... более шести веков назад. Речь идет о создании ночлежных домов, или, иными словами, ночлежек. Так, первый приют такого плана в Западной Европе был устроен в 1361 году. Заметим, что пользоваться им имели право только дряхлые и немощные люди, здоровым же после нескольких посещений в приеме отказывали. В России ночлежные дома стали появляться лишь в 1860-1870-е годы, что было связано со стремительным переселением обедневшего крестьянства в большие города ради заработков.

Что же касается СССР, откуда большинство из нас родом, то проблемы бездомных людей в Союзе не то чтобы не существовало – относились к ней совсем по-другому. Бродяжничество рассматривалось как правонарушение, и с «лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный, паразитический образ жизни», велась борьба, а сами бездомные помещались в приемники-распределители органов внутренних дел.

Сведения о том, были ли раньше ночлежные дома в нашем городе, отсутствуют. И это повод для владеющих достоверной информацией поделиться неизвестными фактами из истории нашего края на страницах «Лідскай газеты». Зато о дне сегодняшнем можно сказать абсолютно точно: дом ночного пребывания в Лиде есть и он успешно функционирует уже... седьмой год.

Была баня – стала ночлежка

«Бомж» – всем известное слово-акроним, составленное из начальных букв термина протокола советской милиции – «без определенного места жительства», – в дальнейшем перекочевавшее в сленг. К таким людям общество относится негативно: неопрятный вид опустившихся людей, соответствующий, увы, большинству из них, вызывает лишь отрицательные эмоции. И вместе с тем в социуме есть понимание того, что каждый должен иметь шанс не опуститься, а подняться на ступень выше.

Летом 2014 года в нашем городе государственное учреждение «Лидский районный дом временного ночного пребывания лиц без определенного места жительства» начало свою работу. Соцучреждение, длинное название которого говорит само за себя, разместилось по улице Энгельса, 122, в бывшей бане молочно-консервного комбината. На то время банное заведение перестало пользоваться популярностью, а стены заброшенного помещения уже подзабыли, когда здесь в последний раз поддавали жару. Его поддали строители: на занимаемых некогда баней площадях порядок был наведен за три месяца. И... вот она – бесплатная ночная гостиница для людей, не имеющих собственной крыши над головой. 

И снова «шерше ля фам»?

Благое было сделано дело: ночлежка оказалась достаточно востребованной. А морозными зимами 2017-2018 годов, когда столбик термометра опускался до минус тридцати градусов, желающих переночевать было в два раза больше, чем кроватей, здесь имеющихся. Однако на улице никто не остался: оборудовали дополнительные спальные места, и места хватило всем.

Всего же за шесть лет с хвостиком дом ночного пребывания Лидского райисполкома обеспечил кровом более полутора сотен людей, его лишенных. Обратившихся в приют женщин можно сосчитать по пальцам, абсолютное большинство бездомных – представители сильной половины человечества.

В том, что бедолаги остались без крова, как правило, виноваты они сами. Однако, как ни крути, в большинстве случаев прямое или косвенное отношение к этому имеет и женщина. Наиболее распространенных жизненных ситуаций две. Согласно первому сценарию, пока мужчина пребывает в местах не столь отдаленных, супруга успевает не только развестись с ним, но и лишить его жилплощади. Во втором случае события развиваются следующим образом. Случается, что, встретив женщину, мужчина переходит к ней жить. Поскольку отношения складываются хорошо, нередко бывает, что собственное жилье он продает, а вопрос прописки не поднимает. Спустя годы вторая половинка внезапно уходит из жизни, зато приходят ее дети от прежнего брака и требуют покинуть занимаемую площадь...

Единый адрес регистрации для 32 человек

Контингент постояльцев ночлежки различен. За помощью в соцучреждение обращаются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию по разным причинам. Есть среди них как выходцы из мест лишения свободы, так и те, кто лишился жилплощади за неуплату коммунальных услуг. Есть и такие, кто по заброшенным строениям скитался годами и ночевал, где придется. Здесь рады каждому. Ведь это же люди. И помощь оказывают всем, кто ее попросит.

В Лидском доме ночного пребывания бродяги не только получают ночлег. Работа соцучреждения направлена на социализацию бездомных. В первую очередь в порядок приводится внешний вид. Человек имеет возможность помыться, переодеться в чистую, опрятную одежду, которую предоставляет Белорусское общество Красного Креста, а также неравнодушные лидчане. Бывает, люди так хорошеют, что их становится не узнать. Также бездомные осматриваются фельдшером на педикулез, да и в целом оценивается состояние здоровья. И если оно того требует, задействуются различные медицинские учреждения. 

Людям, не имеющим удостоверения личности, делают паспорта. Немаловажен и тот факт, что лица без определенного места жительства при необходимости получают временную регистрацию, которая дает право на бесплатное медицинское обслуживание. Адрес регистрации у всех одинаков: улица Энгельса, дом 122, квартира 5. На момент написания данного материала здесь было зарегистрировано... 32 человека. Сюда же на имя бездомных поступает корреспонденция.

Кроме того, отдел содействия занятости населения предлагает человеку трудоустройство, подыскивая подходящую вакансию. Затем, как правило, решается вопрос о предоставлении общежития или какого-либо социального учреждения. 

В тесноте, да не в обиде

Чтобы не быть голословным, днями корреспондент «Лідскай газеты» посетил Лидский дом ночного пребывания лично. Случилось это как раз после проведения в помещении гостиницы косметического ремонта, на который финансовый отдел Лидского райисполкома выделил 3000 белорусских рублей. В коридоре приюта освежили стены, на пол уложили новую плитку. В ближайшее время ЛГУП ЖКХ планирует провести ремонт фасада ночлежки – одноэтажного здания барачного типа, в котором помимо соцучреждения размещены квартиры четырех лидских семей.

В Лидском доме ночного пребывания быт устроен следующим образом. Здесь имеются рабочий кабинет директора, комната, в которой дежурит вахтер, и две комнаты-спальни, по четыре койко-места в каждой. Просторная столовая выполняет сразу несколько функций: кухни, собственно столовой и зала. Постояльцы здесь готовят еду, кушают и смотрят телевизор. Есть тут и удобства: имеются душ и туалет. К услугам постояльцев – электрочайник, электроплита, холодильник, а также стиральная машина, пользоваться которой можно раз в неделю. 

Еду постояльцы готовят из собственных продуктов. Однако на «черный день» имеются кое-какие запасы: картофель (спонсорская помощь от РСУП «Совхоз «Лидский»), маринады и другие продукты с длительным сроком хранения от Белорусского общества Красного Креста, а также прихожан церквей «Благодать» (ул. Летная) и Всех Святых (ул. Островского).

К слову, 82 квадратных метра, что занимает дом ночного пребывания, – уже недостаточно: кровати стоят впритык друг к другу, личные вещи хранятся под ними, шкафов нет по той причине, что ставить их просто негде. Нелишним было бы подсобное помещение и для хранения продуктов, а также вещей, необходимых в хозяйстве. Однако, как говорится, в тесноте, да не в обиде.

Кто-кто в «теремке» живет?

Ну вот, пожалуй, настало время рассказать о тех, кто нашел приют в доме ночного пребывания. На сегодняшний день здесь живут, а точнее, ночуют пятеро постояльцев. Это не только лидчане, но и жители других районов Беларуси. Так кто же в «теремке» по Энгельса живет?

Вероника, 38 лет. Решением суда выселена из квартиры за неуплату коммунальных услуг. Без жилья с начала 2020 года. 

Сергей, 38 лет. Имеет признаки психического расстройства. Находится на лечении в больнице «Островля».

Роман, 46 лет. Инвалид с детства. В приют доставила транспортная милиция. Был снят с поезда из-за отсутствия документов, подтверждающих личность. Паспорт и удостоверение инвалида восстановлены. Поданы документы на получение пособия. Устраивается в общежитие в Лиде.

Мечислав, 64 года. Инвалид. Получил обморожение в новогоднюю ночь. Поздно обратился за медицинской помощью, в результате чего нога была ампутирована. Купил дом в деревне, но официально жилье не переоформил. Устраивается в общежитие в Березовке.

Леонид, 66 лет. Инвалид по зрению. В детстве жил в соседнем с ночлежкой доме, а его мать работала в прачечной бывшей бани молочно-консервного комбината. Дважды разведен, имеет двух дочерей. Родственники не признают. Более трех месяцев не задерживался ни на одной работе. Устраивается в общежитие в Березовке.

Вход «под мухой» запрещен

ГУ «Лидский районный дом временного ночного пребывания лиц без определенного места жительства Лидского райисполкома» – второе заведение подобного типа в Гродненской области (еще один дом ночного пребывания есть в областном центре). В названии соцучреждения не случайно есть словосочетание «временного ночного пребывания». За исключением воскресенья, находиться в гостинице можно с 18 часов вечера до 8 часов утра. И лишь седьмой день недели позволительно провести в приюте целые сутки. Впрочем, даже эти блага доступны на протяжении только определенного временного отрезка, который по договору о предоставлении места (с начала работы приюта их было оформлено 219) регламентирован одним месяцем. Правда, продлить проживание в приюте можно до полугода. 

Днем ночлежку бездомные покидают и распоряжаются личным временем по своему усмотрению. Очень многие используют светлое время суток для какой-либо разовой подработки. Лицам без определенного места жительства она перепадает нередко: то одиноко проживающая старушка попросит огород перекопать, то индивидуальный предприниматель предложит помочь по хозяйству. Заработок, конечно, незавидный – на пропитание едва хватает, но если не лениться, голодным не останешься. Впрочем, бывают и долгосрочные предложения отправиться на сельхозработы в какое-либо хозяйство.

А вот что категорически запрещено в доме ночного пребывания – так это алкоголь. О том, что, будучи под хмельком, под мухой, подшофе, можно лишиться крыши над головой, постояльцы проинформированы и, дорожа возможностью переночевать в теплой, чистой постели, придерживаются сухого закона. И вообще, временные квартиранты стараются не шуметь: тревожной кнопкой для вызова наряда милиции, которая имеется в доме ночного пребывания, за всю историю его существования еще ни разу не воспользовались.

Неравнодушных людей много

«Спасибо, «Павел» Петрович!» – именно так чаще всего выражают свою благодарность бывшие постояльцы Лидского дома временного пребывания его директору Павлу Макуцевичу. И порой при этом интересуются, не надо ли чем помочь. Ведь благодаря стараниям Павла Петровича жизнь людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, меняется в лучшую сторону. Вместе с директором ночного приюта участвуют в судьбах бездомных и другие его сотрудники. 

Хотя, конечно, участников этого доброго дела гораздо больше. Решение проблемы бездомных людей – результат кропотливой работы Лидского райисполкома,  управления по труду, занятости и социальной защите райисполкома, отдела содействия занятости населения, различных предприятий и организаций города.

В помощи лицам без определенного места жительства есть и вклад обычных лидчан – тех, кто приносит одежду и продукты в общество Красного Креста, церкви. Кстати, с одеждой проблем нет, а вот обуви не хватает. Нелишними будут и мебель, предметы домашнего обихода (посуда, постельные принадлежности и так далее). Ведь когда вчерашнего бездомного заселяют в общежитие, все, что у него появляется, – это пустое помещение. 

Ночлежка – шанс начать новую жизнь

Казалось бы, с открытием дома ночного пребывания в Лиде проблема людей, лишенных крова, будет решена. Но не тут-то было. Среди бродяг есть настолько закоренелые, что их в соцучреждение никакими коврижками не заманишь. Бомжи до мозга костей, так сказать. И достучаться до их разума, увы, невозможно. Вероятнее всего, сказывается тот факт, что, проводя время в ночлежке, необходимо ограничивать себя в человеческих слабостях. Курить можно только на улице, а про алкоголь и наркотики придется и вовсе забыть. К сожалению, на это способен не каждый.

И все же мое убеждение такое: Лидский дом временного ночного пребывания предоставляет уникальный шанс начать все с чистого листа. И вот почему. Десяткам лиц без определенного места жительства лидская ночлежка открыла двери в новую жизнь. Я бы даже сказала «очеловечила». Так, некоторые вчерашние бомжи сегодня добросовестные работники. У людей есть не только стабильная ежемесячная зарплата, но и комната в общежитии, а также возможность пользоваться государственными социальными гарантиями наравне с другими членами общества.

Но об этом сказ – в другой раз.
Поделиться
0Комментарии
Авторизоваться